Файл: Роль межрегиональных миграционных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для сравнения: в 1991 г. среднедушевые доходы в Магаданской области обеспечивали 5 прожиточных минимумов (прожиточный минимум 2012 г. был приведен к ценам 1991 г. с использованием индекса потребительских цен в регионе). В 2013 г. в РФ произошло изменение метода расчета потребительской корзины (Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред.06.12.2013)). Непродовольственные товары и услуги в среднем будут учитываться в размере 50%, а услуги – 60% от стоимости продуктов питания. Новый порядок формирования потребительской корзины позволяет учесть реальные изменения стоимости продуктов и непродовольственных товаров и услуг. Так, для населения Магаданской области увеличена энергетическая ценность корзины (для трудоспособного населения на 472 ккал, пенсионеров – на 400, детей – 301 ккал/сут), нормы потребления по хлебу, молоку, яйцу, овощам, рыбе и другим продуктам. Снижены нормы потребления дешевых продуктов – картофеля, масла расти- тельного, маргарина и других жиров. Это привело к увеличению величины прожиточного минимума в регионе в 1,3 раза (III квартал 2013 г. – 14 013 руб. на душу населения), что еще снижает покупательную способность среднедушевых доходов населения в Магаданской области с 3 до 2,6 раза (в 1,3 раза ниже, чем в среднем по регионам России). В-четвертых, структура расходов отражает специфику приоритетов населения северных регионов, типичным представителем которых является Магаданская область: объективно повышенные расходы на оплату услуг ЖКХ, резервирование финансовых средств для проведения «северных» отпусков и отложенные до времени покупки, что связано с бедным ассортиментом товаров в регионе, а также со стремлением сэкономить на разнице в ценах. Кроме того, практически в каждой семье аккумулируют средства для приобретения жилой недвижимости в регионах, более благополучных если не в экономическом плане, то, по крайней мере, в природно-климатическом. Именно по этим причинам жители северных территорий ущемляют себя в покупке качественных продовольственных и непродовольственных товаров, что отражается на качестве жизни, обусловливая непривлекательность региона для проживания при существующем уровне жизни. В-пятых, номинальное лидерство Магаданской области по обеспеченности жильем (29,0 м2 / чел.) в ДФО и в России не соответствует реальности. По сравнению с 1990 г. обеспеченность жильем в регионе выросла в 2 раза, при этом число квартир в области уменьшилось в 1,1 раза. Основным фактором роста стало не новое строительство, а сокращение численности населения области, преимущественно за счет миграции. Анализ жилищной обеспеченности региона по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в 2013 г. показал: 44% домохозяйств обеспечены жильем в размерах от 9 (и меньше) до 15 м2 /чел, еще 10% – от 15 до 20 м2 /чел. Таким образом, около 50% населения области не достигают норматива по обеспеченности жильем (18 м2 /чел.).


Поэтому для объективной оценки уровня жизни показатель обеспеченности жильем необходимо анализировать с учетом таких индикаторов, как характеристика жилищного фонда и рынка жилой недвижимости, показатель миграции, характер расселения в регионе (существующий и планируемый). Жилищный фонд области (ЖФ) является достаточно «возрастным». До 1970 г. построено 29% жилья, с 1971 по 1995 гг. – 69%, после 1995 г. – 2%. Более половины ЖФ имеет износ свыше 30%. На городскую местность приходится 93% общей площади жилья в регионе (в том числе в г. Магадане расположено 56%), на сельскую – 7%. Удельный вес ветхого и аварийного ЖФ составляет 11,1%, это максимальное значение среди регионов ДФО (в России – 3%). Темпы ввода жилья в Магаданской области долгое время отставали от темпов выбытия. В 2013 г. введено в действие 101 м2 общей площади жилья на 1000 чел., что в 4,8 раза меньше среднероссийского показателя и в 3,4 ниже среднего по ДФО. Многие квадратные метры, участвующие в расчетах статистических показателей обеспеченности жильем, фактически имеют для населения чисто номинальное значение, поскольку жители районов области давно проживают и работают в г. Магадане (или в перспективных населенных пунктах области), хотя остаются прописанными в неперспективных поселках. В результате показатель обеспеченности жильем в районах области достигает значения 50 м2 /чел. Таким образом, учитывая площадь обслуживаемого жилищного фонда (82%), фактор ветхости и аварийности (11,1%), благоустроенность жилищного фонда (54%), можно определить реальную обеспеченность качественным жильем населения Магаданской области.

