Файл: Роль межрегиональных миграционных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономика и позволит увеличить темпы демографического и социально-экономического развития не некоторых, а большинства российских субъектов; а также будет способствовать не дифференциации, а выравниванию уровня жизни населения всех субъектов Российской Федерации. Единственный положительный эффект от неконтролируемой современной миграции в стране – сверхконцентрация рабочей силы и зарождение здоровой конкуренции в её среде – не может перевесить потерь от вымирания окраинных территорий, роста сепаратизма, ухудшения экологических и отдельных демографических (рождаемость, сохранение института семьи) характеристик российского общества, коренное население которого продолжает вымирать второе десятилетие. Подводя итог, необходимо отметить, что для миграционных потоков в России характерно ее активное вовлечение в межрегиональный обмен, увеличение доли семейной миграции, уменьшение числа мигрантов трудоспособного возраста, низкая степень приживаемости мигрантов, совпадение мест концентрации внутренних и внешних мигрантов. Все это ведет к ряду негативных социальных последствий: обострению ситуации на рынке недвижимости, на рынке труда, росту нагрузки на социальную инфраструктуру, увеличению уровня преступности.

Глава 3 Изучение межрегиональной миграции по Магаданской области

3.1 Актуальность проведения исследования

Дальний Восток России характеризуется богатым природно-ресурсным потенциалом. Добываемые здесь минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биоресурсы играют важную роль в экономике страны, а сама территория имеет важное геополитическое значение. Эти особенности обусловили еще в советское время специфику заселения и освоения территории. Учитывая то, что Дальний Восток РФ испытывал недостаток трудовых ресурсов на всех этапах своего развития, политика государства была направлена на поощрение миграции населения из республик СССР и центральных регионов РФ, в результате чего обеспечивалось увеличение численности населения региона.

Таким образом, население и трудовые ресурсы Магаданской области сформировались в советское время за счет пришлых жителей, ориентированных на промышленное освоение территории. Особенность развития населения и трудовых ресурсов региона заключается в их высокой мобильности и низкой приживаемости привлеченного населения. Большинство прибывших в область людей мотивировано, из-за своеобразия приложения труда в экстремальных природно-климатических условиях, на непостоянное здесь проживание (психология «временности»). [12]


Миграционное поведение населения определяется потребностями в изменении жизненных условий, которые выражаются в интересах, желаниях, стремлениях индивидов и тесно взаимосвязаны с жизненными установками, ценностными ориентирами и мотивами, определяющими характер миграции. Значительная часть населения северных территорий Дальнего Востока пребывает в психологическом состоянии потенциальной миграции (готовности к смене места жительства), дающем представление лишь о намерениях или прожективном поведении, которое не всегда приводит к принятию решений.[13]

Но имеющийся факт такой потенциальной миграции при незначительных спадах экономики способствует высоким темпам оттока населения из регионов Дальнего Востока. Сегодня все регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) характеризуются отрицательным миграционном сальдо. Для закрепления населения на Дальнем Востоке государство использует систему районных коэффициентов и надбавок для северных регионов ДФО, которая должна обеспечивать более высокий уровень жизни, компенсирующий дискомфортные условия проживания и хозяйствования. Повышение уровня жизни населения является одним из главных целевых ориентиров социально-экономического развития каждого региона и страны в целом. Количественные показатели основных индикаторов уровня жизни определены в Концепции долго- срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ 17.11.2008 № 1662-р., в государственной программе РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 308) и в стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2025 года: закон Магаданской области от 11.03.2010 № 1241-ОЗ (в ред. закона Магаданской области от 27.12.2013 № 1696-ОЗ) (далее – Стратегия развития Магаданской области).

Однако, несмотря на используемые меры, именно в Магаданской области, Чукотском автономном округе (ЧАО), Республике Саха (Якутия) из 9 регионов Дальнего Востока наблюдается масштабный отток населения при более высоких среднедушевых денежных доходах. Анализ причин этой парадоксальной ситуации и определение направлений по ее улучшению являются важными научно-практическими задачами. Объектом исследования являются социально-экономические факторы, влияющие на миграционные процессы в Магаданской области. Теоретические и методологические основы Исследование базируется на общенаучных подходах, позволяющих рассматривать миграционные процессы как социально-экономическое явление. Использованы методы анализа, обобщения, аналогии, классификации, а также эмпирические методы: описания, сравнения.


