Файл: Налоги как цена услуг государства в Росиии и Казахстане.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и признаки налогов
Глава 2. Классификация налогов
Международная практика классификации налогов
Глава 3. ДЕЙСТВУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СРАВНЕНИИ
Анализ налоговых ставок основных бюджетообразующих налогов
Налог на прибыль (в Казахстане – Корпоративный подоходный налог с юридических лиц).
Налог на имущество организаций (юридических лиц – в РК)
ВВЕДЕНИЕ
Налоги, как основной источник образования государственных финансов, известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. Кроме того, при всей многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.
Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы.
Учитывая вышеизложенное, целью данной работы является ознакомление со структурой классификации налогов на примере крупного государства (в моем случае – на примере Российской федерации). Для достижения указанной цели при написании работы были поставлены следующие задачи: изучение принципов отнесения тех или иных налогов к определенной группе налогов в налоговой системе РФ; ознакомление с основными видами налогов и определение их роли в бюджетообразовании страны на основании статистических данных; изучение мирового опыта и мировых систем классификации налогов.
Глава 1. Понятие, сущность и признаки налогов
Понятие налогов
Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.
«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (Налоговый кодекс РФ).
Сущность налогов
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает определенную часть ВВП. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Первый сущностный признак налога — императивность (обязательный характер налога). Уплата налога является конституционно‑правовой обязанностью. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона.
Второй признак налогов — безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и индивидуальная безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налога никаких прав). Уплата налогов не порождает встречной обязанности государства к конкретному лицу.
Третий признак – денежный характер. НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие‑либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.
Четвертый признак налогов – публичное предназначение (публичные цели налогообложения). Согласно ст. 8 НК РФ, налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы. К важнейшим элементам налога относятся: субъект налога, объект налога, налоговая база, ставка налога, оклад налога, налоговый период, налоговая льгота, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.
Объект налога — доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом (это могут быть заработная плата, прибыль, дивиденды, рента, недвижимое имущество, ценные бумаги, предметы потребления и др.).
Налоговая база — денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) либо в процентах.
Налоговый период — время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.
Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога и др.
Глава 2. Классификация налогов
Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам в целях их систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. Классификация позволяет проводить анализ налоговой системы, оценивать и сопоставлять группы налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:
- По способу изъятия (объекту обложения) различают два вида налогов – прямые и косвенные. В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т.д.).
- прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы). В свою очередь прямые налоги можно подразделить на реальные и личные. В основе такого деления лежит признак финансового положения налогоплательщика. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т.д.).
- Косвенные налоги — это успешно переложимые налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Косвенные налоги вносятся в бюджет за счет выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг, но конечным плательщиком налога является потребитель товаров, так как они включаются в цену или товар (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно изменяются с уровнем экономической активности.
Скрытые (косвенные) налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины. К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги). Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства. Монопольные налоги - это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Таможенные пошлины - это косвенный вид налогов, изыскиваемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу (при внешнеэкономической деятельности).
2. По воздействию (применяемой ставке) налоги подразделяются на:
- пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
- прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
- твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.
3. По назначению различают:
- общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства;
- специальные налоги – имеют целевое назначение.
К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов (налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц). Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить транспортный и земельный налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
4. По субъекту уплаты выделяют:
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- смешанные налоги (таб. 1).
Таб.1. Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения
Субъект налогообложения |
Налоги |
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами |
Налог на прибыль; |
Налог на имущество организаций. |
|
Налоги, уплачиваемые физическими лицами |
Налог на доходы физических лиц; |
Налог на имущество физических лиц. |
|
Смешанные налоги |
Налог на добавленную стоимость; |
Транспортный налог; |
|
Налог на игорный бизнес. |
5. По объекту налогообложения (или сфере изъятия) налоги подразделяют на:
- имущественные налоги;
- ресурсные налоги (рентные платежи);
- налоги, взимаемые от выручки или дохода (капитала);
- налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги на индивидуальный доход (с заработной платы, гонорара, выигрыша и т.д., с чистой прибыли компании);
- налоги, относимые на издержки производства и обращения (например, земельный налог);
- налоги, относимые на финансовые результаты (с прибыли до налогообложения);
- налоги, взимаемые с выручки от продаж (НДС).
7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:
- закрепленные (собственные) налоги;
- регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами).
Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный, или региональный, или местный), за которым он закреплен. Регулирующий налог - это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.
8. По срокам уплаты:
- периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;
- срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.