Файл: Налоги как цена услуг государства в Росиии и Казахстане.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и признаки налогов
Глава 2. Классификация налогов
Международная практика классификации налогов
Глава 3. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ
Анализ налоговых ставок основных бюджетообразующих налогов
Налог на прибыль (в Казахстане – Корпоративный подоходный налог с юридических лиц).
Налог на имущество организаций (юридических лиц – в РК)
Анализ налоговых ставок основных бюджетообразующих налогов
Для сравнения действующих налоговых систем Российской Федерации и Республики Казахстан был проведен анализ таких наиболее распространенных и бюджетоообразующих налога, как:
- Налог на прибыль в РФ или Корпоративный подоходный налог (КПН) в РК.
- Налог на добавленную стоимость.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ или индивидуальный подоходный налог ИПН) в РК
- Транспортный налог в РФ и РК
- Земельный налог в РФ и РК
- Налог на имущество организаций (юридических лиц).
Налог на добавленную стоимость – является косвенным налогом и включен в цену товара. Как в РФ, так и в РК является федеральным или общегосударственным налогом.
Принципы налогообложения в РФ и РК в целом являются одинаковыми. Однако имеется существенное различие в ставках налога – в Республике Казахстан ставка налога составляет 12%, тогда как статьей 164 Налогового кодекса РФ установлено две ставки - 10 и 18%. Сразу оговоримся, что при проведении анализа не учитывались случаи применения 0% налога или освобождения от НДС, так как этот принцип присутствует в обеих налоговых системах.
Как уже говорилось ранее, одним из слабых мест фискальной политики Казахстана в 90-е года, ограничивающей дальнейшее развитие предпринимательства, являлся достаточно жесткий налоговый пресс.
Осознав данный факт, в период с 2001 года в течение нескольких лет правительством РК проводилась последовательная политика по плавному снижению налоговых ставок, в том числе по НДС:
1995 – 2001 год – 20% от облагаемого оборота и 10% по ТМЦ. С июля 2001 года была введена единая ставка НДС в размере 16%. Однако, уже в 2004 году она была снижена до 15%, с 1 января 2007 года – до 14%, еще через год – 13%, а с января 2009 года и по настоящее время была установлена единая ставка в размере 12%.
Вместе с тем, следует отметить положительный опыт РФ по сокращению ставки НДС на социально значимые товары до 10%. В первую очередь на реализацию продуктов питания и детской одежды, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, медицинских товаров и лекарств. Подобного разграничения в РК не предусмотрено.
С созданием в 2010 году Таможенного союза, когда были отменены многие барьеры на границе, а также последовавшим за ТС в 2012 году запуском Единого экономического пространства, резко возрос интерес российских бизнесменов к Казахстану.
По результатам анализа, проведенного в Институте азиатских исследований Казахстана, был сделан вывод, что с 2011 года идет мощное укрепление и расширение российского бизнеса в Казахстане. И одним из наиболее главных факторов, явилось то, что россиянам выгодно разворачивать производство в нашей стране за счет более комфортного налогового режима, в том числе и по НДС (ставка НДС в Казахстане — 12 процентов против российских 18). Статистика Торгово-промышленной палаты свидетельствует, что уровень налоговой нагрузки в Белоруссии составляет в среднем 80% от прибыли, в России — 46%, а в Казахстане — всего 29,6%.
Со своей стороны, и Россия проводила подобный анализ, получив при этом тот же результат. Так, при опросе российскими СМИ (журнал «Огонек») российских же бизнесменов было сказано следующее: «тут просто комфортнее работать. Наверно, можно сказать, что тут бюрократия добрее. Власть относится лояльнее к бизнесу»,
Еще одним немаловажным фактором грамотной фискальной политики явилось то, что в Казахстане регулярно вводятся моратории на проверки малого и среднего бизнеса со стороны не только налоговых органов, но и других проверяющих органов (пожарники, СЭС, акиматы районного уровня и т.д.).
Налог на прибыль (в Казахстане – Корпоративный подоходный налог с юридических лиц).
В РФ с января 2009 года действует основная ставка налога на прибыль – 20%. Кроме того, законодательством России также установлены специальные ставки налога по операциям с отдельными видами долговых обязательств (ценные государственные и муниципальные бумаги и облигации) – 0%, 9%, 10%, 15%.
Следует отметить, что статьей 284 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога по ставке 18% - зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Однако, ставка в 18% волевым решением этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков плоть до 13,5%.
В Казахстане же на сегодняшний день действует единая ставка Корпоративного подоходного налога – 20%. Кроме того, также предусмотрена для отдельных категорий налогоплательщиков и нулевая ставка (СЭЗ).
Таким образом, налогообложение прибыли предприятий в РФ и РК в целом не имеет значительных расхождений, за исключением того, что единая ставка налога в Казахстане в размере 20% является более распространенной, т.е. применяется значительным количеством налогоплательщиков, и исполнительным органам областей Казахстана не предоставлено право ее менять (снижать). Тогда как в РФ в налоговом законодательстве прямо прописано право субъектов РФ понижать ставку налога до 13,5%. Кроме того, целый ряд статей Налогового кодекса РФ определяет особенный порядок определения доходов и расходов тех или иных категорий плательщиков налога, что не может исключать возможность использования льгот со стороны чиновников и роста коррупции.
Особого внимания заслуживает налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей, работающих в упрощенном режиме. И в этой области налоговые ставки в Казахстане более лояльны и удобны для развития частного бизнеса, чем в РФ
Так, согласно статье 432 Налогового кодекса РК при оформлении патента на индивидуальную предпринимательскую деятельность исчисление входящих в состав патента налогов (ИПН и социальный налог) производится по ставке 2% от полученных доходов (без учета расходов).
