Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (Анализ структуры торгового ассортимента ООО «Гелион»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ассортимента продукции
1.1 Понятие об ассортименте продукции и товаров
1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции
Глава 2. Анализ структуры торгового ассортимента ООО «Гелион»
2.1. Общая характеристика ООО «Гелион»
2.2. Характеристика основных направлений деятельности организации
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ООО «Гелион»
2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции в ООО «Гелион»
2.4. Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции ООО «Гелион»
Из рассчитанных в таблице 13 показателей можно сделать следующие выводы: почти все показатели рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов) в 2016 г. по сравнению с 2014 г. увеличились, что свидетельствует об улучшении результативности финансово-хозяйственной деятельности компании. В то же время, снижение показателей рентабельности собственного капитала указывает на недостаточно квалифицированное управление финансами и большую угрозу банкротству. Также наблюдается очень большой показатель периода оборота оборотных средств, но это характерно для данного вида бизнеса, т.к. основную долю (более 60%) оборотных средств составляет запасы.
Таким образом, деятельность ООО «Гелион» является прибыльной и экономически эффективной. В то же время, в 2016 г. практически все коэффициенты оборачиваемости сократились, что говорит об уменьшении активности использования имеющихся в компании ресурсов и характеризует организацию управления финансами компании как нерациональную.
2.3. Анализ структуры и ассортимента продукции в ООО «Гелион»
Таблица 14 - Бюджет продаж ООО «Гелион» за 1 квартал 2017 г.
Показатели |
Период, месяц |
Изменение |
|||
январь |
февраль |
март |
Февраль -январь. |
Март-февраль |
|
Средний объем продаж, тыс. шт. |
469 620 |
479 013 |
488 593 |
9 392 |
9 580 |
Газированные напитки 1,5 л. |
466 377 |
475 704 |
485 219 |
9 327 |
9 514 |
Сокосодержащие напитки 1 л. |
2 187 |
2 231 |
2 276 |
44 |
45 |
Квас 1,5 л. |
1 042 |
1 063 |
1 084 |
21 |
21 |
Газированные напитки 0,5 л. |
14 |
14 |
14 |
0 |
0 |
Средняя цена реализации,руб./шт. |
30 |
30,6 |
31,212 |
0,6 |
0,612 |
Газированные напитки 1,5 л. |
12 |
12,24 |
12,4848 |
0,24 |
0,2448 |
Сокосодержащие напитки 1 л. |
10 |
10,2 |
10,404 |
0,2 |
0,204 |
Квас |
3 |
3,06 |
3,1212 |
0,06 |
0,0612 |
Газированные напитки 0,5л. |
5 |
5,1 |
5,202 |
0,1 |
0,102 |
Выручка за месяц,тыс. руб. |
5621598 |
5848710 |
6084998 |
227 112 |
236 287 |
Газированные напитки 1,5 л. |
5596529 |
5822629 |
6057863 |
226 100 |
235 234 |
Сокосодержащие напитки 1 л. |
21874 |
22757883 |
23677301,47 |
883 716 |
919 418 |
Квас |
3125 |
3251 |
3382 |
126 |
131 |
Газированные напитки 0,5 л. |
69 |
72 |
75 |
3 |
3 |
Из таблицы видно, что бюджет продаж на каждый вид продукции увеличивается в каждом месяце. В феврале объем продаж увеличился на 9392 шт., а в марте на 9580 шт. Выручка так же в каждом месяце увеличивается в феврале на 227112 руб., а в марте на 236287 руб.
Таблица 15 – Анализ структуры продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2015-2016 гг., руб.
