Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Пути повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие управленческого решения
1.1. Понятие и сущность управленческого решения
1.2. Процесс принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческого решения
2. Построение модели принятия решения на предприятии
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Особенности процесса управления на предприятии
2.3. Модель управленческого решения на предприятии
3. Пути повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии
3.1. Проблемы существующей на предприятии модели управленческого решения
3.2. Рекомендации для повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии
Введение
В наше время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной степени зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Управленческое решение - это завершающий этап процесса управления, который обеспечивает достижение конкретной цели. Оно является результатом размышлений, действий и намерений, выводов, обсуждений, постановлений и т.п., направленных на реализацию целей управления.
Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По сути, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности по принятию решений и определения его роли в управлении.
Актуальность данной темы заключается в том, что процесс принятия решений является неотъемлемой частью управленческого цикла в функционировании любой организации. Ведь сам процесс управления состоит из совокупности решений, которые приходится принимать руководителю. Поэтому от выбранной модели принятия решений зависит функционирование и эффективность всей организации.
Целью данной работы является обобщение теоретических основ построения и функционирования модели принятия управленческого решения. Полученные результаты могут быть использованы для усовершенствования модели принятия решения на предприятиях Российской Федерации.
Согласно данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
- проанализировано понятие и сущность управленческого решения;
- рассмотрен процесс принятия управленческого решения;
- рассмотрены модели и методы принятия управленческого решения;
- дана характеристика деятельности предприятия ООО «ИФК Аптеки»;
- исследованы особенности процесса управления на предприятии;
- изучена модель принятия и реализации управленческого решения на предприятии;
- изучены проблемы существующей на предприятии модели принятия управленческого решения;
- даны рекомендации для повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии.
Объектом данной работы выступает процесс принятия решения.
Предметом – модель принятия решения на ООО «ИФК Аптеки».
Для достижения цели использовались следующие методы исследований: методы теоретического обобщения, методы анализа и синтеза, дедуктивный метод, метод системного анализа, статистические методы и другие.
Информационной базой исследованя являються научные работы учених, посвященные вопросу принятия управленческого решения. Среди них можно выделить таких, как: Антонова Н. В., Афопичкин А. И., Баранов В.В., Башкатова Ю.И., Бражко Е.И., Серебрякова Г.В., Смирнов Э.А., Дульзон А.А., Карданская Н. Л., Кодин В. Н., Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю., Литвак Б.Г., Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н., Пирогова Е. В., Петухова С. В., Шеметов П. В., Просветов Г. И., Соколов Н.Н., Смирнов Э. А. и других. Все научные работы, научные пособия, учебники и разработки прошли проверку в Министерстве образования и науки Российской Федерации, поэтому являются научными и достоверными источниками. А сами авторы данных работ являются учеными, имеющими соответствующие научные степени, и практикующими преподавателями ведущих ВУЗов Российской Федерации.
1. Понятие управленческого решения
1.1. Понятие и сущность управленческого решения
Понятие «решение» в современной жизни весьма многозначно. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Основная причина неоднозначной трактовки понятия «решение» заключается в том, что в это понятие вкладывается смысл, соответствующий конкретному направлению исследований. [1][1]
Управленческое решение - это результат выбора субъектом управления способа действий, направленных на решение поставленной задачи в существующей или спроектированной ситуации.[2][2]
К управленческому решению выдвигают ряд требований, к числу которых можно отнести:
- всестороннюю обоснованность решения;
- своевременность;
- необходимую полноту содержания;
- полномочия;
- согласованность с принятыми ранее решениями.[3][3]
Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемых, управляющих систем и окружающей среды. Нужен тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив организации, региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирование передовой профессиональной мысли, развития их аналитико-прогнозных функций.[4][4]
Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и еще более усугубляют и без того болезненные процессы.[5][5]
Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития.[6][6] В наиболее общей форме управленческое решение должно охватывать следующие пункты:
- цель (совокупность целей) функционирования и развития системы;
- средства и ресурсы, используемые для достижения этих целей;
- основные пути и способы достижения целей;
- сроки достижения целей;
- порядок взаимодействия между подразделениями и исполнителями;
- организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.[7][7]
Важным требованием управленческого решения является полномочия (властность) решения - строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа, каждого звена и каждого уровня управления - постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования.
