Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ и оценка внешней и внутренней среды сети магазинов «Пятёрочка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одно из самых важных понятий в менеджменте - это организация. Различные факторы оказывают воздействие на деятельность каждой организации. Их принято делить на внешнюю и внутреннюю среду организации. Именно эти факторы определяют насколько успешно будет функционировать компании, а также могут ограничивать её деятельность в разных аспектах. Таким образом, актуальность данной темы обуславливается тем, что каждое действие компании сильно зависит от её внешней и внутренней среды.

Изучая внутреннюю среду компании, руководство получает возможность оценить внутренние ресурсы компании, их возможности. Это позволяет выявить слабые стороны, укрепить и расширить конкурентные преимущества, что поможет в предупреждении различных проблем.

Изучая внешнюю среду, мы имеем возможность оценить источники, которые питают организацию ресурсами, которые необходимы организации для поддержания ее внутреннего потенциала на высоком уровне. Организация и внешняя среда постоянно взаимодействуют, что обеспечивает организации возможность выживания. Но стоит учитывать, что внешние ресурсы не безграничны, и существует множество конкурентов, претендующих на них. Недостаток в необходимых внешних ресурсах может привести к ослаблению организации и различным негативным последствиям.

Цель курсовой работы: изучить внешнюю и внутреннюю среды организации.

Задачи курсовой работы:

  • изучить теоретический материал по данной теме;
  • исследовать понятия внешней и внутренней среды;
  • исследовать экономическую характеристику предприятия;
  • изучить методы анализа внешней и внутренней среды организации (SWOT- анализ, PEST – анализ);
  • проанализировать внешние и внутренние переменные предприятия на примере выбранной организации,
  • выработать рекомендации по разработке стратегии развития данного предприятия.

Предмет курсовой работы - анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Объект курсовой работы - Федеральная торговая сеть «Пятёрочка».

При написании данной работы были использованы различные учебники, учебные пособия и данные бухгалтерской отчетности предприятия.

Глава 1. Теоретические основы внешней и внутренней среды


1.1 Внутренняя среда организации

Для начала определимся, что такое внутренние факторы. В литературе встречаются различные определения данному понятию. Рассмотрим самые популярные из них.

Внутренняя среда — это внутренние переменные организации, основные характеристики внутреннего устройства организации. [10, c.34]

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени [9, c.44]. К ней принято относить цели организации, организационную структуру, задачи, технологии и людей. Важно понимать, что все внутренние переменные взаимосвязаны между собой, и при изменении одной из них остальные факторы тоже претерпевают изменения. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.

Для чего необходимо изучение внутренней среды организации. Прежде всего это важно для понимания того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат опорой, которая поддержтвает организацию в борьбе с конкурентами и которую она должна стремиться расширять и совершенстовать. Слабые же стороны должны стать предметом пристального внимания руководства. Они должны быть изучены и полностью устранены для максимально эффективной работы организации.

Итак, еще раз выделим составляющие внутренней среды: цели, структура, задачи, технология, люди.

Рис. 1. представляет собой модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей.

рис.1

Далее более подробно рассмотрим каждую из них.

Цели организации.

Как известно, организация - это два и более человек, связанных общими целями. Под целями понимаются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых люди стремятся добиться, работая вместе. Следовательно, организацию можно рассмотреть как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить в одиночку.

Руководство, в результате планирования, разрабатывает цели и координировано сообщает их всем членам организации, таким образом давая им понять, к чему они должны стремиться.


Цели у организаций могут быть разнообразными. У большинства организаций основной целью всех их деятельности является получение прибыли. Прибыль это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли [1].

Выделяют следующие типы ориентации организации на прибыль:

  • ее максимизацию;
  • получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть, состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  • минимизацию прибыли, что обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Существуют организации главной целью которых является не получение прибыли. Это касается некоммерческих организаций, к примеру церквей, благотворительных фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только в условиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других показателях:

  • удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
  • позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
  • условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  • публичная ответственность и имидж организации;
  • техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;
  • минимизация издержек производства и т.д.