По состоянию на 01.01.2013 она составила 7,1 м2 /чел., что в 3 раза меньше нормативного значения. Структура расселения региона взаимоувязана с размещением базового производства области – добычей золота. Изменения в экономической и социальной политике государства в отношении северных регионов спровоцировали масштабные миграционные процессы. Отсутствие производств и высокий уровень безработицы в период рыночных реформ, продолжающаяся трансформация экономики области привели к возникновению такого понятия, как «неперспективный населенный пункт». Неперспективными признаны 28 населенных пунктов области. Расселение жителей этих поселков – одна из главных социальных задач территории и значительная проблема для Магаданской области. В результате к началу 2013 г. система расселения имеет следующий вид: в г. Магадане сосредоточено 67% населения области; на остальные 8 муниципальных районов приходится от 2 до 7%. Начиная с 1991 г. население некоторых районов уменьшилось в 6 раз, г. Магадана – в 1,5 раза. Приток населения в основном тяготеет к г. Магадану (58%) и районным центрам, в границах которых действуют основные добывающие предприятия области. Оценивая перспективу жилищной обеспеченности, необходимо учитывать приоритеты пространственного развития региона. Стратегия развития Магаданской области предполагает реализацию крупных сырьевых, энергетических и транспортных проектов, которые придадут импульс развитию территории области. Это важно не только для социально-экономического развития региона, но и для соблюдения геополитических интересов России в части закрепления населения в северных и восточных регионах. В Магаданской области выделены 5 зон опережающего развития (ЗОР). Определены опорные пункты (ОП) системы расселения, играющие ключевую роль в развитии ЗОР. Это 7 населенных пунктов области, включая г. Магадан. Очевидно, что именно в этих населенных пунктах жилищный фонд будет востребован в рамках реализации Стратегии развития Магаданской области. Жилье находится в неразрывной связи с территорией, его не перевезешь с собой в другой населенный пункт. Поэтому по цене объектов жилой недвижимости можно смело судить о привлекательности региона или района для населения, но есть исключения из такой зависимости. Так, средняя цена 1 м2 жилья на вторичном рынке в 2011 г. была в 1,3 раза меньше среднероссийских показателей, Магаданская область находилась на 64-м из 79-ти мест по уровню цен на вторичном рынке жилья в РФ. За Магаданской областью следовали по большей части национальные республики РФ (например, Чувашская Республика, Республика Калмыкия, Чеченская Республика и т.д.). Ситуация в 2013 г. существенно изменилась (табл. 4).


Таблица 4 - Средние цены на первичном и вторичном рынках жилья на конец 2013 г., руб./м2 общей площади

Разница в ценах на первичном и вторичном рынках жилья в среднем по России и в Магаданской области несущественна и составляет 1,05 и 1,07 раза соответственно. Лишь в Центральном федеральном округе цены на жилье на порядок выше, в особенности на вторичном рынке. В остальных же округах цены на жилье незначительно превышают, а в ряде округов и не достигают средних цен в Магаданской области. По нашему мнению, такая относительно высокая стоимость жилья в Магаданской области обусловлена на ограниченностью предложения на жилищном рынке и активной внутренней миграцией населения из поселков в областной центр – г. Магадан. Средние цены на жилье в ДФО являются одними из самых высоких, уступая лишь Центральному и в части первичного рынка Северо-Западному федеральным округам. Данный факт свидетельствует не о привлекательности региона, а, наоборот, о высокой стоимости проживания на данных территориях и еще более обостряет психологическую готовность населения к потенциальной миграции и приобретению жилья в более благоприятных для проживания регионах. Средняя стоимость строительства 1 м2 общей площади жилых домов в области в 1,5–2 раза выше среднероссийских значений. Это связано в первую очередь с более высокой себестоимостью строительства. В силу неравномерности развития районов области цены на жилье значительно разнятся (до 10 раз). Необходимо отметить существенные различия в ликвидности объектов в разных районах и отдельных населенных пунктах, высокие риски полной потери этой ликвидности в случае разорения, потери рентабельности золотодобывающих предприятий или в случае изменения государственной политики в отношении развития северных регионов. Этот набор факторов существенно снижает привлекательность объектов жилья для инвестирования населением. В условиях сильного миграционного оттока населения строителям невыгодно инвестировать в рынок жилья Магаданской области, поэтому рыночная активность сосредоточена на вторичном рынке. Доходы населения в сочетании с относительно высокими ценами на жилье находят свое отражение в снижении его доступности для населения. К тому же, население инвестирует в приобретение жилья в других регионах страны. [18]

Таким образом, повышение обеспеченности населения Магаданской области качественным жильем должно осуществляться за счет нового строительства в пределах опорных пунктов области. В условиях дефицита регионального и местных бюджетов, незаинтересованности вложения средств в региональное жилье со стороны платежеспособного населения области, отсутствия доступа у определенных категорий населения к ипотечному кредитованию (недостаточный уровень дохода, «серые» доходы) в регионе возникают затруднения с инвестированием в жилую недвижимость.


