Файл: Налоги как цена услуг государства в Росиии и Казахстане.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и признаки налогов
Глава 2. Классификация налогов
Международная практика классификации налогов
Глава 3. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ
Анализ налоговых ставок основных бюджетообразующих налогов
Налог на прибыль (в Казахстане – Корпоративный подоходный налог с юридических лиц).
Налог на имущество организаций (юридических лиц – в РК)
9. По принадлежности к уровню правления (иерархии власти):
- федеральные (РФ) или республиканские (РК)
- региональные (РФ);
- местные (РФ и РК)
Поскольку Конституция Российской федерации провозглашает федеративное устройство государства, соответственно устанавливается три уровня власти и три уровня бюджета, в связи с чем в основу разграничения налогов положены признаки власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов. Полный перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен статьями 13-15 Налогового Кодекса РФ. (таб. 2). (1)
Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.
Таб. 2. Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления
Уровень установления |
Налоги |
Федеральные |
Налог на добавленную стоимость; |
Акцизы; |
|
Налог на доходы физических лиц; |
|
Налог на прибыль организаций; |
|
Налог на добычу полезных ископаемых; |
|
Водный налог; |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|
Государственная пошлина. |
|
Региональные |
Налог на имущество организаций; |
Транспортный налог; |
|
Налог на игорный бизнес. |
|
Местные |
Земельный налог; |
Налог на имущество физических лиц. |
Согласно данным статистики Федеральной налоговой службы РФ за 2014, 2015 и 8 месяцев 2016 года удельный вес федеральных налогов в общей сумме начисленных налогов сохраняется на уровне 85-86%, на долю региональных налогов приходится около 7-8%, местный налоги составляют около 2% всех начислений. На долю малого бизнеса (СНР) приходится в среднем 4-5% от всей суммы начисленных налогов (таб. 3).
Таб. 3. «Структура и динамика налогов в РФ за 2014-2016 годы»
2014 год |
уд. вес, % |
2015 год |
уд. вес, % |
2016 год |
уд. вес, % |
|
01.01.2015 |
01.01.2016 |
01.09.2016 |
||||
Федеральные налоги и сборы |
8 559 301 865 |
86,13 |
9 461 604 201 |
85,56 |
7 662 722 729 |
86,59 |
Региональные налоги |
783 696 935 |
7,89 |
872 200 188 |
7,89 |
609 812 904 |
6,89 |
Местные налоги |
207 268 130 |
2,09 |
228 947 067 |
2,07 |
156 073 400 |
1,76 |
Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам |
387 681 649 |
3,90 |
495 412 698 |
4,48 |
421 182 381 |
4,76 |
9 937 948 579 |
11 058 164 154 |
8 849 791 414 |
По порядку введения различают общеобязательные и факультативные налоги.
- Общеобязательные налоги устанавливаются федеральными законодательными актами и взимаются на всей территории страны независимо от уровня бюджетной системы, в который они поступают.
- Факультативные налоги, предусмотренные налоговым законодательством России, непосредственно могут вводиться нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления. По этим налогам приняты единые федеральные законы, но каждый регион вправе вводить или отказаться от них.
Международная практика классификации налогов
В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Чтобы избежать ошибок при сопоставлении налоговых систем разных стран, а также уровня налогообложения, тяжести налогового бремени по отдельным группам налогов, необходим правильный подбор статистического материала, учет особенностей подходов и методов, применяющихся в разных странах или разными учреждениями при проведении группировок налогов. Рассмотрим особенности классификации налогов на примере нескольких стран в сравнении с «традиционной» классификацией РФ, представляющей довольно сложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания, характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. В основе этой системы лежит деление всех налогов на три класса: 1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины и сборы.
Как и РФ, отличительной чертой налоговой системы США является то, что она состоит из трех уровней, соответствующих трем уровням власти: верхнего (федерального уровня), среднего (уровня штатов), и нижнего (местного уровня). Полная классификация американских налогов включает восемь позиций, первые пять видов налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях, таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух категорий взимаются налоговыми службами штатов и местными органами власти (таблица 1).
