Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и её совершенствование (на примере ООО «Полимерснаб-М).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Крупнейшей отраслью хозяйства в странах с развитой экономикой является торговля. Торговля является наиболее динамично развивающейся и инвестиционно-привлекательной частью отрасли, связывает производство и потребление, поддерживая баланс между предложением и спросом, активно воздействует на производство посредством регулирования объема и ассортимента выпускаемой продукции, а также формирует спрос на новые товары и услуги.

Возрастание масштабов объема продаж, рост конкуренции на рынке требует модернизации управления торговыми предприятиями. От способности организовать коммерческую деятельность зависит успешность торговых организаций.

Особенности управления коммерческой деятельностью торговых организаций рассматриваются в работах Л. А. Брагиной, Т. П. Данько, Н. И. Кузнецова и др. Однако, имеющиеся исследования в области управления торговыми организациями отличает широко направленный характер, как правило, не учитывающий особенностей товарной направленности предприятий торговли.

Цель работы заключается в обобщении и систематизации теоретических основ, а также разработке практических рекомендаций в части совершенствования коммерческой деятельности оптовой торговой организацией ООО «Полимерснаб-М».

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих
задач:

— исследовать теоретические основы коммерческой деятельности оптового торгового предприятия;

— провести анализ деятельности оптового торгового предприятия ООО «Полимерснаб-М»;

— оценить эффективность коммерческой деятельности предприятия;

разработать рекомендации, направленные на совершенствование коммерческой деятельности ООО «Полимерснаб-М».

Объектом исследования является оптовая торговая организация ООО «Полимерснаб-М».

Предметом исследования является коммерческая деятельность оптовых торговых организаций в современных условиях.

Методологическую основу исследования составили общенаучные диалектические методы (историко-логический подход, анализ и синтез, индукция и дедукция, детализация и обобщение, системность и комплексность), предопределяющие изучение экономических явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи; основные положения экономической науки в целом и торгового менеджмента в частности: концепции и гипотезы, представленные в трудах российских, зарубежных ученых и специалистов по вопросам управления торговыми организациями.


Информационно-эмпирической базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, законодательные и нормативные документы, отечественные и зарубежные справочные и научные публикации, материалы монографических исследований и периодической печати, а также данные деятельности ООО «Полимерснаб-М».

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1.Теоретические основы коммерческой деятельности оптовой торговой организации в современных условиях

1.1. Понятие и содержание коммерческой деятельности

Активизация коммерческой деятельности позволяет рассматривать ее в качестве основного фактора обеспечения конкурентоспособности предприятий торговли. Развитие конкурентной среды и появление новых управленческих технологий, ориентированных на удовлетворение потребностей рынка, объективно усиливают необходимость изучения организационно-экономического механизма формирования и реализации коммерческой деятельности[1].

В связи с важностью сферы общественного развития очевидно, что от уровня организации коммерческой деятельности зависит конечный результат работы предприятия. Коммерческая деятельность реализует связь предприятия с конечными потребителями его продукции и услуг, обеспечивая при первоочередном учете запросов и интересов потребителей предельную выгодность торговой сделки для всех партнеров[2].

Четкое определение понятия «коммерческая деятельность» приводит Л. П. Дашков[3], который считает, что коммерческая деятельность – это обязательное условие потребительского рынка и предпринимательства в сфере коммерции. По его мнению, коммерческая деятельность – это операции, которые связаны с куплей и продажей товаров, полным удовлетворением спроса потребителей, максимального уменьшения издержек обращения, развитием целевых рынков товаров и получением на этой основе прибыли. Уточняя данную позицию применительно к оптовой торговле, отметим, что коммерческая деятельность предприятий оптовой торговли – это особый вид деятельности, от которой зависят конечные результаты деятельности оптового торгового предприятия, получение им прибыли и удовлетворение потребностей товарах.


Ф. Г. Панкратов раскрывает основные этапы коммерческой работы по оптовой продаже товаров: выбор методов продажи, обеспечивающих лучшую эффективность оптовой продажи для конкретного торгового предприятия; анализ спроса на товары; формирование оптимизированного ассортимента; информационно-рекламная деятельность; организация комплекса услуг покупателям[4]. Каждый из выделенных этапов служит единой цели – удовлетворению потребностей в товарах и услугах, обеспеченных денежными средствами.

Дополняя данную позицию, отметим, что организация коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли в современных рыночных условиях основана на принципе равноправия торговых партнеров, самостоятельности поставщиков товаров и покупателей, а также финансовой и материальной их ответственности за выполнение обязательств, принятых ими[5].

Коммерческая работа по оптовой продаже товаров имеет особенности, изучение которых позволило не только выделить главную цель коммерческой деятельности – максимизация получения прибыли с учетом удовлетворения спроса, но и конкретизировать основные цели и факторы коммерческого успеха предприятий[6].

К основным целям коммерческой деятельности следует отнести: формирование хозяйственных и партнерских связей; анализ рынка закупки товаров и связей между производителями и потребителями; формирование комплекса операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров с учетом рыночной среды; расширение целевых рынков и сокращение издержек обращения[7].

