Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретический анализ миграционных процессов
1.3 Особенности миграционной политики России
Глава 2 Особенности межрегиональной трудовой миграции на современном этапе развития РФ
2.1 Современное состояние миграции в России
2.2 Особенности межрегиональной миграции трудовых ресурсов России
Глава 3 Изучение межрегиональной миграции по Магаданской области
Глава 2 Особенности межрегиональной трудовой миграции на современном этапе развития РФ
2.1 Современное состояние миграции в России
Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции. [5]
Ежегодно в Россию приезжает около 13-14 миллионов иностранцев, 70 % из них - это 34 граждане СНГ, 10 - жители стран ЕС. Постоянно в России проживают 680 тысяч иностранцев, это менее половины процента населения. На сегодня в стране находиться 9,5 миллионов иностранцев, 1,3 миллиона законно работают, 3,7 условно приехали в гости. Из оставшейся категории риска 4,5 миллиона человека, около 3,2 миллиона мигрантов находятся в России более трёх месяцев. И для обеспечения своего проживания, могут нелегально работать, не платят налоги. При этом в целом трудовые мигранты составляют не более 7 % от всех занятых в экономике.
Выходцы из Китая в этом миграционном потоке составляют где-то 3,15 % и занимают второе место по числу мигрантов из стран с визовым режимом. «В абсо-лютной цифре это порядка 400 тысяч человек, которые к нам выезжают ежегодно. Районами наибольшего распространения или пребывания граждан Китая являются Еврейская автономная область, Республика Калмыкия, Забайкальский край. [6]
Но в последнее время в России обострились проблемы внутренней миграции. И прежде всего те, что связаны с заявительным порядком регистрации граждан по месту жительства.
На 6 тыс. адресов зарегистрировано более 260 тыс. граждан, получается в среднем по 43 человека на одно жилое помещение. России,возможно, стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются.
Таким образом, современное состояние миграционных процессов в России приобретает поистине глобальные масштабы, становясь важнейшим фактором эко-номического, социального, политического и культурного развития населения.
2.2 Особенности межрегиональной миграции трудовых ресурсов России
Межрегиональная миграция – это передвижение людей из одного региона страны в другой с целью или намерением поиска нового места проживания. Такая миграция может быть временной или постоянной. Внутренние мигранты перемещаются, но остаются в пределах территории страны своего происхождения (например, мигра-ция из сельской местности в города). [7]
Внутренняя миграция выполняет важную роль в процессе экономического пе-рехода, так как благодаря ей повышается эффективность пространственного разме-щения ресурсов и сглаживаются региональные различия в доходе и занятости. [2]
Межрегиональная миграция в России слаба, ее нужно стимулировать и направлять туда, где это требуется, а не туда, куда едут люди. На данный момент это очень сложно, так как население страны не позволяет делать обширные переселения в развивающиеся районы страны. Поэтому переселения малого количества людей направлены в уже хорошо сформировавшиеся районы.
В основном отток населения идёт из сельской местности в городскую. Основная часть притока населения приходится в центральные районы, такие как Москва и Санкт-Петербург. Второстепенным местом притока населения является Западная Сибирь, те места, где развита нефтяная отрасль.
Отток населения из сельской местности происходит из-за того, что в деревне почти нет работы, после распада колхозного хозяйства. Население привлекает дос-тупность в получении работы и образования. Для сохранности численности населе-ния необходимо привлекать молодых людей для работы в школах, больницах и в полях с помощью различных привилегий и целевых программ.
В Центральном федеральном округе увеличился рост населения города Москвы. В Северо-Западном федеральном округе снизился рост населения Санкт-Петербурга. Как и сельская местность, небольшие города теряют в основном молодежь, которая уезжает учиться, она так же составляет часть трудовых мигрантов. Города, не имеющие квалифицированного рынка труда и крупных образовательных учреждений, теряют 20–30% молодёжи.
В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд, прежде всего, в крупных городах, и они стали нуждаться в дополнительных рабочих руках, что по-служило серьезным стимулом для миграции из малых городов и сёл.
Останавливать процесс внутренней миграции нельзя, но можно сокращать отток численности из малых городов и сёл в развитые районы страны. Например, способствовать притоку населения в развивающиеся города, создавать хорошие учебные заведения, филиалы университетов, дополнительные рабочие места. Таким об-разом, возможно, сократить приток населения в и так населённые города и распре-делить численность по районам, нуждающимся в населении. В общем, межрегиональная миграция характеризуется определенными тенденциями. С одной стороны – центростремительное перемещение населения, притягивание населения в определенные благополучные районы. С другой стороны – понижение численности населения Европейского Севера, некоторых регионов Дальнего Востока и Сибири. Сложившаяся ситуация несет опасность с геополитической точки зрения. Недостаток населения на Дальнем Востоке формирует определенные предпосылки для замещения коренного населения иммигрантами из соседних стран. Основная причина –-огромная и неприемлемая диспропорция в уровне социально-экономического развития между регионами страны, поэтому необходимо акцентировать внимание на миграционной политике государства, выявить детерминанты внутренней миграции, понять какие причины определяют подобное поведение людей.
