Файл: Порядок организации и проведение аудита соблюдения трудового законодательства и расчетов с персоналом по оплате труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОПЛАТЫ ТРУДА
1.1 Законодательное регулирование учета расчетов по оплате труда
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ГБОУ ШКОЛЫ №1394
2.1 Краткая характеристика ГБОУ школы №1394
2.3 Аудит расчетов по оплате труда и иным операциям с персоналом
Первый уровень представлен Кодексами, Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства.
Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» г. определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов РФ, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности[11].
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу РФ, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. ТК РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.) не должны противоречить ТК РФ. В случае возникновения противоречий, соответственно, применяются нормы ТК РФ. Ряд документов советского периода (например, указанные выше) продолжают действовать и сегодня, однако в части, не противоречащей ТК РФ. Соответствующая норма содержится в ст. 423 ТК РФ[12].
ТК РФ регулирует трудовые отношения, устанавливает обязанности и права работодателя и работника, регулирование социально-правовых отношений, а также вопросы оплаты труда работников. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
-организации труда и управлению трудом;
-трудоустройству у данного работодателя;
-профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
-материальной ответственности работодателей и работников;
-надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
-разрешению трудовых споров.
К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 г. № 106н определяет правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организации. В части отражения расчетов по оплате труда учетной политикой может быть предусмотрено закрепление коллективного трудового договора[13].
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4 / 99, утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г. № 43н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09. 06 № 115н). В нем установлен состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ее составлению[14]. В составе отчетности формируется информация о расчетах с персоналом по оплате труда[15].
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10 / 99, утвержденное приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н, с изм. от 27.11.06 № 156н). ПБУ 10 / 99 регулирует порядок признания и общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расходов организации, относимых на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) и принимаемых к уменьшению валовой прибыли организации, в состав которых входят и затраты по оплате труда[16].
К третьему уровню относят методические рекомендации и инструкции, которые призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. К ним можно отнести:
-Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина от 13.06.95 № 49). В этом документе установлен порядок назначения, проведения и документального оформления инвентаризации, выведения её результатов и их отражения в учете[17], в том числе инвентаризации расчетов по оплате труда.
-Постановление «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.07 № 922[18].
Четвертый уровень - это рабочие документы по бухгалтерскому учету: Приказ об учетной политике, разработанной для каждого предприятия и утвержденный руководителем, План счетов бухгалтерского учета, Положение о документообороте и другие.
Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.
Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает основные законодательные акты.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 (в ред. от 11.07.2011 № 200-ФЗ) устанавливает понятие, сферу, а также цели аудита, дал понятие сопутствующих аудиту услуг и перечислил их основные виды, сформулировал требования к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности проверяемых лиц. В Законе определено понятие обязательного аудита и случаи его проведения, установлены процедуры аттестации и лицензирования аудиторов. Закон дал понятие аудиторской тайны, охарактеризовал роль и значение стандартов аудиторской деятельности, их обязательный характер, предусмотрел обязательный контроль работы аудиторов, определил порядок государственного регулирования аудита в стране[19].
Порядок проведения аудиторских проверок определяют стандарты аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки.
Таким образом, критерием качества и достоверности учета на предприятиях является соответствие законодательной базе бухгалтерского учета, налоговому регулированию учетного процесса в Российской Федерации. Соблюдение всех норм и положений действующего законодательства является гарантией бесперебойной работы и соблюдения позиций на рынке. Аудиторская проверка проводится на основании Закона «Об аудиторской деятельности» и правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Проведенное научное исследование позволяет сформулировать теоретические основы учета, аудита и анализа расчетов по оплате труда, а также практически оценить действующую практику учета, аудита и анализа трудовых ресурсов и расчетов с персоналом по оплате труда.
Важнейшая цель организации оплаты труда на предприятии - создание четкой и прослеживаемой зависимости между качеством и объемом работ, выполняемых трудовым коллективом, и уровнем заработной платы. Иными словами, механизм оплаты труда должен носить стимулирующую функцию, чтобы каждый работник был заинтересован «работать на совесть».
