Файл: Организация и анализ расчётно-кассового обслуживания клиентов в банке (на примере отделения Сбербанка России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России заложен фундамент для построения эффективно функционирующей системы платежей посредством пластиковых карт. Однако участникам отрасли необходимо принять совместные решения относительно того, как развивать национальную платежную систему, чтобы она, в конечном итоге удовлетворяла требованиям массового рынка. Это даст России возможность полностью реализовать очевидный положительный потенциал платежных систем мирового класса, который может быть использован для повышения эффективности реальной экономики и финансовых рынков.

В России должен существовать эффективный механизм перевода денежных средств, который будет служить государству, бизнесу и гражданам надежным средством обмена товаров и услуг в деньги. Этот механизм должен быть защищенным, обеспечивать снижение уровня России мошенничества и операционных издержек, которые несут банки и платежные системы, и способствовать повышению уровня доверия к отрасли.

Для решения названных задач в платежной системе должна использоваться трехуровневая структура норм и правил, состоящая из нормативно-правовой базы общенационального уровня, правил самой платежной системы и правил банков, учитывающих специфику их деятельности (см. таблицу 9).

Таблица 9

Рекомендуемая система норм и правил, регулирующих функционирование национальной платежной системы

Требование

Национальные законы

Операционные правила

Правила банков

1

2

3

4

Эффективный механизм перевода денежных средств

Правила расчетов, направленные на ускорение расчетов

Процедуры борьбы с отмыванием денег

Правила безопасности

Стандартные оперативные процессы передачи данных, технические требования

Соглашения об уровне обслуживания, обеспечивающие соблюдение стандартов

Гарантии платежей

Проверка клиентов (например, фото) и гарантий

Уровни поддержки клиентов и торговых точек

Правила установки терминалов и обучение продавцов

Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

Экономическая жизнеспособность

Регулятивные меры, обеспечивающие справедливость доступа к системе

Правовые нормы, определяющие функции и обязанности участников

Правила проведения операций

Процедуры разделения расходов на использование общих технических решений, включая технические условия на средства обеспечения совместимости

Стимулы для разработки банками конкретных маркетинговых программ и продуктов

Правила проведения маркетинговых кампаний и выпуска продуктов

Ориентация на будущее

Создание благоприятных условий для развития системы платежей посредством пластиковых карт

Критерии членства, направленные на поддержание количества и роста членов платежной системы

Правила выпуска карт и привлечения торговых точек

Процедуры, связанные с осуществлением платежей посредством различных технических средств (например, Интернет, мобильные телефоны и пр.)


Вместе с тем, платежные системы должны сами выработать для себя четкие правила ведения повседневной деятельности. Как видно из данных таблицы 9, к таковым относятся стандарты передачи данных, соглашения об уровне обслуживания и процедуры разрешения споров.

В свою очередь, банки должны работать в рамках установленной модели платежей. Им необходимо, используя механизмы конкуренции, выходить на рынок с привлекательными дифференцированными предложениями.

Основными механизмами и услугами, которые должны входить в арсенал платежной системы, являются:

  • механизм претензионной обработки, который посредством выполнения необходимых автоматизированных процессов позволяет сократить количество операций типа «chargeback» (спорные платежи) и, таким образом, снизить накладные издержки. Данный механизм представляет собой эффективное средство урегулирования спорных ситуаций, что позволяет избежать разрешения споров в арбитражном суде;
  • услуги по внедрению и тестированию, которые, предоставляя специализированную комплексную среду и инструментарий для проверки эффективности инновационных карточных продуктов и сопутствующих услуг, способствуют раннему выявлению технических проблем и обеспечивают беспрепятственное внедрение новых платежных программ и продуктов;
  • метод «асимметричного» внедрения новых технологий, который дает возможность банкам внедрять новые технологические решения, не дожидаясь, когда та или иная новинка будет внедрена всеми остальными банками-членами платежной системы[36].

В обобщенном виде требования к национальной платежной системе представлены на рис. 6.

Построение национальной платежной систем создаст условия для обращения банковских карт на всей территории страны, независимо от того, кто выступает их эмитентом, и таким образом будет способствовать институционализации банковских пластиковых карт как всеобщего платежного средства и, следовательно, дальнейшему развитию электронных денег, что является необходимой предпосылкой перехода к информационному обществу в России[37].