Федеральные налоги |
Налоги штатов |
Местные налоги |
1. Подоходный налог |
1. Подоходный налог |
1. Подоходный налог |
2. Налог на прибыль корпораций |
2. Налог на прибыль корпораций |
2. Налог на прибыль корпораций |
3. Налог на социальное страхование |
3. Налог на социальное страхование |
3. Налог на социальное страхование |
4. Акцизы |
4. Акцизы |
4. Акцизы |
5. Налоги на наследство и дарение |
5. Налоги на наследство и дарение |
5. Налоги на наследство и дарение |
6. Таможенные пошлины |
6. Налог с продаж |
6. Налог с продаж |
7. Поимущественные налоги |
7. Поимущественные налоги |
|
8. Налог с владельцев автотранспорта |
8. Экологические налоги |
Самым крупным доходным источником бюджета является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале.
Второй по величине доходный источник федерального бюджета — отчисление на социальное страхование. Оно осуществляется как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран, в которых основную часть этого взноса платит работодатель, в США этот налог платят поровну и работодатель, и наемный работник. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Отчисления имеют строго целевое назначение. Заметна тенденция повышения ставок.
Третье место в доходах федерального бюджета занимает налог на доходы корпораций, который с чистой прибыли, т.е. валового дохода за исключением налоговых льгот.
Широко распространен такой доходный источник штатов, как налог с продаж. Он является косвенным налогом на потребление (схожим с налогом на добавленную стоимость). Этим налогом штаты делятся с бюджетами городов. Обычно им не облагаются продовольственные товары (кроме реализованных в ресторанах).
В отличие от западных стран, достаточно интересным будет сравнение принципов классификации налогов в России и Казахстане, как ближайших партнеров в едином экономическом союзе.
Классификация налогов в РК во-многом схожа с классификацией РФ. Так, согласно Налоговому кодексу РК, как и в РФ, налоги делятся на общегосударственные и местные, прямые и косвенные. Так, налог на добавленную стоимость в РК является косвенным налогом и включен в цену товара. Как в РФ, он является федеральным или общегосударственным налогом.
В зависимости от вида и характера налоговых ставок, как и в РФ, налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Однако, есть и определенные различия. Так, в налоговом законодательстве РК в зависимости от формы уплаты налоги делятся на натуральные и денежные. В основном все налоги являются денежными, так как уплачиваются в бюджет в виде денег. Но налоги на недропользование по контрактам могут выплачиваться и в натуральной форме, в виде доли добываемой продукции (полезных ископаемых).
Также по субъектам уплаты выделяются налоги с юридических и физических лиц, а категория смешанных налогов не выделена в самостоятельную.
Таким образом, классификация налогов в РФ и РК в целом не имеет значительных расхождений, за исключением различия в ставках, льготах и объектах налогообложения.
Например, в РК объектом обложения налогом на имущество согласно статье 396 Налогового кодекса являются только здания и сооружения: «здания, сооружения, относящиеся к таковым в соответствии с классификацией, установленной государственным уполномоченным органом в области технического регулирования, части таких зданий, учитываемые в составе основных средств, инвестиций в недвижимость в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (2), тогда как в РФ налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество, признанное основными средствами и учитываемое на балансе предприятия (статья 374). «Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.» (1)
В части общей мировой практики в современных условиях наиболее широко применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и юридических лиц, а также по другим существенным признакам.
Взносы на социальное страхование условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и другие объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу». Такое объединение может дать исходную информацию об уровне налогообложения расходов на выплату заработной платы и жалования в каждой отдельной стране.
С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). При практически полном совпадении принципов формирования и названий основных групп (разделов) налогов, классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг).
Сильно отличаются от классификаций ОЭСР и МВФ классификации СНС и ЕСЭИС. Классификация по Системе национальных счетов (СНС) использует подход, очень схожий с рассмотренной выше традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.
Европейская система экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС) выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.