Выручка за 2015 г. (план) |
Выручка за 2016г. (факт) |
Выручка фактическая при плановой структуре, руб. |
Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб. |
Влияние структуры товаров на изменение объема, руб. |
|||
руб. |
% |
руб. |
% |
||||
Газированные напитки 1,5л. |
25150 |
75,0 |
26356 |
73,3 |
26974,5 |
25150 |
-1824,5 |
Сокосодержа-щие напитки 1л. |
5328 |
15,9 |
6237 |
17,3 |
5718,8 |
5328 |
-390,8 |
Квас |
015 |
,0 |
158 |
,0 |
2158 |
2015 |
-143 |
Газированные напитки 0,5л. |
1040 |
3,1 |
1215 |
3,4 |
111,5 |
111,5 |
928,5 |
Итого |
3533 |
00 |
5966 |
00 |
35966 |
32604,5 |
- |
Из таблицы видно, что выручка в 2015 г. по всем группам товаров составила 33533 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (75%) и сокосодержащие напитки (15,9%).
Выручка в 2016 г. увеличилась в сравнении с 2015 годом на 2433 тыс. руб. и составила 35966 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).
Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб., как в 2016 г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 32604,5 тыс.руб.
% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту
% выполнения плана по структуре = 32604,5 / 35966 = 90,6 %, т.е. план по структуре не выполнен.
Таблица 16 – Анализ структуры продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2015-2016 гг., руб.
Группы товаров |
Выручка за 2015 г. (план) |
Выручка за 2016 г.(факт) |
Выручка фактическая при плановой структуре, руб. |
Засчитывается в выполнение плана по структуре, руб. |
Влияние структуры товаров на изменение объема, руб. |
||
руб. |
% |
руб. |
% |
||||
Газированные напитки 1,5л. |
26356 |
73,3 |
23911 |
76,9 |
22788,7 |
22789 |
-1122 |
Сокосодержащие напитки 1л. |
6237 |
17,3 |
4605 |
14,8 |
5392,82 |
5392,8 |
787,82 |
Квас |
2158 |
6,0 |
1895 |
6,1 |
1865,91 |
1865,9 |
-29,09 |
Газированные напитки 0,5л. |
1215 |
3,4 |
687 |
2,2 |
1050,55 |
1050,5 |
363,55 |
Итого |
35966 |
100 |
31098 |
100 |
31098 |
31098 |
- |
Из таблицы видно, что выручка в 2015 г. по всем группам товаров составила 35966 тыс.руб.. наибольшую долю составили газированные напитки (73,3%) и сокосодержащие напитки (17,3%).
Выручка в 2016 г. по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб. Наибольшую долю составила газированная вода (76,9%) и сокосодержащие (14,8%).
Выручка фактическая при плановой структуре по всем группам товаров составила 31098 тыс.руб., как в 2016г., а засчитали в выполнение плана по структуре по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по структуре = итого засчитывается в выполнение плана по структуре / выручка по факту
% выполнения плана по структуре = 31098 / 31098 = 100 %, т.е. план выполнен.
Таблица 17 – Анализ ассортимента продаваемых товаров ООО «Гелион» за 2014-2016 гг., руб.
Группы товаров |
Выручка за 2012 г., руб. |
Выручка за 2013 г., руб. |
Выручка за 2014 г., руб. |
Выполнение плана, % 2013-2012 г. |
Выполнение плана, % 2014-2013 г. |
Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб. 2013-2012 г. |
Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, руб.2014-2013 г. |
Газированные напитки 1,5л. |
25150 |
26 356 |
23 911 |
105 |
90,7 |
25150 |
23 911 |
Сокосодержащие напитки 1л. |
5328 |
6 237 |
4 605 |
117 |
73,8 |
5328 |
4 605 |
Квас |
2015 |
2 158 |
1 895 |
107 |
87,8 |
2015 |
1 895 |
Газированные напитки 0,5л. |
1040 |
1 215 |
687 |
117 |
56,5 |
1040 |
687 |
Итого |
33533 |
35 966 |
31 098 |
- |
- |
33533 |
31 098 |
Из таблицы видно, что план в 2015 году по производству газированных напитков был перевыполнен на 5%, на сокосодержащие – на 17%, на квас– на 7%, и на газированные напитки 0,5л - на 17%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 33533 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 33533 / 33533 = 100%, т.е. план выполнен полностью в 2015 году.
