Файл: Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы отрасли физической культуры и спорта
1.1. Суть и значение физической культуры и спорта в общественном разделении труда
1.2. Экономические интересы субъектов физической культуры и спорта
2. Анализ состояния отрасли физической культуры и спорта в России
2.1. Государственная политика в области физической культуры и спорта
2.2. Оценка развития отрасли физической культуры и спорта
3. Перспективы развития отрасли физической культуры и спорта в России
3.1. Проблемные вопросы развития отрасли физической культуры и спорта России
На конец 2016 г. в Российской Федерации действует 276 652 спортивных сооружений:
− плавательные бассейны – 4956 ед.;
− сооружения для стрелковых видов спорта –7213 ед.;
− стадионы с трибунами на 1500 мест и более – 1959 ед.;
− лыжные базы – 2950 ед.;
− гребные базы и каналы – 116 ед.;
− крытые спортивные объекты с искусственным льдом – 537 ед.;
− велотреки, велодромы – 46 ед.
− биатлонные комплексы – 47 ед[14].
Обеспечивать поддержание в рабочем состоянии подобного количества спортивных сооружений, включение новых объектов в эксплуатацию, в особенности, из – за предстоящих крупных спортивных мероприятий, требуются значительные инвестиции, которые не всегда может обеспечивать муниципальный или региональный бюджет.
Современное состояние финансирования физической культуры и спорта сочетает в себе финансирование из государственного и местных бюджетов с широким привлечением внебюджетных средств, поступающих в результате собственной деятельности физически спортивных клубов, центров и т.д..
В целом, Российской Федерации свойственна европейская модель финансирования спорта (рисунок 2.1).
Рис.2.1.Финансирование физической культуры и спорта в России[15]
В рамках данного исследования проанализированы особенности финансирования федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 гг.».
Общий объем финансирования, который предусмотрен данной программой, учитывая прогноз цен на соответственные годы, - 129, 3 млрд. руб., в т.ч. и на развитие массового спорта составляет 101,1 млрд. руб. Рассматривая направление развития массового спорта, можно увидеть, что обязательства по финансированию мер распределились почти на равные части между федеральным бюджетом (53,6 млрд. руб.) и средствами бюджетов субъектов РФ (48 млрд. руб). Финансирование из внебюджетных источников осуществляется в размере 5,1 млрд. руб.[16] (табл.2.1).
Таблица 2.1
Объем финансирования и источники финансирования физической культуры и спорта согласно федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы»
Источники |
Объем финансирования |
||||||||||
2006 - |
в том числе |
||||||||||
2015 годы - всего |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
год |
год |
год |
год |
год |
год |
год |
год |
год |
год |
||
Федеральный бюджет |
53 613 |
2 850 |
3 490 |
3 968 |
4 819 |
5 337 |
5 979 |
6 770 |
6 849 |
6 933 |
6 618 |
в том числе доходы от лотереи |
26 894 |
79 |
482 |
1 288 |
2 140 |
2 663 |
3 310 |
4 108 |
4 190 |
4 274 |
4 360 |
Бюджеты субъектов РФ |
47 962 |
1 879 |
2 350 |
3 414 |
4 235 |
4 914 |
5 684 |
6 482 |
6 688 |
6 603 |
5 713 |
Внебюджетные источники |
5 080 |
100 |
370 |
250 |
300 |
420 |
250 |
700 |
720 |
720 |
1 250 |
Итого |
106 655 |
4 829 |
6 210 |
7 632 |
9 354 |
10 671 |
11 913 |
13 952 |
14257 |
14 256 |
13 581 |
Структура источников финансирования физической культуры и спорта согласно Программе, показана на рис.3.
Рисунок 2.2. Структура источников финансирования физической культуры и спорта в 2006-2015 гг. соответственно федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы»
Из рис.2.2. мы видим, что из федерального бюджета финансируется 50%расходов, 45% - из бюджетов субъектов и 5% - внебюджетные источники.
Динамика объемов финансирования физической культуры и спорта соответственно Программе представлена на рисунке 2.3.
Рис.2.3. Динамика объемов финансирования физической культуры и спорта в 2006-2015 гг. соответственно Программе
Как видим из рис.2.3 программой предусматривается планомерное увеличение объемов финансирования физической культуры и спорта до 2013 года, с 2014 года объемы финансирования немного уменьшаются.
Как представляют данные, по состоянию на 1 полугодие 2013 г. не введено в эксплуатацию 103 объекта массового спорта, которые профинансированы по данной программе за период с 2006 по 2012 гг. Так, к примеру, стадион для игры в регби по адресу: Московская область, Щелковский район, п. Монино, при плановом сроке сдачи 2013 г., имеет готовность лишь только 30%.
В 2013 – 2015 гг. в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 гг.» было предусмотрено финансирование из федерального бюджета 329 объектов массового спорта, из них является только 40 начатых объектов. Остальные неготовые 63 объекта массового спорта подлежат к вводу в эксплуатацию за счет средств региональных консолидированных бюджетов. Российская Федерация реализовала свои обещания по со финансированию сооружений данных объектов в полном объеме согласно с заключенными с субъектами РФ соглашениями.
