Файл: Инновационный проект – организационная основа инновационной деятельности. Управление инновационным риском. Организация венчурного финансирования (Разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие инноваций и рисков инновационного проекта
Понятие инноваций и их классификация
Глава 2. Разработка комплексной системы управления рисками ООО «Съемка с воздуха»
2.1 Описание организации и инновационного проекта
2.2 Разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта
Введение
В условиях глобализации и постоянного развития современного мира инновация являются одним из ключевых элементов для компании, стремящейся сохранить и укрепить свои позиции на рынке. Инновации позволяют компании не только создавать конкурентные преимущества на рынке, но и быстро реагировать на происходящие изменения во внутренней среде, развивать динамические способности и интегрировать новые бизнес-процессы в структуру фирмы. Инновации в настоящее время это не только неотъемлемая часть бизнеса, это неотъемлемая часть общества. Большое внимание, уделяемое инновациям требует постоянного совершенствования и изучения инновационных процессов. Одной из важных составляющих инновационного процесса является оценка и управление рисками инновационных проектов.
Инвестирование в инновационные проекты, как известно, являются наиболее рискованным, а вместе с тем и более прибыльным, в случае успешной реализации проекта, чем инвестирование в обычные проекты или ценные бумаги. Для принятия решения о финансировании проекта, инвестору необходимо знать не только объем финансирования и прогнозируемую прибыль от проекта, но и оценить возможные риски проекта и методы управления этими рисками. Инновационные проекты характеризуются наибольшей неопределенностью, и риски таких проектов сильно отличаются от простых инвестиционных проектов, так как связаны, прежде всего, с научной и рыночной новизной. Говоря о высокотехнологичных корпорациях, основной деятельностью которых являются инновации, стоит отметить, что управлению рисками уделяется большое внимание, разрабатываются методологии и системы управления рисками. Чего нельзя сказать о начинающих start-up компаниях. Система управления рисками проекта должна рассматривать риск не только как вероятные угрозы для проекта, но и потенциальные возможности, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Актуальность темы заключается в разработке методологии управления рисками инновационного проекта, позволяющей определить риски, как угрожающие эффективной реализации проекта, так и представляющие дополнительные возможности при реализации проекта для максимизации прибыли.
Объект исследования – инновационный проект «Мультироторная система посадки»
Предмет исследования – система и методы управления рисками
Цель работы – разработка комплексной системы управления рисками инновационного проекта «Мультироторная система посадки».
Задачи:
- Изучение литературы по проблеме
- Раскрытие сущности инновационного проекта
- Раскрытие сущности рисков и их классификации
- Выявление основных принципов и методов идентификации и оценки рисков
- Рассмотрение инструментов и методов управления рисками
- Рассмотрение формирования системы управления рисками для инновационных проектов
- Разработка системы управления рисками для инновационного проекта
Методы исследования: методы сравнения, метод дедукции.
Глава 1. Понятие инноваций и рисков инновационного проекта
Понятие инноваций и их классификация
В настоящее время понятие инноваций и инновационного процесса встречается все чаще, что формирует потребность в более точном понимание сущности данных процессов. Дословный перевод innovation на русский язык означает новинка, нововведение, новшество. Инновации как процесс зародились тысячелетия назад, но предметом изучения с научной точки зрения и формирования теории инноваций зародилось лишь в 20 веке. Большой вклад в развитие теории инновационного процесса внес российский ученый Кондратьев Н.Д. и его теория длинных волн. Кондратьев связывал «повышательные» и «понижательные» волны с появлением технологических изобретений и их использованием, тем самым указывая на взаимосвязь между технологическим и экономическим развитием. Кроме того, Кондратьев увязывает эти процессы с остальными сферами жизни общества: социальными и политическими, тем самым раскрывая процесс взаимосвязи инноваций и общества в целом.
Основоположником же понятия инноваций и теории инноваций считается Й. Шумпетер, который развил ключевые идеи Кодратьева. Шумпетер выделял роли инноваций на каждом этапе развития науки и технологий и сформулировал подходы к классификации инноваций. Существенный вклад в исследование инноваций внес немецкий ученый Г. Менш. Менш увязывает цикличность экономики с появлениями инноваций и стадиями развития предприятия. То есть на предприятиях наступает момент, когда предложение начинает превышать спрос, тогда предприятия пытаются найти новые выходы на внешние рынки, доля инвестиций начинает падать, вместе с нормой прибыли, отток капитала идет на финансовые рынки. И когда норма прибыли на финансовых рынках становится меньше нормы прибыли предприятий, по мнению Менша, данная сфера готова к инвестированию. Последователи основоположников теории инвестиций продолжают рассматривать цикличность накладывая ее на другие сферы жизни общества. Так, например, А. Шлезингер[1] предположил, что первые 15 лет цикла одного поколения характеризуются высокой степенью интенсивности и эффективности инноваций, после чего оно переходит в более консервативное состояние. Ю. Яковец[2] в своих трудах указывает на взаимосвязь цикличности науки, инноваций и технологических укладов, развитие ценообразования и эффективности. Таким образом, цикличность развития явилась основой для развития теории инноваций.