Для того, чтобы повысить привлекательность своих карт, российским банкам стоит развивать инициативы, поощряющие тех владельцев карт, которые пользуются ими наиболее активно. Опыт самых разных банков показывает, что такого рода инициативы приносят весьма впечатляющие результаты. Так, польский Bank Zachodni совместно с системой Visa организовал промо-акцию, по условиям которой каждый держатель карты этого банка, который использовал карту для оплаты покупок не менее пяти раз в течение трехмесячного периода, мог получить сувениры с олимпийской символикой или выиграть поездку на Олимпийские игры в Сиднее. За время проведения промо-акции объем транзакций, совершенных с использованием карт через POS-терминалы увеличился на 45%. Индийский ICICI Bank предложил своим клиентам в южных регионах Индии скидку в размере 5% от стоимости товаров и услуг, приобретаемых в течение одного месяца почти в 40 торгово-сервисных предприятиях. В результате объемы покупок, совершенных с использованием карт, выросли на 700 %[38].


Требования

Правила

Система

Брэнд

Эффективный механизм перевода денег

Регулирование рисков

Дополнительные виды процессингового обслуживания

Экономическая жизнеспособность

Совместимость

Открытые стандарты

Информированность и доверие

Эффективность, обусловленная экономией масштаба

Удовлетворение нужд потребителей и продавцов посредством нововведений

Ориентация на будущее

Освоение новых технологий

Рис. 7. Требования к национальной платежной системе

Российское правительство может обязать торгово-сервисные предприятия, размер выручки за счет введения требований к торгово-сервисным предприятиям, объем выручки которых превышает определенную величину, в обязательном порядке принимать к оплате карты. Такого рода требования также должны распространяться на некоторые государственные структуры. Другой путь – снижение ставки налога на прибыль для торговых точек, принимающих карты. Многие владельцы торгово-сервисных предприятий выражают специфическую озабоченность тем, что более высокая прозрачность их доходов, приведет к увеличению налогового бремени таких предприятий. Правительство Российской Федерации может устранить эти опасения и снизить ставку налога для тех торгово-сервисных предприятий, которые принимают карты. Наряду со стимулированием роста точек приема карт, снижение налоговых ставок могло бы способствовать уменьшению масштабов теневой экономики и привело бы к увеличению совокупных налоговых поступлений.

Наряду с опасениями относительно большей прозрачности финансовых потоков торгово-сервисных точек, весьма существенным препятствием на пути роста приема карт в розничных предприятиях являются предубеждения относительно того, что применение POS-технологий сопряжено со значительными капитальными вложениями. Российское правительство, платежные системы и банки-эквайреры могут помочь снизить капитальные затраты путем: предложения более дешевых терминалов, основанных на GPRS-технологиях; стимулирования производства более дешевых POS-терминалов отечественной разработки. Сокращение затрат на установку терминалов может облегчить процесс увеличения количества точек приема пластиковых карт в масштабах всей России. Благодаря сократившемуся уровню потенциальных затрат, можно будет организовать массовый прием карт в тех местах, где большинство россиян чаще всего делают свои покупки. Среди жителей России существует предубеждение относительно того, что там, где принимаются пластиковые карты, товары и услуги стоят дороже и, следовательно, в таких местах покупки лучше не совершать. Чтобы преодолеть это предубеждение, платежные системы и банки-эквайреры должны в полной мере использовать преимущества от использования недорогих POS-терминалов и увеличить масштабы приема карт путем более плотной работы с владельцами тех торгово-сервисных точек, которые являются наиболее доступными и привлекательными для потребителей.


Выводы. Для развития безналичных расчетов в необходимо: охватить население банковским обслуживанием; обеспечить наличие средств на банковских счетах или предоставить кредиты для того, чтобы можно было рассчитываться картами; предоставить плательщику возможность рассчитываться картой практически повсеместно; сделать так, чтобы большинство торгово-сервисных точек принимали карты к оплате за товары и услуги; одно из принципиальных требований – разработка скоординированной образовательной программы, направленной на устранение недопонимания природы и преимуществ электронных платежей, которое тормозит развитие рынка.

Заключение

Безналичные расчеты являются основой функционирования платежной системы. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Основными принципами безналичных расчетов являются: обязательное условие хранение денежных средств в кредитных организациях; принцип согласия плательщика на списание средств; принцип платежей в пределах собственных средств и полученных кредитов; принцип оптимальной скорости безналичных расчетов; принцип периодической очередности платежа; принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетах.

Архангельское отделение 8637 Сбербанка России осуществляет все виды расчетных операций, связанных с открытием и ведением счетов, безналичным перечислением по счету, в том числе с использованием электронного документооборота «Клиент-Банк», приемом и перечислением платежей, кассовым обслуживанием и доставкой ценностей, а также прочими услугами.