Согласованность с принятыми ранее решениями означает также необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи общественного развития. Она необходима для соблюдения традиций уважения к закону, постановлений, распоряжений или для осуществления последовательной научно-технической, рыночной и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата.[8][8]
Под качеством управленческих решений следует понимать степень соответствия характера задач функционирования, которые позволяют постоянно развиваться системе управления проектами, то есть управленческие решения обеспечивают дальнейшие пути развития системы при различных условиях формирования экономических отношений.[9][9]
Факторы, которые определяют качество и эффективность управленческих решений, могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды).[10][10] К числу этих факторов следует отнести девять основных:
- Законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческих решений;
- Четкая формулировка цели - для чего принимаются управленческие решения, реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
- Объем и ценность размещенной информации - для успешного принятия управленческого решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;[11][11]
- Время разработки управленческих решений - как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры)[12][12];
- Организационные структуры управления;
- Формы и методы осуществления управленческой деятельности;
- Методы и методики разработки и реализации управленческих решений (например, если организация является лидером - методика одна, если нет - то другая)
- Субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарными являются управленческие решения, тем более субъективны оценки;
- Система экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческих решений.[13][13]
Таким образом, можно отметить, что управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
1.2. Процесс принятия управленческого решения
Целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов принятия решений, которые бы способствовали достижению оптимального результата в конкретных условиях.[14][14]
Технология разработки, принятия и реализации решений и процедур, осуществления логических, аналитических, информационно-поисковых, вычислительных и других операций предусматривают их четкую последовательность. Разрабатывая управленческие решения, необходимо установить порядок осуществления операций, связанных с накоплением, движением, хранением, обработкой, анализом информации, обеспечением ею структурных подразделений и отдельных рабочих мест, а также определить действия, необходимые для решения хозяйственных задач.[15][15]
Рациональная технология принятия и реализации управленческих решений предполагает следующие этапы: подготовку, принятие, реализацию решения.[16][16]
Этап подготовки - проведение экономического анализа ситуации на микро- и макроуровне; охватывает поиск, накопления, обработку информации, выявление и формулировку проблем, требующих решения и тщательного изучения факторов, которые обусловили их появление.
Этап принятия - охватывает разработку и оценки альтернативных решений, определение критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие решения.
В рамках существующих ресурсных или институциональных ограничений из разработанных решений выбирают то, которое соответствует оговоренным критериям решения проблемы. Количество предлагаемых для решения проблемы вариантов зависит от имеющихся ресурсов, времени, информации, необходимой для обоснования решения и тому подобное.[17][17]
Важным элементом процесса принятия управленческих решений является оценка действий на различных его этапах. Так, на этапе диагностики проблемы - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы; на этапе обоснования - оценка различных вариантов, предложенных для решения проблемы, на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации. Это оценка осуществляется по определенным критериям. [18][18]
На этапе подготовки критерием распознавания проблемы чаще всего служит определенная цель, отклонения от которой свидетельствует о наличии проблемы. Итак, руководители всех уровней должны иметь четко сформулированные цели и задачи своей деятельности. При их отсутствии появление проблемы испытывают чисто интуитивно или при поступлении сигналов, что существенно усложняет процесс принятия решений.[19][19]
На этапе разработки вариантов решения проблемы применяют различные критерии, которые позволяют выбрать те, которые являются наиболее целесообразными.
От обоснованности этих критериев зависит качество управленческого решения и, в конечном итоге, адаптивность и эффективность организации.[20][20]
С целью ускорения процесса принятия решений и повышения их качества целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:
- формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где есть соответствующая информация;
- информация должна поступать от всех подразделений организации, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
- выбор и принятие решения должны учесть интересы и возможности тех звеньев управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации.[21][21]