3.2 Результаты исследований

Сравнительная характеристика миграционных процессов и уровня жизни населения в Магаданской области с регионами ДФО и РФ проведена на основании данных, представленных в статистическом ежегоднике «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014», в «Российском статистическом ежегоднике. 2014», статистическом ежегоднике «Магаданская область. 2014».[14]

Магаданская область является северным регионом Дальневосточного федерального округа. Основу экономики области формируют ресурсные отрасли – добыча золота (4-е место в РФ) и серебра (1-е место в РФ), а также добыча биоресурсов. На 01.01.2014 численность населения региона составила 150 тыс. чел. (2,4% населения ДФО и 0,1% населения РФ), плотность населения – 0,33 чел./км2. [15]

Магаданская область входит в последнюю десятку регионов с самым малочисленным населением в России, занимая 81-е место из 83-х. Следует отметить, что массовый отток населения области начался в 1990-е гг. По состоянию на 01.01.2014 численность жителей области относительно 1990 г. уменьшилась на 68%, относительно 2000 г. – на 22%, т.е. население продолжает активно покидать территорию. Во всех регионах ДФО продолжаются процессы миграционной убыли населения (табл. 1). В большинстве случаев отток населения осуществляется за пределы федерального округа (40–80%), реже миграционные потоки осуществляются в границах округа (20–60%).

Таблица 1 - Коэффициенты миграционного прироста на 10 000 человек населения[16]

В Магаданской области сохраняются максимальные значения миграционной убыли (табл.1). Причем, если в доперестроечный период территорию области покидали преимущественно пенсионеры, то в современных условиях на постоянное место жительства в другие, более благоприятные для проживания районы перемещаются в значительном количестве и граждане трудоспособного возраста, среди которых – высококвалифицированные специалисты. По этой причине на региональном рынке труда наблюдается дефицит кадров практически по всем специальностям.

Высокие коэффициенты миграционной убыли – это, по нашему мнению, реакция населения на низкий уровень жизни в регионе. Рассмотрим основные показатели, характеризующие уровень жизни населения в Магаданской области в сравнении с регионами ДФО и со среднероссийским уровнем для выявления причин высокого отрицательного миграционного сальдо в регионе. Сопоставляя основные показатели, характеризующие уровень жизни в регионах ДФО и в среднем по России, можно видеть, что по многим из них Магаданская область имеет лидирующие или высокие позиции (табл. 2).


Таблица 2 - Показатели уровня жизни населения в Российской Федерации и регионах Дальневосточного федерального округа в 2013 г.

Так, среднедушевые доходы населения в области в 2013 г. были выше среднероссийских в 1,6 раза и средних по ДФО в 1,5 раза (2-е место). Практически такое же превышение существует по среднему размеру назначенных пенсий (2-е место).

В Магаданской области – самый низкий из регионов ДФО уровень безработицы. Область по итогам 2013 г. занимает 2-е место по обеспеченности жильем; 3-е – по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума (ниже доля только в Чукотском автономном округе и Сахалинской области). По объему ВРП на душу населения также довольно высокая позиция – 4-е место в ДФО, в 1,4 раза выше среднего показателя по РФ. Переходя к группе результирующих показателей, которые, по мнению ряда авторов, отражают реакцию населения на сложившийся уровень жизни с учетом его природно-климатических условий в регионе, можно видеть, что более высокие денежные доходы не дают преимуществ населению Магаданской области в уровне покупательной способности. Наоборот, этот показатель был ниже среднероссийского уровня на 3% в 2012 г. и на 14% – в 2013 г., так как и прожиточный минимум в регионе в те же 1,6 раза выше его значения в среднем по регионам России.