Результаты Федеральной целевой программы признаны успешными. Целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006-2016 года подтверждаются достигнутыми значениями в виде следующих показателей и индикаторов:
– доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности на- селения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2016 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);
– доля женщин, систематически занимающихся физической культу- рой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2015 году 15,6 процента;
– доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2015 году 52,7 процента;
– количество квалифицированных тренеров и тренеров – преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;
– единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2016 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 28030 человек в 2015 году;
– количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2015 году;
– введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;
– введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений[17].
Целесообразность осуществления программы доказывается результатами контрольного мероприятия Счетной Палаты РФ «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» в 2006-2010 годах» (2011-2012 годы).
В общем, анализ уровня финансирования физической культуры и спорта в России дает возможность сделать вывод, что:
во-первых, присутствует стабильность финансируемых направлений.
во-вторых, при общих тенденциях роста финансирования сохраняется небольшой удельный вес затрат на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете, и относительное постоянство доли отрасли на уровне 0,17 - 0,2% от ВВП, а это, приблизительно, в 10 раз меньше, чем в развитых странах.
в-третьих, средства программ по развитию физической культуры и спорта направляются в большей мере на укрепление материально-технической базы.
Итак, анализ показал, что в РФ выработана современная нормативная правовая база физической культуры и спорта. Оптимизирована система государственного управления физической культурой и спортом; увеличен уровень материального обеспечения тренеров и спортсменов и других специалистов, которые включены в составы спортивных сборных команд РФ; утверждены перечень мер по формированию школьного, студенческого и детско-юношеского спорта и Общероссийские антидопинговые правила. В субъектах РФ разработаны и согласованы со Стратегией[18] региональные программы развития физической культуры и спорта. Между Министерством спортом России и 52 субъектами РФ составлены договора о сотрудничестве и взаимодействии. Предмет соглашений - проблемы развития массового спорта, системы подготовки спортивного резерва и спортивной инфраструктуры, спорта высших достижений.
3. Перспективы развития отрасли физической культуры и спорта в России
3.1. Проблемные вопросы развития отрасли физической культуры и спорта России
Анализ состояния развития массового спорта в Российской Федерации показывает, что с 2008 года в стране наблюдается устойчивый рост показателей численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе в образовательных учреждениях, обеспеченности населения объектами спорта различных типов и их единовременной пропускной способности. Кроме того, в указанный период увеличены объемы финансирования физической культуры и спорта.
Значительную роль в успешном развитии этого направления играют принятая в 2009 году Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и принятая в марте 2013 года государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Целью развития физической культуры и массового спорта является достижение к 2020 году показателя систематически занимающихся физической культурой и спортом в 40% от общей численности населения страны. При этом доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должна составить не менее 20%, доля учащихся и студентов — не менее 80% от их общей численности. Показатель уровня обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предполагается увеличить до 48%.
В настоящее время в стране систематически занимается физической культурой 22,5% общей численности населения, 3,5% общей численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, 52,7% — численности учащихся и студентов . Показатель уровня обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, составляет 25%.
Для достижения целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта к 2020 году необходимо удвоить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Данный показатель требуется увеличивать на 2,5% ежегодно. При существующем темпе развития рост численности систематически занимающихся составит не более 2% в год
Основными факторами, препятствующими более интенсивному развитию индустрии спорта, являются:
1) преимущественная опора на государственные (федеральные и региональные) организационные и финансовые ресурсы, ограниченность которых не позволяет создать оптимальные условия для привлечения к регулярной физической активности различные группы граждан, в особенности взрослое население старше 30 лет. Сформировавшаяся практика снижает инвестиционную привлекательность физической культуры и спорта, а также не обеспечивает своевременного реагирования на изменение структуры и динамики спроса на физкультурно-оздоровительные услуги.
Анализ зарубежного опыта показывает, что локомотивом развития физической культуры и массового спорта выступают общественные физкультурно-спортивные организации — физкультурно-спортивные клубы и общества. Их деятельность основа на добровольном членстве, главным источником финансирования являются членские взносы. Широко распространена практика предоставления этим организациям разнообразных налоговых льгот ввиду их особой социальной значимости.
Это позволяет успешно решать задачи по охвату населения организованными формами занятий физической культурой и спортом по месту жительства и работы, получать объективные данные о численности систематически занимающихся, состоянии физической подготовленности населения, обеспечивать развитие спортивной инфраструктуры с учетом особенностей и потребностей жителей конкретного региона;
2) отсутствие законодательных стимулов к развитию физической культуры по месту работы граждан в Российской Федерации систематически физической культурой и спортом занимаются менее 10% населения в возрасте от 30 до 59 лет. Решение вопроса о создании для работников условий для занятий физической культурой и спортом оставлено на усмотрение работодателей. Соответствующие условия создаются в компаниях с высокоразвитой корпоративной культурой вместе с тем большинство работодателей не используют механизмы поощрения здоровьесбережения сотрудников.
Также в Российской Федерации не применяются распространенные за рубежом практики стимулирования работников с использованием механизмов монетизации выплат по обязательному медицинскому страхованию для лиц, не имевших страховых случаев за календарный год;