В организациях, занимающихся бизнесом, важными целями являются рентабельность, производительность и прибыль. Для получения прибыли, в свою очередь, должны быть сформулированы цели в таких областях, как разработка новой продукции, расширение доли рынка, повышение качества услуг и т.д. Цели некоммерческих организаций больше связаны с вопросами социальной ответственности. В любом случае ориентация организации, определяемая ее целями, пронизывает все последующие решения руководства [5, c.89]

Цели можно разделить:

  • по очереди достижения на краткосрочные, промежуточные, долгосрочные;
  • по критерию затрат ресурсов на большие и малые;
  • конкурирующие, независимые и дополнительные.

Классификация целей позволяет расставлять приоритеты, одни цели выдвигать на первый план, другие - отложить. В зависимости от изменения условий, возможностей, достигнутых результатов цели могут оставаться теми же, корректироваться или меняться. Новые цели появляются также в результате анализа информации, решений предыдущих лет, т. е. на основе заключений, выводов. Если требования новых вариантов высоки и в ближайшее время не могут быть удовлетворены, то устанавливаются краткосрочные, но достижимые цели. К достижению больших и сложных целей идут постепенно, начиная с тех, которые имеют наибольший приоритет. При этом фиксируют достижение промежуточных целей. [12,c.173]


В подразделениях, так же как и во всей организации необходима выработка целей. Важно не забывать, что цели подразделений должны составить конкретный вклад в цели организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

1.2 Структура организации

Структура представляет собой совокупность связей и отношений, сложившихся в системе между ее элементами; это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Главными структурными переменными принято считать специализированное разделение труда и сфера контроля.

Разделение труда присутствует в любой организации. Характерной особенностью является специализированное разделение труда - закрепление данной работы за специалистами, т. е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Вертикальное разделение труда, т. е. отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной групповой работы. Такое деление дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена могут, в свою очередь, иметь несколько подчиненных из числа линейных руководителей. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

Составляющие структуру связи должны быть четкими, достаточно выраженными и сильными, а отношения - ясными, определенными и однозначными. Слабость взаимодействий, размытость, неопределенность отношений ведут к формированию структур с ослабленными связями (диссипативная структура). Многие организации не могут нормально функционировать, если у них сформировалась диссипативная структура. При более ярко выраженном ослаблении связей происходит полное разрушение структуры, а следовательно, и организации в целом. [13,c.135]

Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то речь идет о широкой : сфере контроля, дающей в результате плоскую структуру управления. При узкой сфере контроля (каждому руководителю подчиняется мало людей) говорят о многоуровневой структуре. Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные как внутри самой организации, так и во внешней среде могут влиять на нее. В результате на практике сфера контроля в организации часто существенно варьируется как по уровням управления, так и по функциональным областям. [14,c.91]


1.3 Задачи организации

Следующее направление разделения труда в организации является формулирование задач. Под формулированием задач следует понимать работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предусматривает выполнение ряда задач, которые рассматриваются как элементы, необходимые для достижения целей организации.

Задачи организации чаще всего делятся на следующие категории:

  • работа с людьми;
  • работа с предметами (сырьем, инструментами, машинами, оборудованием);
  • работа с информацией.

Важнейшими моментами в работе организации являются частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. При этом управленческая работа носит менее монотонный, повторяющийся характер. Следует отметить, что время выполнения каждого вида работ увеличивается по мере перехода управленческой работы от низшего уровня к высшему.

Изменения, происходящие в характере и содержании задач, были тесно связаны с эволюцией специализации. Предприниматели быстро поняли, что специализация задач повышает прибыль, потому что происходят рост производительности труда и снижение затрат на производство. В настоящее время технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали специализацию задач углубленной и сложной, позволяющей существенно повысить производительность. Однако дальнейшее развитие специализации наталкивается на монотонность и повышенную утомляемость работников, выполняющих одну и ту же работу. [8,c.75]

1.4 Технология деятельности организации

Технология является четвертой важной внутренней переменной организации. Под технологией следует понимать сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Существует тесная взаимосвязь между задачами и технологией. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на вход системы, в форму, получаемую на выходе.