Архангельское отделение 8637 Сбербанка России успешно функционирует в сфере банковских карт. Вместе с тем, проведенное исследование позволяет сделать следующие проблемы работы с пластиковыми картами в Сбербанке России. Во-первых, в Сбербанке, как и в целом по России отмечается более высокий спрос на карты международных платежных систем, что обуславливает необходимость проведения более активной работы по продвижению карточных продуктов Сбербанка России. Во-вторых, преимущественный объем операций по карточным счетам связан с непосредственным дебетованием счета. Основная масса держателей карт использует их для снятия заработной платы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о неразвитости национальной платежной системы в России. В то же время степень развития в государстве систем безналичных платежей говорит об уровне экономического развития этого государства. Действительно, решение таких актуальных национальных задач как: оптимизация затрат на обслуживание денежного обращения; охват банковскими услугами подавляющей части населения страны; рост ресурсной базы экономики страны за счет вовлечения в экономический оборот средств граждан; сокращение доли теневого денежного оборота в экономике; улучшение собираемости налогов; появление системы эффективного финансового мониторинга для борьбы с коррупцией, отмыванием денег, преступностью и терроризмом; создание эффективной системы распределения и контроля адресного использования социальных льгот, компенсаций, пособий и др. выплат невозможно без высокого уровня развития систем безналичных платежей. При таком подходе становится очевидным, что размер и функциональность платежных систем должны соответствовать уровню решаемых задач.


Платежная система должна основываться на правилах, жизнеспособных и позволяющих гарантировать ее бесперебойное, согласованное и прозрачное функционирование. Кроме того, она должна иметь надежную, высокоскоростную инфраструктуру и опираться на сильный брэнд, способный завоевать ее признание рынком.

Для того, чтобы безналичные расчеты в России стали действительно массовыми, необходимо: охватить население банковским обслуживанием; обеспечить наличие средств на банковских счетах или предоставить кредиты для того, чтобы можно было рассчитываться картами; предоставить плательщику возможность рассчитываться картой практически повсеместно; сделать так, чтобы большинство торгово-сервисных точек принимали карты к оплате за товары и услуги; одно из принципиальных требований – разработка скоординированной образовательной программы, направленной на устранение недопонимания природы и преимуществ электронных платежей, которое тормозит развитие рынка.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ г. «О национальной платежной системе».
  2. Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (с изм. от 15.07.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 № 24667).
  3. Алиев А. Национальная платежная система как основа для контроля денежного оборота // Экономист. - 2011. - № 1. - С.90-93.
  4. Андреев М.Ю. Моделирование деятельности современной банковской системы / Андреев М.Ю., Пильняк Н.П., Поспелов И.Г. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - № 2. - С.143-171.
  5. Ануреев С. В. Платежные системы и их развитие в России. – М.: Инфра-М, 2010.
  6. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело. / И.Т.Балабанов. - М.: ИНФРА-М, 2010.
  7. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Дашков и К, 2009.
  8. Березина М. П. Проблемы формирования и развития национальной платежной системы России // Деньги и кредит. - 2015. - № 11. - С.19-25.
  9. Быков А.П. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности российских банков в условиях глобализации экономики / А.П.Быков, А.И.Гончаров // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 7. - С.35.
  10. Дмитриева О. Денежные кругообороты // Рос. Федерация сегодня. - 2013. - № 6. - С.32-35.
  11. Корниенко О.В. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Феникс, 2011.
  12. Кудрявцева С. С., Шинкевич А. И., Ганеева Г. А. Моделирование безналичных расчетов в экономических системах при организации производства технологических инноваций // Вестник Казанского технологического университета. 2015. Т. 18. № 5. С. 189-193.
  13. Лаврушин, О.И. Банковское дело / О. И. Лаврушин.- М.: ЮНИТИ, 2011.
  14. Летуновская А. В. Современные карточные платежные системы европейских стран // Деньги и кредит. - 2011. - № 10. - С.42.
  15. Малахова Н.Г. Деньги. Кредит. Банки. – М.: Феникс, 2012.
  16. Полищук С. А. Эффективная и безопасная национальная платежная система// Банковское дело. – 2010. - № 11. – С. 13.
  17. Рубцова Д. С., Полуюфта Л. В. Система безналичных расчетов в России // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 3-5. С. 192-194.
  18. Семенихина Н. «Народная экономика» узнала все о наличных и безналичных расчетах // Другие новости. – 2011. - № 4. – С. 12.
  19. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2009.