Тревожным является низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что подтверждает низкий уровень жизни (в 1,1 раза ниже, чем в среднем по РФ). Из регионов ДФО этот показатель еще хуже в Чукотском автономном округе (что объясняется высокой долей жителей коренных малочисленных народов Севера, традиционно имеющих меньшую продолжительность жизни), а также в Еврейской автономной и Амурской областях, имеющих самый низкий рейтинг среди регионов ДФО по совокупности показателей валового регионального продукта, среднедушевых доходов и среднего размера начисленных пенсий. Лидирующие места Магаданской области по показателям среднедушевых денежных доходов населения, заработной платы, назначаемых пенсий, уровня безработицы, обеспеченности жильем в современных экономических условиях не являются сдерживающим механизмом отрицательных миграционных потоков в области по ряду причин.

Во-первых, размер заработной платы и пенсий приведен с учетом районного коэффициента (70% оклада) и северных надбавок (80% оклада), которые по своей сути являются компенсацией за проживание в районах Крайнего Севера.


Без их учета средняя заработная плата в Магаданской области составляет в последние годы от 65 до 76% от среднероссийского уровня (см. рис.1), тогда как еще в благоприятный период 1990–1995 гг. этот показатель был более 90%. А с учетом северных доплат средняя заработная плата в области более чем в 2 раза превышала среднероссийский уровень, в последние годы этот разрыв составляет 1,6–1,8 раза. [17]

Рисунок 1 - Отношение средней заработной платы в Магаданской области к уровню заработной платы в РФ

В 1990 г. разница между доходами населения Магаданской области и среднероссийскими доходами составляла 2,9 раза, что делало регион привлекательным для проживания (табл. 3). В 2013 г. разница в доходах между «центром» и «севером» снизилась относительно благополучного 1990 г. в 1,8 раза и составила всего 1,6 раза. Такая разница отстает от величины северных доплат и не компенсирует в полном объеме дискомфортность проживания в северном регионе.

Таблица 3 - Изменение показателей уровня жизни

В результате утрачены стимулирующие функции коэффициентов и надбавок для населения. Несмотря на то, что по законодательству система коэффициентов и надбавок продолжает действовать на территориях северных регионов, остается открытым вопрос возмещения частным предпринимателям понесенных затрат на их выплату. Справедливо ли, что находящиеся в неблагоприятных условиях ведения бизнеса «северные» предприятия несут на себе затраты социального характера, гарантированные государством? Такая ситуация отражается на размере собственно оплаты труда без учета северных доплат (поэтому средняя зарплата в чистом виде на 25% ниже среднероссийского уровня) и не способствует развитию среднего и малого бизнеса.

В структуре доходов населения Магаданской области на доходы от предпринимательской деятельности приходится лишь 5,6%, в РФ – 8,6%. Более 40% населения региона занято в государственном и муниципальном секторе при значении среднероссийского показателя 28,7%. Во-вторых, в Магаданской области – более высокая доля экономически активного населения (1990 г. – в СССР), принятой за 100% 29 (на 10% выше, чем в целом по стране и по ДФО), что оказывает положительное влияние на общий уровень среднедушевых доходов.

В результате структура доходов населения Магаданской области существенно отличается от среднероссийской: в ней заметно выше доля оплаты труда (в 1,7 раза) и почти 90% доходов приходится на оплату труда и социальные выплаты, тогда как в РФ – только 60%. Повышенная доля экономически активного населения обусловлена спецификой северного региона – более низкой долей пенсионеров относительно среднероссийских значений (на 20%), подавляющая часть которых продолжает работать (табл. 3). Несмотря на высокий уровень номинальных доходов населения, с 1995 по 2013 г. средние темпы роста реальных денежных доходов в Магаданской области отстают от среднероссийских почти на 4% (100,4 и 104,3% соответственно). Например, в 1992 г. (первый год после развала СССР) индекс потребительских цен по отношению к 1991 г. в РФ составил 26,1 раза, в ДФО – 32,5 раза, в Магаданской области – 52,6 раза (регион – абсолютный лидер рейтинга). В-третьих, покупательная способность жителей Магаданской области практически находится на уровне среднероссийского показателя – среднедушевые доходы обеспечивают 3 прожиточных минимума (в РФ – 3,5). При этом в регионе лимитированный выбор и низкая ценовая доступность качественных продуктов питания при ограниченных возможностях использования личного подсобного хозяйства, невысокое качество или отсутствие определенного перечня непродовольственных товаров и услуг. Это вряд ли приемлемое соотношение для северного региона.