Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (Анализ структуры торгового ассортимента ООО «Гелион»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из рассчитанных в таблице 13 показателей можно сделать следующие выводы: почти все показатели рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов) в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличились, что свидетельствует об улучшении результативности финансово-хозяйственной деятельности компании. В то же время, снижение показателей рентабельности собственного капитала указывает на недостаточно квалифицированное управление финансами и большую угрозу банкротству. Также наблюдается очень большой показатель периода оборота оборотных средств, но это характерно для данного вида бизнеса, т.к. основную долю (более 60%) оборотных средств составляет запасы.

Таким образом, деятельность ООО «Гелион» является прибыльной и экономически эффективной. В то же время, в 2016 г. практически все коэффициенты оборачиваемости сократились, что говорит об уменьшении активности использования имеющихся в компании ресурсов и характеризует организацию управления финансами компании как нерациональную.

2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции в ООО «Гелион»

Таблица 14 - Бюджет продаж ООО «Гелион» за 1 квартал 2017 г.

Показатели

Период, месяц

Изменение

январь

февраль

март

Февраль -январь.

Март-февраль

Средний объем продаж, тыс. шт.

469 620

479 013

488 593

9 392

9 580

Газированные напитки 1,5 л.

466 377

475 704

485 219

9 327

9 514

Сокосодержащие напитки 1 л.

2 187

2 231

2 276

44

45

Квас 1,5 л.

1 042

1 063

1 084

21

21

Газированные напитки 0,5 л.

14

14

14

0

0

Средняя цена реализации,руб./шт.

30

30,6

31,212

0,6

0,612

Газированные напитки 1,5 л.

12

12,24

12,4848

0,24

0,2448

Сокосодержащие напитки 1 л.

10

10,2

10,404

0,2

0,204

Квас

3

3,06

3,1212

0,06

0,0612

Газированные напитки 0,5л.

5

5,1

5,202

0,1

0,102

Выручка за месяц,тыс. руб.

5621598

5848710

6084998

227 112

236 287

Газированные напитки 1,5 л.

5596529

5822629

6057863

226 100

235 234

Сокосодержащие напитки 1 л.

21874

22757883

23677301,47

883 716

919 418

Квас

3125

3251

3382

126

131

Газированные напитки 0,5 л.

69

72

75

3

3


Из таблицы видно, что бюджет продаж на каждый вид продукции увеличивается в каждом месяце. В феврале объем продаж увеличился на 9392 шт., а в марте на 9580 шт. Выручка так же в каждом месяце увеличивается в феврале на 227112 руб., а в марте на 236287 руб.

Таблица 15 – Анализ структуры продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2015-2016 гг., руб.

Выручка за 2015 г. (план)

Выручка за 2016г. (факт)

Выручка фактическая при плановой структуре, руб.

Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.

Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.

руб.

%

руб.

%

Газированные напитки 1,5л.

25150

75,0

26356

73,3

26974,5

25150

-1824,5

Сокосодержа-щие напитки 1л.

5328

15,9

6237

17,3

5718,8

5328

-390,8

Квас

015

,0

158

,0

2158

2015

-143

Газированные напитки 0,5л.

1040

3,1

1215

3,4

111,5

111,5

928,5

Итого

3533

00

5966

00

35966

32604,5

-

Из таблицы видно, что выручка в 2015 г. по всем группам товаров составила 33533 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (75%) и сокосодержащие напитки (15,9%).

Выручка в 2016 г. увеличилась в сравнении с 2015 годом на 2433 тыс. руб. и составила 35966 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).

Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб., как в 2016 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 32604,5 тыс.руб.

% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту

% выполнения плана по структуре = 32604,5 / 35966 = 90,6 %, т.е. план по структуре не выполнен.

Таблица 16 – Анализ структуры продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2015-2016 гг., руб.

Группы товаров

Выручка за 2015 г. (план)

Выручка за 2016 г.(факт)

Выручка фактическая при плановой структуре, руб.

Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб.

Влияние структуры товаров на изменение объема, руб.

руб.

%

руб.

%

Газированные напитки 1,5л.

26356

73,3

23911

76,9

22788,7

22789

-1122

Сокосодержащие напитки 1л.

6237

17,3

4605

14,8

5392,82

5392,8

787,82

Квас

2158

6,0

1895

6,1

1865,91

1865,9

-29,09

Газированные напитки 0,5л.

1215

3,4

687

2,2

1050,55

1050,5

363,55

Итого

35966

100

31098

100

31098

31098

-


Из таблицы видно, что выручка в 2015 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).

Выручка в 2016 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).

Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2016г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.

% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту

% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.

Таблица 17 – Анализ ассортимента продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2014-2016 гг., руб.

Группы товаров

Выручка за 2012 г., руб.

Выручка за 2013 г., руб.

Выручка за 2014 г., руб.

Выполнение плана, % 2013-2012 г.

Выполнение плана, % 2014-2013 г.

Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб. 2013-2012 г.

Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб.2014-2013 г.

Газированные напитки 1,5л.

25150

26 356

23 911

105

90,7

25150

23 911

Сокосодержащие напитки 1л.

5328

6 237

4 605

117

73,8

5328

4 605

Квас

2015

2 158

1 895

107

87,8

2015

1 895

Газированные напитки 0,5л.

1040

1 215

687

117

56,5

1040

687

Итого

33533

35 966

31 098

-

-

33533

31 098

Из таблицы видно, что план в 2015 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие – на 17%, на квас– на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.

% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2015 году.

План в 2016 году по производству газированных напитков был недовыполнен – на 9,3%, по производству сокосодержащие напитки недовыполнен – на 26,2%, на квас – на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л – на 43,5%.

Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.


% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану

% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план не довыполнен 2016 году.

Таблица 18 – Анализ качества товаров ООО «Гелион» за 2016 г.

Группы товаров

Цена за шт., руб.

Выпуск продукции, тыс. шт.

Стоимость выпуска, тыс. руб.

План

Факт

План

Факт

Газированные напитки 1,5л.

12

466377

456247

5596524

5474964

Сокосодержащие напитки 1л.

10

2187

2293

21870

22930

Квас

3

1042

1789

3126

5367

Газированные напитки 0,5л.

5

14

15

70

75

Итого:

-

469620

460344

5621590

5503336

Из таблицы видно, что стоимость выпуска по факту ниже, чем плановая на 118254 тыс. руб.

2.4. Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции ООО «Гелион»

Политика по изменению структуры и ассортимента продукции ассортимента может базироваться на трех подходах:

1) Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

2) Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.

3) Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (ΔПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.


ΔПр = ΔД — ΔР,

где ΔПр — изменение прибыли, ΔД — изменение дохода, ΔР — изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.

В соответствии с этим, расширение ассортимента может происходить на нескольких уровнях:

Увеличение позиций однородных товаров: производство новых сортов, изменение упаковки, расфасовки, конфигурации и т. д. уже освоенной продукции;

Внедрение разнородных продуктов: развитие новых товарных направлений: диверсификация;

Продвижение абсолютно новых (не имеющих аналогов) продуктов;

Комбинация действий: проведение ассортиментных изменений на двух или трех уровнях одновременно.

Характеристику целесообразности выхода на тот или иной уровень расширения ассортимента необходимо рассматривать с позиции потребности в а) новых научно-исследовательских разработках; б) дополнительном финансировании.

Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.

Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.

К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.

Дифференциация или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.