Файл: Налоги как цена услуг государства в Росиии и Казахстане.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и признаки налогов
Глава 2. Классификация налогов
Международная практика классификации налогов
Глава 3. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ
Анализ налоговых ставок основных бюджетообразующих налогов
Налог на прибыль (в Казахстане – Корпоративный подоходный налог с юридических лиц).
Налог на имущество организаций (юридических лиц – в РК)
- от инвентарной стоимости объекта, умноженной на коэффициент-дефлятор, который составляет от 0,1% до 2% в зависимости от стоимости объекта.
При этом, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:
-вида объекта налогообложения;
-места нахождения объекта налогообложения;
-видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
В РК ставка налога на имущество устанавливается на государственном уровне единая для всех областей республики и составляет 0,5% процента от среднегодовой стоимости имущества, за исключением льготных налогоплательщиков, которые платят налог по ставке 0,1% или полностью освобождаются от уплаты налога.
При этом порядок определения налоговой базы также един – путем расчета среднегодовой стоимости имущества.
Следует отметить и разницу в определении базы для налогообложения, а именно: в РК объектом обложения налогом на имущество согласно статье 396 Налогового кодекса являются только здания и сооружения, тогда как в РФ налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество, признанное основными средствами и учитываемое на балансе предприятия (статья 374).
Таким образом, в налоговой системе РК в части уплаты налога на имущество предложены более мягкие условия для бизнес-структур.
Анализ контрольных функций налоговых органов
Одним из наиболее распространенных инструментов контроля со стороны налоговых органов за своевременностью и полнотой исчисления и уплаты налогов на сегодняшний день выступает камеральный контроль, основанный на анализе представленной налоговой отчетности и сопоставлении отраженных в ней данных с базой данных специальных государственных органов, в том числе органов регистрации прав собственности, а также на основе иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
При сопоставлении условий проведения камеральных проверок к РК и РФ было установлено, что в Российской федерации эта процедура более жесткая и короткая по времени.
Рассмотрим основные различия:
- По времени проведения камеральной проверки – налоговое законодательство РФ жестко предписывает, что камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Налоговое же законодательство позволяет производить камеральную проверку налоговой отчетности, представленной по срока, по которым не истек срок исковой давности. Кстати, в РК срок исковой давности составляет 5 лет, а в РФ он не превышает 3 лет.
- По срокам устранения нарушения – согласно требованиям налогового кодекса РФ при выявлении в ходе камерального контроля ошибок или противоречий, налогоплательщик обязан представить пояснения или представить исправленную налоговую отчетность в течение 5 дней, тогда как требованиями налогового кодекса РК установлено право налогоплательщика исполнить уведомление налогового органа по результатам камерального контроля в течение тридцати рабочих дней со дня его получения. В Российском же законодательстве прямо не оговорены действия налоговых органов в случае, когда плательщик откажется от представления уточненной налоговой отчетности или пояснений. В этом случае возможно проведение выездной проверки. Также с списке оснований для ареста банковских счетов не указаны основания по неисполнению законных требований налоговых органов.
- По результатам камерального контроля – Налоговым кодексом РК установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком уведомления в срок, налоговые органы приостанавливают расходные операции по его банковским счетам до момента устранения нарушения. В случае же представления дополнительной налоговой отчетности или пояснения – проверяется их обоснованность.
Также необходимо отметить, что в Налоговом кодексе РФ предусмотрена такая форма контроля, как контроль за правильностью применения цен в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по бартерным) операциям;
3) по внешнеторговым сделкам;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Подобная мера контроля в Казахстане не предусмотрена, а анализ достоверности сделок проверяется в рамках проведения процедур банкротства, дабы выявить факты преднамеренного вывода активов по заниженным ценам или в пользу дочерних предприятий, аффилированных лиц.
По результатам проведенного анализа следует сделать следующие выводы:
- Налоговые органы РФ более ограниченны сроками проведения налогового контроля, чем их казахстанские коллеги (как по срокам исковой давности, так и по срокам проведения камеральных проверок).
- Налогоплательщикам РК предоставлены более благоприятные условия для устранения выявленных нарушений (30 дней против 5 дней). Однако, продленный срок ответа на уведомление можно рассматривать и как отрицательный фактор, так как длительный срок ответа позволяет неблагонадежным налогоплательщикам оформить поддельные документы, в том числе заменив в отчетах одних контрагентов на других.
- Налоговые органы РК имеют больше инструментов для принуждения нарушителя к исполнению требований налоговых органов по камеральному контролю. В частности, до проведения выездной проверки очень эффективной мерой является арест банковских счетов.
- Налоговые органы РФ имеют более широкий круг вопросов, находящихся на контроле. Например, контроль за ценами сделок между хозяйствующими субъектами.
Заключение
Из приведенного списка классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющий доминирующее значение применительно к данной группе.
В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.
Из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов (СНС) в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты.
Классификация налогов по способу взимания заложена в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения, и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования.
Проведенный анализ теоритических основ системы показывает, что налоги на сегодняшний день являются помимо источника доходов бюджетов всех уровней, но и позволяют регулировать общественные и социально – экономические отношения.