Чтобы изменить ситуацию (как обязательное условие закрепления трудовых ресурсов в области), необходимо разработать механизм финансирования инвестиций в жилую недвижимость региона с использованием более широкого набора инструментов, учитывающего специфику развития Магаданской области как северного региона. Заключение Причины отрицательного миграционного сальдо с сохраняющейся тенденцией увеличения оттока населения из Магаданской области связаны с низким уровнем жизни в регионе. Сегодня разница покупательной способности доходов населения, а также стоимости жилья в центральных районах РФ, в Магаданской области и ряде схожих северных регионов ДФО не существенна. Отсутствие ощутимой разницы в уровне жизни населения в регионах с суровыми природно-климатическими условиями и более благополучными для проживания территориями создает предпосылки для смены места проживания. Средняя зарплата в Магаданской области без учета северных коэффициентов и надбавок (2,5 раза к окладу), которые призваны носить компенсационный характер за дискомфортные условия проживания на севере, ниже среднероссийского уровня на 25%, а с их учетом – лишь в 1,6 раза превышает среднероссийский уровень. В 1991 г. среднедушевые доходы в Магаданской области обеспечивали 5 прожиточных минимумов, в 2013 г – только 3. С учетом реального прожиточного минимума, отвечающего объективно повышенным потребностям жизнедеятельности в северном регионе, покупательная способность в Магаданской области в 1,3 раза ниже, чем в среднем в регионах России. Номинальный показатель высокой обеспеченности жильем населения Магаданской области не соответствует реальной ситуации. Без учета брошенного в неперспективных поселках, аварийного, ветхого, неблагоустроенного жилья реальная обеспеченность составляет 7,1 м2 /чел., что в 2,6 раза ниже нормативного значения. Повышенные расходы на оплату услуг ЖКХ, аккумулирование средств для осуществления главной цели всех жителей северных регионов (приобретение жилья в более благоприятных для проживания районах страны) при недостаточном уровне доходов наносят ущерб необходимому для здоровья текущему потреблению. В совокупности эти причины обусловливают низкую ожидаемую продолжительность жизни при рождении и провоцируют массовый отток населения. Для воссоздания привлекательности северных территорий необходимо восстановить действовавшее соотношение величины среднедушевых денежных доходов как минимум на уровне 2,9 раза (как в 1990-е гг.) и обеспечить уровень заработной платы без учета северных доплат на уровне среднероссийского значения. Покупательная способность в регионе должна быть выше как минимум в 2 раза, чем в среднем в регионах России, а отношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума должно составлять 6,6 (в 1991 г. было 5), чтобы без ущерба для текущего потребления у населения оставались средства и для проведения полноценного регулярного отдыха, и для накопления на жилье в благоприятных для местожительства регионах России.


В Стратегии развития Магаданской области соотношение среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума определено на уровне 6,3 в 2020 г., на уровне 8 – в 2025 г. Превышение среднедушевых денежных доходов в Магаданской области над среднероссийским уровнем в 2,9 раза обеспечит достижение целевого ориентира покупательной способности населения региона, обозначенного в указанной Стратегии. Для обеспечения населения региона качественным жильем по действующим в Российской Федерации нормам необходимы механизмы финансирования инвестиций в жилую недвижимость региона с использованием более широкого набора инструментов, учитывающих специфику развития Магаданской области как северного региона, например, за счет более эффективного использования государственных программ. Строительство жилья необходимо активизировать с учетом расположения опорных пунктов расселения, обозначенных в Стратегии развития Магаданской области.

Заключение

Миграция представляет собой сложный социально-экономический процесс, за всю историю исследования которого было сформулировано огромное количество трактовок этого понятия. В наиболее общем понимании миграция-это перемещения людей через границы тех или иных территорий, как внутри страны, так и с пересечением государственных границ, связанное с переменой места жительства.

В связи с неоднородностью и изменчивостью миграции различают несколько принципов группировки миграционных потоков: по причинам, по территориальной направленности, продолжительности смены места жительства, степени «добровольности» переезда, составу переезжающих, экономической ситуации в регионах прибытия и выбытия мигрантов.

Основными тенденциями внутренней миграции населения на территории России являются низкая подвижность населения, движение населения в центральные и юго-западные регионы из северных и восточных регионов. Внутренняя миграция изменяет численность и состав населения регионов, способствует перераспределению населения между регионами, изменяя ситуацию на региональных рынках труда, влияет на демографическую нагрузку на занятое население.

Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии. Но до сих пор нет внятно сформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочных документов. Правительству следует плотнее заняться вопросами миграционной политики и урегулировать влияние миграции на рынке труда.