Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (Анализ структуры торгового ассортимента ООО «Гелион»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ассортимента продукции
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции
Глава 2. Анализ структуры торгового ассортимента ООО «Гелион»
2.1. Общая характеристика ООО «Гелион»
2.2. Характеристика основных направлений деятельности организации
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гелион»
2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции в ООО «Гелион»
2.4. Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции ООО «Гелион»
Компания с наивысшим рейтингом по данному показателю обладает потенциальным конкурентным преимуществом по этому фактору, а величину преимущества отражает разность между этим рейтингом и рейтингами конкурентов. Сумма рейтингов компании по всем измеренным показателям дает общий рейтинг конкурентоспособности. Компания, обладающая наивысшим общим рейтингом, занимает самые прочные конкурентные позиции. Чем больше разница между общим рейтингом компании и рейтингами ее конкурентов, тем больше ее потенциальное конкурентное преимущество.
Взвешенные рейтинги конкурентоспособности рассчитываются после определения рейтинга компании по всем рассматриваемым факторам (от 1 до 5) и умножения их на установленный для каждого фактора вес (рейтинг 4, умноженный на вес 0,20, дает взвешенный рейтинг 0,80). И снова компания, имеющая наивысший рейтинг по данному показателю, обладает потенциальным конкурентным преимуществом по этому фактору, а величина преимущества выражается разностью между этим рейтингом и рейтингами конкурентов. Вес, присвоенный показателю, отражает его важность для получения конкурентного преимущества. Сумма взвешенных рейтингов компании по всем показателям является общим рейтингом ее конкурентоспособности. Сравнение общих взвешенных рейтингов позволяет выяснить, кто из конкурентов имеет прочные и кто слабые позиции, а также какова величина конкурентного преимущества одних компаний над другими.
Наибольший удельный вес (0,2) имеет показатель качества продукции, так как наблюдается усиление конкуренции в отрасли, и потребитель становится более придирчив к качеству продукции. Чуть менее важно для потребителя фактор цены продукции. Поэтому данный фактор оценен в 0,15 ед. На третьем место по важности (0,1) находятся факторы уровня обслуживания, сбытовой деятельности, режима работы, а также уровня издержек обращения компании. Эти факторы также важны для потребителя.
Менее важными факторами по значимости (0,05) являются ассортимент продукции, месторасположение, интерьер магазина. Остальные факторы незначительное влияние и оценены в 0,04; 0,03; 0,02 и 0,01 ед.
ООО «Гелион» имеет достаточно хороший уровень обслуживания по сравнению с конкурентами, поэтому данный фактор оценен в 10 баллов. Инновационный потенциал ООО «Гелион» также достаточно высокий (10 баллов). Также достаточно высоко были оценены режим работы магазина, приемлемая стоимость продукции и интерьер магазина.
ООО «Гелион» уступает конкурентам в ассортименте продукции, поэтому данный фактор оценен в 2 баллов. Также слабой стороной ООО «Гелион» является сбытовая сеть (всего две торговые точки), данному фактору присвоено 6 баллов. Наиболее слабым местом ООО «Гелион» являются слабая рекламная политика (3 балла).
По итогам таблицы 3 видно, что ближайшим конкурентом к ООО «Гелион» является ООО «Эра Групп», который набрал чуть меньшее количество баллов (2,87), чем ООО «Гелион» (2,83), Следовательно, конкурентный профиль ООО «Гелион» будет строиться по отношению к ООО «Эра Групп».
Конкурентный профиль ООО «Гелион» по отношению к ООО «Эра Групп» представлен в табл. 4.
