Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ и оценка внешней и внутренней среды сети магазинов «Пятёрочка»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды
1.1 Внутренняя среда организации
1.4 Технология деятельности организации
1.6. Внешняя среда организации
1.8 Среда косвенного воздействия
Глава 2. Краткая характеристика предприятия
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Факторы внешней и внутренней среды
Глава 3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды сети магазинов «Пятёрочка»
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например с полупроводниками и компьютерами. Но также стоит понимать технологию как средство преобразования сырья - будь то люди, информация или физические материалы - в искомые продукты и услуги.
Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. То есть использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров, процесс производства которых не стандартизован.
Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию по Томпсону и по Вудворд.
Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Выделяется три категории технологий:
- единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие;
- массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу;
- непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах (например - переработка нефти, работа электростанций). [15]
Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:
- многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно (типичный образец - сборочные линии массового производства);
- посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми.
- интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство. [15]
Эти две категории не так уж расходятся друг с другом. Например многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства. Различия в этих классификациях в первую очередь вызваны разными областями специализации авторов. То есть Вудворд в основном занималась технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.
Нельзя назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае может быть более приемлем один тип а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор.
Трудно поспорить, что люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.[4,c.49]
1.5 Персонал
Основой любой организации является персонал. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.
Не удивительно, что для менеджера люди являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по разным параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, способности и т.п. Все эти отличия оказывают серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. Поэтому очень важно, чтобы менеджер строил свою работу таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации. [11,c.232]
Таким образом мы рассмотрели пять основных составляющих внутренней среды организации. Хорошему менеджеру важно понимать, что все пять составляющих оказывают большое влияние на деятельность организации и их нужно рассматривать как отдельно каждую, так и все составляющие в комплексе.
1.6. Внешняя среда организации
Под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему. Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. [10,c.51]
Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов». [3,c.34]
Внешние факторы – это неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации. Также внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны и на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому из-за конкуренции всегда существует возможность того, организация не дополучит нужные ей ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внешнюю среду обычно подразделяют на следующие составляющие:
- микросреда, которая оказывает прямое влияние на предприятие;
- макросреда, которая воздействует на предприятие и его микросреду.
Теперь более детально рассмотрим это составляющие.
1.7 Среда прямого воздействия.
Среда прямого воздействия - это непосредственно деловое окружение организации. Его формируют такие субъекты среды, которые напрямую влияют на деятельность конкретной организации: поставщики, потребители, законы и государственные органы и конкуренты.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Поставщики. Если смотреть на организационную систему с точки зрения системного подхода, то можно сказать что она является механизмом преобразования входов и выходов.
Основная разновидность входов - это капитал, материалы, трудовые ресурсы и так далее. Таким образом, одним из наиболее ярких примеров прямого воздействия внешней среды на организацию может служить зависимость между организационной системой и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов. Именно поэтому при выборе поставщиков так важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал.
Потребители - также очень важный фактор прямого воздействия. Именно потребители своим желанием приобрести определенный товар по определенной цене определяют для организации почти все, относящиеся к результатам ее деятельности. В свою очередь необходимость удовлетворить потребности покупателей влияет на взаимодействие организации с различными поставщиками. Анализируя покупателей необходимо составить профиль тех, кто покупает продукт организации.
Составить его можно по следующим параметрам:
- географическое местоположение;
- демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности);
- социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки);
- отношение покупателя к продукту (почему он покупает именно этот продукт, как он его оценивает).
Конкуренты – это фактор, влияние которого невозможно ставить под сомнение. Руководитель любого предприятия понимает, что если его предприятие не будет удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то ему долго не продержаться. Зачастую именно конкуренты, а не потребители определяют, какие будут результаты деятельности компании, а также влияют на установление цены, за которую можно продать товар. Организации соперничают между собой не только за потребителей, они также конкурируют из-за трудовых ресурсов, материалов, капитала и права использовать определенные технические нововведения. От конкуренции могут зависеть такие внутренние факторы как условия работы, оплата труда и отношения руководителей с подчиненными.
Государственное воздействие. Государство — eгo исполнительные органы и нормативные акты — также непосредственно воздействует на организацию, а следовательно, относится к среде прямого воздействия. Это налоговая инспекция, органы статистического учета и т. д. [10,c.34] Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду.
Государственные органы условно разделяют на регулирующие и контролирующие. Используются различные способы и методы воздействия на организации – установление ставок налогов и квот, выдача лицензий, регулирование уровня цен и тарифов, определение мест строительства объектов.
1.8 Среда косвенного воздействия
Факторы среды косвенного воздействия (рис.2) обычно оказывают не столь заметное влияние на организацию, как, на пример, факторы среды прямого воздействия. Но, несмотря на это, руководству компаний необходимо их учитывать.
рис.2
Технология. Технология является как внутренней переменной так и внешним фактором большого значения. Данный фактор влияет на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость его устаревания, на способы сбора, хранения и распределения информации, а также на то, какие новые товары и услуги ожидают потребители.
Состояние экономики. Состояние мировой экономики влияет как на стоимость всех вводимых ресурсов, так и на способность потребителей покупать товары и услуги. Рассмотрим ситуацию, при которой планируется инфляция. В таком случае руководство может увеличить запасы поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда, с тем чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. или же оно предпочтет сделать заем, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.
Возможна ситуация, при которой ожидается экономический спад. Тогда организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции, поскольку могут появиться трудности ее сбыта, сократить часть работников или отложить до лучших времен планы расширения производства.
Социокультурные факторы. Нельзя отрицать, что социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, оказывают влияние на организацию, так как каждая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде.
В качестве примера влияния социокультурного фактора, можно указать влияние бренда на стоимость товара и желание его купить. телефоны компании Apple, несмотря на свою высокую цену, всегда очень популярны у покупателей. При выходе каждой новой модели, люди становятся в огромные очереди платят немалые деньги, чтобы первыми приобрести данный товар.
Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих фирмой.