На территории России, наравне с основными локальными реципиентами и донорами, можно выделить транзитные или «буферные» территории, которые также активно принимают участие в перераспределении трудовых ресурсов страны.
Утрачивая население в качестве миграционной убыли в обмене трудовыми ресурсами с реципиентами, данные территории получают приток населения из депрессивных регионов страны. Примерно 2/5 межрегиональных перемещений населения в России за период с 2001 по 2010 гг. представляя ли собой замещающий характер, таким образом, только 5 миллионов переселений из восьми повлияло на изменение численности населения в регионах. Оставшиеся 3 миллиона являются следствием «ползучей» формы миграции, то есть ситуациями, когда межрегиональные выбытия погашаются прибытиями, либо наоборот[8].
Параллельно развитию экономики стремительно растет и уровень жизни населения, проживающего в первых мегаполисах. Вследствие этого растут цены на землю и недвижимость. Желающие переселиться или начать свое собственное дело в первых городах сначала переселяются в ближайшие, а потом уже и не в самые ближние пригороды. Соответственно цены на землю и недвижимое имущество в них также начинают увеличиваться.
В итоге вокруг Москвы и Московской области, например, активно начинают заполняться ближайшие области «Золотого кольца» России: цены на недвижимость позволяют переезжать в них из-за рубежа или других регионов страны, а небольшое расстояние до столицы позволяет иметь там работу. Именно эти регионы выбираются в качестве территории для строительства крупных предприятий, филиалов промышленных автогигантов и т. д. Такому выбору способствует сочетание, с одной стороны – приемлемой низкой цены на землю, невысокой средней зарплаты и низкого прожиточного минимума, и с другой стороны – объективной возможности быстрого привлечения дополнительных трудовых ресурсов. В подтверждение этого, например, в Калужской области темпы роста интенсивности совокупного (зарубежного и межрегионального) миграционного прироста возросли больше чем в 10 раз между пятилетиями (2001–2005 гг. и 2006–2010 гг.)[9].
Межрегиональные миграционные потоки в России зависят от определенных социально-экономических закономерностей, российская структура детерминант межрегиональной миграции на современной стадии не имеет принципиальных отличий от соответственной структуры в странах с рыночной экономикой.
В современной России, в отличие от экономически развитых стран, внутренняя миграция не является реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации показателей социально-экономического развития, каким она могла бы быть при политике государства, направленной на преодоление барьеров внутренней миграции, что актуально с учетом понимания всей глубины демографического кризиса.
При анализе причин внутренней миграции, разрабатываемых и публикуемых Росстатом, можно заметить, что в ряду причин миграции порядочное место занимают семейные и личные причины (около 58 %) и желание вернуться на прежнее место проживания (16,04 %). Кроме того, в принимающих регионах мигрантов привлекает возможность трудоустройства (10,97 %) и возможные перспективы получения образования (9,3 %)[10].
И только 0,6 % межрегиональных перемещений в России приходится на такие причины, как экологическое неблагополучие, обострение криминогенной обстановки и межнациональных отношений.
Несмотря на нарастающий дефицит кадров в стране и в частности в крупных городах, проблема уравновешивания рынков труда при помощи миграции осознана недостаточно. Первоначальные институциональные условия, которые смогли бы облегчить пространственную мобильность граждан, до сих пор не созданы. Выделяют следующие факторы, ограничивающие мобильность[11]:
1. Сохраняющаяся обязательная забюрократизированная система регистрации. До сих пор сохраняется система оплаты коммунальных услуг в соответствии с числом проживающих в жилом помещении, а не по фактическому потреблению.
2. Ограниченный доступ к отдельным социальным услугам. Большинство систем социального обеспечения привязаны к месту постоянной регистрации человека. Сюда относятся услуги здравоохранения, пенсионного и социального обслуживания, в некоторых случаях – услуги образовательных учреждений.
3. Недостаточная развитость рынка жилья и высокие цены на него в региональных центрах являются главной причиной, которая препятствует перемещениям туда граждан на постоянное место жительства и удерживает их в статусе временных трудовых мигрантов.
4. Слаборазвитая сеть рекрутинговых и кадровых агентств, которые ответственны за поиск и подбор служащих в других населенных пунктах.
Только небольшое количество подобных структур, которые действуют в этой области, занимаются поиском наиболее востребованных специалистов редких специальностей.
5. Существование в России этнофобии. Человек с неславянской внешностью и фамилией, независимо от того, является ли он российским гражданином, сталкивается со значительными препятствиями при устройстве на работу.
Объёмы, направления и характер современной межрегиональной миграции России как никогда ранее детерминированы рыночным характером отношений. Такое развитие в условиях недостаточного государственного контроля ведет к поляризации всех сторон жизни регионов страны, к росту социальной напряженности, к разобщенности и ослаблению связей между различными территориями слабозаселенного российского государства.
Аналогичные негативные явления препятствуют положительному социально-экономическому и демографическому развитию страны, ослабляя российское государство в целом. Вопрос эффективного управления межрегиональными потоками как никогда остро стоит в современной экономической ситуации. Оптимизация миграционных процессов и направление их в русло, отвечающее интересам государства, может положительно повлиять не только на геополитическую ситуацию в стране, но