Организация таких условий оплаты труда лежит на руководстве предприятия и должна содержать в себе следующие функции:
-определение форм и систем оплаты труда работников предприятия;
-разработка критериев и определение размеров доплат за отдельные достижения работников и специалистов предприятия;
-разработка системы должностных окладов служащих и специалистов;
-создание системы премирования сотрудников, основанной на определенных показателях эффективности их труда.
В современных рыночных условиях решение проблем в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития.
В России, как и во всех других цивилизованных странах, государство диктует основные принципы правового регулирования трудовых отношений. В их основе лежат такие демократические достижения, как запрет на принудительный труд и дискриминацию в трудовых отношениях, обеспечение справедливых и равных условий труда, право на отдых, право на обязательное страхование работников.
Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда обобщает и группирует информацию о расчетах с работниками.
Аналитический учет позволяет формировать сведения по каждому подразделению и сотруднику.
Для подтверждения достоверности ведения учета проводится аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной квалификационной работе «Учет оплаты труда в казенном учреждении» были рассмотрены все составляющие системы оплаты труда и ее учет на примере ГБОУ «СОШ № 1394» сделать следующие выводы.
Заработная плата работников при повременно - премиальной оплате труда включает в себя:
- Должностной оклад;
- Стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки;
- Премии, которые предусматривает трудовой договор или приказ руководителя учреждения;
- Районный коэффициент, который рассчитывается на оклад, всех видов доплат, надбавок, премий.
Размеры должностных окладов устанавливаются руководителем учреждения в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих, ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих на основании ПКГ к которой относится тот или иной работник. На расходы по премированию на каждый финансовый год выделяется размер премиального фонда, который учреждение расходует в течение года в соответствии с установленным в учреждении положением о премировании персонала.
Выплаты компенсационного характера для всех сотрудников учреждения устанавливаются в процентах к должностному окладу, ставкам зарплаты или в абсолютных размерах. Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда, а так же их поощрения за работу руководителем учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера размеры и условия которых закреплено трудовым соглашением и прочими законодательными актами.
Все начисления по оплате труда относятся к расходам учреждения, учет которых ведется по дебету счета 140120211 «расходы на оплату труда», а обязательства учреждения по оплате труда по кредиту счета 130311730.
Расчет по заработной плате производится двумя способами: наличным, то есть через кассу учреждения и безналичным - перечисление сумм заработной платы на банковские счета пластиковых карт работников. Для осуществления расчета по заработной плате через кассу учреждения, необходимо сделать заявку на наличные средства по дебету счета 121003560, а ее выдача по кредиту счета 129134610.
Начисленная заработная плата является источником налогообложения по НДФЛ, который осуществляется по ставке 13 % и учитывается по счету 30301. Налогом облагаются все виды доходов работника учреждения: должностной оклад, стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки, премии, районный коэффициент, отпускное пособие и пр. Так же с дохода работника могут удерживаться обязательства по исполнительным листкам, ставки и размер которых зависит от их типа, которые в свою очередь учитываются по счету 30403.
Учет оплаты труда не возможен без наличия установленных регистров учета, которые отражают в себе ведение бухгалтерского учета учреждения.
Начисленная заработная плата является источником налогообложения по НДФЛ, который осуществляется по ставке 13 % и учитывается по счету 130301. Налогом облагаются все виды доходов работника учреждения: должностной оклад, стимулирующие и компенсационные доплаты и надбавки, премии, районный коэффициент, отпускное пособие и пр. Так же с дохода работника могут удерживаться обязательства по исполнительным листкам, ставки и размер которых зависит от их типа, которые в свою очередь учитываются по счету 130403.
С начисленной заработной платы работодателем осуществляются выплаты в государственные внебюджетные фонды: ФФСС - счет 30302, ФФОМС - счет 30307, ПФ - счет 30310 страховая часть, счет 30211 -
накопительная, фонд травматизма тарифные - счет 30306. Ставки устанавливаются законодательством РФ и учитываются начисления по кредиту счета 140120413. Расчет отпускных и пособий по временной