Доходы же предпринимателя, работающего в режиме упрощенной декларации, опять же без учета расходов, облагаются по ставке в 3%. При этом, предпринимателю – физическому лицу предоставлена возможность использовать труд наемных работников (до 24 человек), а его предельных доход за квартал может достигать максимальной отметки в 29,9 млн. тенге. И налог с этой суммы дохода составит всего 900 тысяч тенге.
Еще более комфортные условия для юридических лиц - до 50 работников и предельный квартальный доход до 59,8 млн. тенге. Сумма же исчисленного налога составит всего 1,8 млн. тенге.
В Российской федерации же ставки налога на доходы без учета расходов составляют 6%, что в 2-3 раза выше ставок в Казахстане. При этом, в отличие от Казахстана в налоговом кодексе имеется ссылка о возможности изменять на уровне субъектов РФ указанную ставку в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (ст. 346).
Нельзя исключить тот факт, что наличие «вилки» при определении ставки налога может выступать фактором для коррупции.
И опять же нужно помнить, что в Казахстане малый бизнес ограждают от лишних проверок через вводимые моратории.
Налог на доходы физических лиц (РФ) или индивидуальный подоходный налог (в РК) – это налог с доходов частных лиц, как правило, по большей части заработной платы.
В РФ основная ставка НДФЛ в 2014 году составила 13% для любых доходов, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки НДФЛ – 9%, 15%, 30%, 35%.
Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера, а от вида дохода. Так, по ставке 13% облагается большинство получаемых налогоплательщиками доходов (заработная плата и иные выплаты в качестве оплаты труда, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и т.д.).
Для некоторых доходов установлены специальные налоговые ставки: 35%, 30% и 9%. По ставке 35% облагается стоимость любых выигрышей и призов (с суммы, выше 4 000 рублей в год), а также страховые выплаты по договорам добровольного страхования жизни, в части превышения допустимых размеров, процентные доходы и т.д.
По ставке 30% облагаются все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, которые облагаются по ставке 15%.
По ставке 9% облагаются доходы от долевого участия в виде дивидендов и доходы в виде % по облигациям с ипотечным покрытием.
В РК доходы физических лиц, за исключением доходов от предпринимательской деятельности, облагаются по ставке 10%. При этом, нет разграничения между видами получаемых доходов – получен ли он в денежной или в натуральной форме, или это доходы в виде материальной выгоды.
В отличие от налогового законодательства РФ, дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, облагаются по ставке 5% против 9%, а дивиденды по принадлежащим ему акциям вообще освобождены от налогообложения при соблюдении определенных условий, в основном зависят от срока владения акциями.
Выигрыши по лотерее в РК в пределах 50% от минимального размера заработной платы (2015 год – около 10 000 тенге) также освобождаются от налогообложения, а сумма превышения облагается по общей ставке в 10%.
Транспортный налог
Как налоговым законодательством РФ, так и налоговым кодексом РК ставки налога на транспорт устанавливаются зависимости от мощности двигателя.
Однако, субъектам РФ разрешено увеличивать или уменьшать базовые налоговые ставки, но не более чем в 10 раз. В результате, у организаций, которых имеются филиалы, ставки налога на один вид транспортного средства в разных регионах могут значительно различаться. Кроме этого, могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования и в отношении каждой категории транспортных средств.
В Казахстане напротив ставки транспортного налога являются едиными и не подлежат корректировке со стороны исполнительной власти областей республики.
Земельный налог
Ставки земельного налога в Российской федерации устанавливаются, в % от кадастровой стоимости земли, муниципальными законами. В зависимости от назначения земли земельного налога колеблются в пределах от 0% до 1,5%.
Предельные размеры налоговых ставок зависят принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка.
Ставка 0,3 процента установлена для с/х земель, земель, занятых жилищным фондом и земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента. Кроме того, представительным органам муниципальных образований, предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
В Республике Казахстан базовые ставки на сельскохозяйственные и промышленные земли устанавливаются в твердых единицах (тенге), которые корректируются баллами бонитета в зависимости от качества почвы. Ставки земельного налога на земли населенных пунктов также определяются в твердых ставках без применения балла бонитета, но эти ставки зависят от места расположения населенного пункта (города).
При этом, местные представительные органы имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 процентов от базовых ставок земельного налога, за исключением земель, выделенных (отведенных) под автостоянки (паркинги), автозаправочные станции и занятых под казино, где ставки налога повышаются в 10 раз.
В отношении же земли сельскохозяйственного назначения, не используемой по назначению, допускается повышение ставок в 10 раз. Тем самым, стимулируется использование земли в соответствие с ее изначальным назначением.
Таким образом, в РФ допускается увеличение ставок земельного налога в зависимости от решения муниципальных органов в 5 раз (с 0,3% до 1,5%) и не рассматривается повышение ставок при использовании земли под казино, АЗС, стоянки на общегосударственном уровне.
Налоговым законодательством РК предусмотрено повышение ставок на 50% от базовых размеров. Но предусмотрены более жесткие меры при нецелевом использовании земли, в том числе сельскохозяйственного назначения – ставки могут быть повышены в 10 раз.
Налог на имущество организаций (юридических лиц – в РК)
Налоговым законодательством РФ налоговые ставки налога на имущество организаций устанавливаются региональными законами на уровне муниципальных образований. При этом, налоговая база может быть исчислена 2 способами:
- от кадастровой стоимости объекта (от 0,1% до 2%) и могут быть уменьшены до 0 или увеличены в 3 раза решением этих муниципальных образований.