К факторам, обеспечивающим коммерческий успех оптового торгового предприятия, отнесем: финансовые показатели и факторы; кадровое обеспечение; фактическое состояние материально-технической базы торгового предприятия; факторы организации торгово-технологического процесса; факторы, оказывающие влияние на хозяйственные взаимоотношения.

Для торговых предприятий актуален вопрос о роли маркетинга в управлении[8]. Вместе с тем при управлении коммерческой деятельностью оптовые торговые предприятия не в полной мере используют маркетинговый инструментарий, что обусловлено незавершенным характером формирования теории маркетингового управления и недостаточной разработанностью его прикладных инструментов. Недооценка маркетингового управления сдерживает темпы развития торговли и выступает фактором ограничивающего влияния на эффективность ее коммерческой деятельности.


Согласимся с мнением Е. И. Мазилкиной[9], что маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли на практике доказал свою высокую эффективность. Основным его проявлением является то, что организация постоянно и целенаправленно воздействует на рынок посредством комплекса инструментов маркетинга, включающего: товар, цену, систему сбыта и систему маркетинговых коммуникаций.

Маркетинговый подход к организации коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли предполагает исследование рынка, планирование ассортимента, закупку товаров, формирование хозяйственных связей, создание оптимальных каналов распределения и результативного позиционирования в целях создания и регулирования спроса потенциальных покупателей[10].

Стратегия коммерческой деятельности использует основные инструменты маркетинга для получения желаемых результатов: товар, цена, распределение и продвижение, позиционирование. Для выбора стратегии и ее реализации необходим, прежде всего, ряд управленческих действий, связанных с оценкой текущего состояния предприятия оптовой торговли.

Разделяем мнение Ф. Г. Панкратова[11] о том, что проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:

  • во-первых, наиболее полно оценить результативность коммерческой работы предприятия в целом и его подразделений;
  • во-вторых, анализировать факторы, которые оказывают влияние на прибыль товаров и предоставляемых услуг;
  • в-третьих, определять издержки обращения на торговую деятельность и причины их изменения;
  • в-четвертых, определять наилучшие пути решения проблем в коммерческой деятельности, что будет способствовать получению достаточной прибыли, но, по нашему мнению, возникает предположение, что коммерческая деятельность предприятия торговли может быть оценена лишь при условии наличия полной исчерпывающей информации о ее состоянии, полученной в результате комплексного анализа составляющих ее элементов[12].

1.2. Показатели эффективности коммерческой деятельности оптовой торговой организации


Для того чтобы торговое предприятие с успехом работало, нужно проводить системное исследование его коммерческой деятельности, при этом необходимо учитывать факторы неустойчивой рыночной среды, что даст возможность превратить предприятие в устойчиво прибыльное и конкурентоспособное, тем самым обеспечив его развитие. В авторской интерпретации Л. А. Пасечко[13] предлагается система оценки элементов коммерческой деятельности на основе группировки коммерческой деятельности по следующим направлениям: элементы, позволяющие изучить и сделать прогноз ситуации на рынке; элементы, позволяющие провести анализ закупки и поставки товаров, формирования товарных ресурсов предприятиями торговли и поставщиками товаров; элементы, позволяющие провести анализ операций, связанных с реализацией товара и политику торгового предприятия по продаже товара[14].

Исходными данными в анализе эффективности коммерческой деятельности путем сопоставления прибыльного и затратного механизмов в исследовании Е. С. Холина являются: полный учет, анализ и оценка экономических показателей[15]. Основные показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия, осуществляемой на коммерческой основе, Холин Е.С. подразделяет на две группы, позволяющие оценить две категории: экономический эффект и экономическую эффективность[16].

Особый интерес представляет технология результативности коммерческой деятельности торгового предприятия путем определения затрат, которую представил О.В. Памбухчиянц[17] на основе технологических операций. Разделяя предложенную технологию, необходимо уточнить основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия, используя данные, которые содержатся в финансовой, экономической и бухгалтерской отчетности. Основные этапы оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные этапы оценки эффективности коммерческой

деятельности торгового предприятия[18]

Наименование этапа

Характеристика этапа

1. Анализ
использования внеоборотных
активов

Анализ роста реализации в денежном выражении производственных и непроизводственных фондов, технических средств, выявленный прирост производства от перечисленных активов поможет установить конкурентоспособность предприятия на рынке

2. Анализ затрат по этапам товародвижения

Возникновение непланируемых расходов на транспорт, охрану, штрафы, вследствие этого увеличения предполагается увеличение издержек

3. Анализ затрат по структуре товаров

Затраты по структуре товаров: закупочная цена, издержки обращения, вспомогательные расходы, которые необходимо фиксировать по группам товаров

4. Анализ

экономических показателей

Данный анализ определяет степень использования объектов на всем пути товародвижения, а также оборачиваемость закупленных и проданных товаров