Таблица 4 –Конкурентный профиль ООО «Гелион» по отношению к ООО «Эра Групп»
№ |
Показатели |
Отклонение |
Степень приоритетности |
||||
-2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
|||
1 |
Качество продукции |
x |
Вторая |
||||
2 |
Ассортимент продукции |
х |
Седьмая |
||||
3 |
Уровень качества обслуживания |
x |
Четвертая |
||||
4 |
Месторасположение |
x |
Восьмая |
||||
5 |
Сбытовая деятельность |
x |
Третья |
||||
6 |
Стоимость продукции |
x |
Первая |
||||
7 |
Торговая площадь |
x |
Десятая |
||||
8 |
Режим работы |
х |
Пятая |
||||
9 |
Интерьер магазина |
x |
Девятая |
||||
10 |
Рекламная политика |
x |
Одиннадцатая |
||||
11 |
Уровень маркетинговых исследований |
х |
Тринадцатая |
||||
12 |
Торговое оборудование |
x |
Двенадцатая |
Таким образом, по данным табл. 4 выявлено, что наиболее слабыми сторонами в деятельности ООО «Гелион» по сравнению с его конкурентом – ООО «Эра Групп» являются качество продукции, сбытовая деятельность и режим работы, относящиеся к показателям первой, второй и пятой группам приоритетности соответственно. Именно этим направлениям следует уделить особое внимание в будущей деятельности торгового предприятия. Также слабой стороной деятельности является рекламная политика. На этом момент руководящему составу тоже следует обратить внимание. Однако по многим позициям ООО «Гелион» не уступает конкуренту. Есть и сильные стороны, например, более эффективный уровень организации маркетинговых исследований, более широкий ассортимент продукции. Эти факторы значительно повышают конкурентный потенциал ООО «Гелион».
Результаты проведенных исследований представить в виде табл. 5.
Таблица 5 - Результаты анализа конкурентной среды в отрасли
Наименование организации |
Источники силы и слабости |
Степень влияния |
План действий организации |
«Эра Групп» |
Широкий ассортимент продукции и низкие цены |
Высокая |
Пересмотр ценовой политики и расширение ассортимента в ООО «Гелион» |
Иларим |
Имеет более высокие цены, но предоставляет дополнительные услуги (доставка продукции на дом) |
Высокая |
Внедрение в ООО «Гелион» дополнительных услуг |
Нива, Продукты |
Молодая компания на рынке, эффективная рекламная политика |
Высокая |
Необходимо заниматься совершенствованием коммуникаций с потребителями |
Рассмотрим основные сферы влияния конкурентов на ООО «Гелион»
- на рынке есть конкурент, имеющих широкую сбытовую сеть и низкий уровень цен (ООО «Эра Групп»). ООО «Гелион» должно постоянно анализировать ценовую политику по сравнению с конкурентами, чтобы поддерживать оптимальный уровень цен.
- очень большой конкурентной силой обладает ООО «Иларим», так как имеет высокий инновационный потенциал, внедряет новые технологии обслуживания (например, доставка продукции на дом), поэтому ООО «Гелион» должна постоянно повышать качество обслуживания покупателей и информированность рынок о предоставляемых дополнительных услугах;
- на рынке появилось несколько фирм новичков, которым ООО «Гелион» «проигрывает» по некоторым показателям (рекламная политика). Это такие организации как: «Нива», «Продукты». Поэтому ООО «Гелион» должно заниматься совершенствованием коммуникационной политики.
Для анализа позиции компании ООО «Гелион» на местном рынке розничной торговли, был проведен SWOT – анализ (табл. 6).
Таблица 6 – SWOT-анализ ООО «Гелион»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Наличие постоянных клиентов. 2.Удобное территориальное расположение магазина 3.Оптимальный уровень цен. 4. Широкий ассортимент товаров (17800 наименований). 5. Отсутствие расходов на аренду. 6. Конкурентоспособная заработная плата персонала. 7. Бесперебойное товароснабжение магазина. |
1. Малое количество рекламы и рекламных акций. 2. Отсутствие товаров собственного производства. 3. Отсутствие доставки товаров на дом. |
Возможности |
Угрозы |
Установление новых партнерских отношений с поставщиками. Доставка товаров на дом. Наличие товаров собственного производства. Расширение ассортимента с целью привлечения еще большего количества покупателей. Проведение промоакций с целью стимулирования покупателя к покупке большего количества товаров. |
Экономический кризис и соответствующее снижение доходов населения. Экономический кризис и соответствующее снижение доходов компании. Рост налогов и инфляции. Появление новых конкурентов в зоне обслуживания магазина. Увольнение персонала по собственному желанию. |
Проведя SWOT – анализ можно сделать выводы, что сильных сторон у ООО «Гелион» достаточно, чтобы выжить в кризисной ситуации. То, что магазин находится территориально очень удобно, это уже играет большую роль, т.к. проходимость покупателей очень большая, так же как и автомобилистов, проезжающих мимо. Компании стоит воспользоваться стратегией из группы слабости – возможности, так называемая стратегия mini – maxi. Стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности.