План в 2016 году по производству газированных напитков был недовыполнен – на 9,3%, по производству сокосодержащие напитки недовыполнен – на 26,2%, на квас – на 12,2% недовыполнен и по газированные напитки 0,5л – на 43,5%.
Засчитали в выполнение плана по ассортименту по всем группам товаров 31098 тыс.руб.
% выполнения плана по ассортименту = итого принимается в зачет выполнения плана по ассортименту / выручка по плану
% выполнения плана по ассортименту = 31098 / 35966 = 86,5 %, т.е. план не довыполнен 2016 году.
Таблица 18 – Анализ качества товаров ООО «Гелион» за 2016 г.
Группы товаров |
Цена за шт., руб. |
Выпуск продукции, тыс. шт. |
Стоимость выпуска, тыс. руб. |
||
План |
Факт |
План |
Факт |
||
Газированные напитки 1,5л. |
12 |
466377 |
456247 |
5596524 |
5474964 |
Сокосодержащие напитки 1л. |
10 |
2187 |
2293 |
21870 |
22930 |
Квас |
3 |
1042 |
1789 |
3126 |
5367 |
Газированные напитки 0,5л. |
5 |
14 |
15 |
70 |
75 |
Итого: |
- |
469620 |
460344 |
5621590 |
5503336 |
Из таблицы видно, что стоимость выпуска по факту ниже, чем плановая на 118254 тыс. руб.
2.4. Рекомендации по улучшению структуры и ассортимента продукции ООО «Гелион»
Политика по изменению структуры и ассортимента продукции ассортимента может базироваться на трех подходах:
1) Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности компании и направлен на расширение/сужение производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.
2) Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.
3) Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.
Оценка эффективности того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (ΔПр), полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
ΔПр = ΔД — ΔР,
где ΔПр — изменение прибыли, ΔД — изменение дохода, ΔР — изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.
В соответствии с этим, расширение ассортимента может происходить на нескольких уровнях:
Увеличение позиций однородных товаров: производство новых сортов, изменение упаковки, расфасовки, конфигурации и т. д. уже освоенной продукции;
Внедрение разнородных продуктов: развитие новых товарных направлений: диверсификация;
Продвижение абсолютно новых (не имеющих аналогов) продуктов;
Комбинация действий: проведение ассортиментных изменений на двух или трех уровнях одновременно.
Характеристику целесообразности выхода на тот или иной уровень расширения ассортимента необходимо рассматривать с позиции потребности в а) новых научно-исследовательских разработках; б) дополнительном финансировании.
Насущный вопрос для предприятия-изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так, хотя создание стандартного товара, единого для всех рынков, весьма заманчиво, но это нередко практически неосуществимо. В то же время политика дифференциации не оправдывает себя экономически там, где условия рынка позволяют осуществлять частичную или полную стандартизацию (универсализацию) изделия.
К выгодам такого рода стандартизации товара следует отнести: снижение затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание; унификацию элементов комплекса маркетинга; ускорение окупаемости капиталовложений и др. Неполное использование (в сравнении с дифференциацией) потенциальных возможностей рынка, недостаточно гибкая реакция маркетинга на меняющиеся рыночные условия в этом случае сдерживают нововведения.
Дифференциация или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна. Однако определение такого направления в ассортиментной стратегии — дорогостоящее дело, связанное с необходимостью модернизации и расширения производственных мощностей, диверсификации и перестройки сбытовой сети и, конечно, расширения комплекса маркетинга. В конечном счете, использование стандартизации, дифференциации или их сочетания зависит от конкретных условий деятельности изготовителя и определяется конечным результатом — уровнем экономической эффективности сбыта и его объемом, достигаемых с помощью этих методов.