Именно с помощью налогов, их грамотного применения, разумного установления ставок и льгот для определенных категорий налогоплательщиков, можно обеспечить нужный макро- и микроклимат для активного и поступательного развития как производства в крупных размерах, так и малого и среднего предпринимательства, сделать экономику государства привлекательной для иностранных инвесторов.
Учитывая тот факт, что изменения налогового законодательства не требуют длительных по времени процедур согласования и внедрения, манипулирование налогами и налоговыми ставками позволяет фискальной политике государства достаточно быстро реагировать на все изменения в развитии экономики и предотвращать негативные последствия того или иного процесса.
Более того, с помощью налогов можно оказывать влияние не только на поддержание экономического здоровья государства, но и его социальное состояние. Так, в Республике Казахстан из года в год повышают ставки акцизов на табачные изделия, извлекая при этом двойную выгоду – с одной стороны обеспечивается дополнительное поступление денежных средств бюджет, с другой – спрос населения на табачные изделия начинает падать, так как уровень цен на них становится настолько высоким, что отдельные слои населения не могут позволить себе подобные расходы.
Ярким примером влияния политических актов на состояние экономики выступает создание Таможенного союза, в рамках которого многие сферы экономики Казахстана оказались неэффективными с низкой конкурентоспособностью товаров. В результате создание ТС привело к росту цен на отдельные группы товаров, в том числе из-за выравнивания цен внутри Таможенного союза.
Кроме того, в ходе изучения вопросов налогообложения, был проведен некоторый анализ налоговых систем Республики Казахстан и Российской федерации в виде сопоставления и оценки их эффективности.
По результатам проведенного анализа мною были сделаны следующие выводы:
- Казахстан имеет в настоящее время наиболее либеральный налоговый режим по сравнению с другими государствами СНГ, ограниченное число налогов - их всего 13 против 45, существующих в старом налоговом законодательстве.
- в отличие от Российской Федерации ставки практически всех налогов в Казахстане устанавливаются на республиканском уровне с предоставлением права местным исполнительным органам вносить корректировки с помощью коэффициентов только в те налоги, которые уплачиваются в местный бюджет, и то их число ограничено. В Российской же федерации муниципальные органы вправе самостоятельно устанавливать ставки на те или иные налоги. В результате по одному и тому же налогу в целом по стране может действовать несколько ставок. Например, налог на транспорт, где в зависимости от субъекта федерации он может быть увеличен в 10 раз.
- наиболее негативным по моему мнению является тот факт, что в российском налоговом кодексе довольно часто используется «вилка» с ставках налогов. Как показала практика, именно эта «вилка» в Республике Казахстан в свое время явилась причиной многочисленных коррупционных проявлений со стороны чиновников, наделенных правом решать вопросы о снижении или увеличении льготных тарифов.
- налоговый контроль Российской федерации охватывает большее число сфер работы бизнеса. Например, контроль за ценами по сделкам между взаимозависимыми лицами, не позволяющий манипулировать с ценами в угоду чьих-то незаконных интересов. Ч
Вместе с тем, наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса Республики Казахстан налоговая система еще требует совершенствования в целях обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата.
Положения действующего налогового законодательства не в полной мере эффективны для вывода из теневого оборота доходов юридических и физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.
Ярким примером несовершенства налогового законодательства можно привести налогообложение доходов физических лиц, когда работодатель из своих собственных средств оплачивает социальный налог и социальные отчисления в общем размере 16%.
Это приводит к тому, что работодатели, в целях снижения налоговой нагрузки, сознательно переводят «белые» зарплаты своих работников в «серые», оставляя в официальных отчетах лишь минимальные суммы фонда оплаты труда.
По итогам изучения налоговой политики Республики Казахстан, на мой взгляд можно предложить следующие пути совершенствования:
- установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу;
- снижение ставки налога на добавленную стоимость и КПН, или введение единого налога с продаж с установлением разумной ставки;
- создание экономических условий для стимулирования научной и инновационной деятельности,
- дальнейшее совершенствование процессов автоматизации налогового администрирования и контроля;
- совершенствование методов администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и сельхозпроизводителей.
Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы позволят еще более снизить налоговое бремя, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста. Тем самым, в долгосрочной перспективе снижение уровня поступлений в бюджет в результате сокращения налоговых ставок или отмены отдельных налогов будет перекрыто за счет налогообложения вновь созданных объектов производства и увеличения уровня доходности уже действующих предприятий.
Список использованной литературы
- Налоговый Кодекс РФ http://www.nalkod.ru/statia374
- Налоговый Кодекс РК http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30366217#pos=1;-307
- http://uchebnik.kz/nalogi-i-nalogooblozhenie/12-klassifikaciya-nalogov
- http://www.catback.ru/articles/theory/nalog/classific.htm
- http://www.studfiles.ru/preview/5919724/page:8/
- http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page13.html
- http://textbook.news/nalogi-nagooblojenie_720/klassifikatsiya-nalogov.html
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ / https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4621635/
- http://www.konspekt.biz/index.php?text=3091
- http://bizbook.online/book-taxes/mejdunarodnyie-klassifikatsii-nalogov.html
- http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/suschnost-ponyatie-i-priznaki-nalogov-1408
12. Налоговый Кодекс Российской Федерации» c изменениями и дополнениями на 2015 год