Для ООО «Гелион» предлагается наступательная стратегия «Достичь и превзойти конкурента». Стратегия заключается в том, что фирма, чтобы не отстать от конкурентов, направляет усилия на нейтрализацию (сведение на нет) конкурентного преимущества сильного соперника или достижение превосходства над ним (на попытку отобрать у него привлекательную долю рынка, несмотря на худшую рыночную позицию и проигрыш в ресурсах).
Данная стратегия реализуется на основе: предложения товара такого же качества, как у конкурента, и выше, но по более низкой цене, это позволяет увеличить долю рынка при условии, что основной конкурент не сможет снизить цены, а атакующая фирма сумеет убедить потребителей в том, что ее товар не уступает по качеству товару конкурента.
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гелион»
Оборот ООО «Гелион» в 2016 г. составил 978772 тыс. руб., при этом валовая прибыль составила 80722 тыс. руб.
В таблице 7 представлена динамика изменения финансовых результатов ООО «Гелион» в 2014-2016 гг.
Таблица 7 – Динамика изменения финансовых результатов ООО «Гелион» в 2014-2016 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
2016 |
Динамика, +/- |
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
745239 |
959580 |
978772 |
233533 |
Стоимость закупаемой продукции |
693561 |
880441 |
898050 |
204489 |
Валовая прибыль |
51678 |
79139 |
80722 |
29044 |
Издержки обращения |
46661 |
70341 |
70325 |
23664 |
Прибыль (убыток) от продаж |
5017 |
8798 |
10397 |
5380 |
Проценты к уплате |
273 |
0 |
0 |
-273 |
Прочие доходы |
343 |
224 |
250 |
-93 |
Прочие расходы |
1223 |
1868 |
1750 |
527 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
3864 |
7154 |
8897 |
5033 |
Налог на прибыль |
866 |
1401 |
1779 |
913 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
2998 |
5763 |
7117 |
4119 |
Из таблицы 7 видно, что выручка от реализации продукции в ООО «Гелион» в 2016 г. относительно 2014 г. выросла на 233 533 тыс. руб. или на 31,3%. Валовая прибыль ООО «Гелион» за 2016 г. увеличилась на 80 722 тыс.руб., что можно оценить положительно, ее величина на 31.12.2016 достигла 80 722 тыс.руб.
Прибыль от продаж на 31.12.2014 года составляла 5017,0 тыс.руб. За 2014-2016 гг. она также как и валовая прибыль, возросла на 5 380 тыс.руб., и составила 10 397 тыс.руб. Отрицательным моментом являются убытки по прочим доходам и расходам - на 31.12.2016 года сальдо по ним установилось на уровне -1 500 тыс.руб.
Прибыль ООО «Гелион» исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции, иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. ООО «Гелион» образует и использует следующие фонды: резервный фонд, фонд развития. Чистая прибыль ООО «Гелион» за 2014-2016 гг. выросла на 4 119 тыс.руб., и составила 7 117 тыс.руб., что в 2,3 раза выше уровня базового периода. Таким образом, динамику доходов и расходов ООО «Гелион» можно назвать положительной. Однако следует обратить внимание на увеличение издержек обращения, уменьшение сальдо по прочим доходам и расходам.
Структура издержек обращения ООО «Гелион» в 2014-2016 гг. представлена в таблице 8.
Таблица 8 – Структура издержек обращения ООО «Гелион» в 2014-2016 гг.
Наименование показателей |
2014 |
2015 |
2016 |
Динамика, +/- |
||||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Затраты на оплату труда |
9 420 |
20,19 |
9 550 |
13,58 |
10689 |
15,2 |
1269 |
-4,99 |
Страховые взносы |
2 300 |
4,93 |
2 885 |
4,1 |
3516 |
5 |
1216 |
0,07 |
Амортизационные отчисления |
230 |
0,49 |
266 |
0,38 |
352 |
0,5 |
122 |
0,01 |
Реклама |
540 |
1,16 |
580 |
0,82 |
703 |
1 |
163 |
-0,16 |
Складские расходы |
34 171 |
73,23 |
28 430 |
40,42 |
29888 |
42,5 |
-4283 |
-30,73 |
Транспортные расходы и оплата прочих услуг |
26 300 |
56,36 |
28 630 |
40,7 |
25176 |
35,8 |
-1124 |
-20,56 |
Итого |
46 661 |
100 |
70 341 |
100 |
70325 |
100 |
23664 |
0 |