В настоящее время приводится сотни определений понятиям «инновации» и «инновационные процессы». Главное различие в понятиях заключается в том, рассматривается инновация как процесс или как результат деятельности. Стоит заметить, что понятие инноваций в российской и зарубежной литературе нередко отличается. Я. Кук и П. Майерс[3] определяют инновации как полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке. М. Додгсон[4] считает, что «инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования». С.Н. Мазуренко[5] считает, что инновация – это результат разработок, который приводит к выходу нового продукта на рынок. М.А. Федотова[6] определяют инновацию как прорывной продукт, способный совершить революцию на рынке. В экономическом словаре инновация – это нововведение в области техники, технологии, организации труда и управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Большинство теоретиков и практиков придерживаются понятий сформированных в таких работах, как «Руководство Фраскати»[7] и «Руководство Осло»[8]. Данные понятия взяты за основу при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в России, исходя из которых, инновация – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Основными характеристиками, которыми должна обладать инновации это: научная новизна, практическая и коммерческая реализуемость. Таким образом, даже проработанная идея не может считаться инновацией, если она не направлена на удовлетворение потребностей потребителей и не имеет коммерческой реализуемости.
Понятие инновации является одним из компонентов инновационного процесса. Инновационный процесс – это процесс создания, реализации и распространения инноваций. Помимо инновации, инновационный процесс включает в себя такие компоненты как новация (новое знание или идея) и диффузия (распространение инновации). Новация как компонент инновационного процесса, представляет собой результат научно-технических достижений, которые могут иметь форму открытий, рационализацию понятий, методик или предложений. Новация является начальным этапом инновационного процесса, в то время как инновация является уже результатом новации, нового знания или продукта, готового к выходу на рынок, то есть является интеллектуальным товаром. Диффузия инноваций – это процесс распространения уже реализованной инновации, ее коммерциализуемость и применение потребителем. Скорость данного процесса зависит от возможностей каналов сбыта и реакции субъектов на нововведения. Диффузию инноваций нередко путают с маркетингом, но маркетинг является составляющей процесса диффузии, которую компания может контролировать. Таким образом, инновационный процесс представляет собой закономерную цепочку событий от создания идеи до реализации ее на рынке. Стэнфордским университетом[9] была предложена классификация фаз инновационного процесса, включающая в себя:
- Фазу открытия – фундаментальные исследования;
- Фазу творчества – прикладные исследования;
- Фазу воплощения – стадия между изобретением и разработками в широких масштабах;
- Фазу разработки – проведение опытно-конструкторских работ;
- Циклы технологических инноваций в определенных областях
- Деловые циклы – принятие инноваций потребителями
Основным драйвером инновационного процесса является получение конкурентных преимуществ на рынке.
Чаще всего понятие риск ассоциируется с негативными событиями, которые оказывают влияние на желаемые результаты. Риск определяют как угрозы и возможные потери для бизнеса. Стандартом ГОСТ Р ИСО 31000-2010, риск определяется как влияние неопределенности на цели, а влияние представляет собой положительное или отрицательное отклонение от того что ожидается. Риск часто характеризуется ссылкой на потенциально возможные события и последствия или их комбинацией. Асват Дамодаран рассматривает риск не только как вероятность, но и последствия наступления событий, а так же характеризует риск не только как угрозы, но и как возможности, которые могут привести к положительным или отрицательным результатам. Грачева для определения риска выделяет следующие основные аспекты:
- Риск представляет собой возникновение рисковой ситуации – такого состояния внешней и внутренней среды, которое неблагоприятно для принятия управленческих решений;
- Характеристика ситуации с точки зрения рисковой зависит от интересов и целей лица, принимающего решения, поэтому одна и та же ситуация может рассматриваться как рисковая для одних лиц и безрисковая для других.
- Риск – это возникшая неопределенность, которая касается как самого возникшего события, так и последствий этого события.
В своей работе Грачева в соответствии с изложенными аспектами, определяет риск инновационного проекта, как «экономическую категорию, отражающую возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода инновационной деятельности предприятия, что проявляется в не достижении или (неполном достижении) целей и задач.
Сафина в своей работе по «Управлению рисками инновационных проектов» определяет риск как совокупность всех рисков, включая специфические, характерные для определенного проекта в рамках конкретной экономической среды, и традиционные риски, характерные для данной сферы деятельности. Таким образом, стоит отметить, что определение рисков, характерных для обычной деятельности в той или иной области, недостаточно для формирования системы управления рисками инновационного проекта. Говоря о риске стоит обратить внимание на само понятие неопределенности. Неопределенность – это объективное состояние среды, не позволяющее точно предсказать будущие последствия решений в силу ограниченности и неполноты имеющейся информации, ограниченных возможностей ее анализа. Риск - это измеримая неопределенность и ее влияние на достижение поставленных целей.
Источниками возникновения рисков считаются отклонения прогнозируемых параметров внутренней и внешней среды, в результате которой изменяется результат и процесс инновационной деятельности.
Признаками возникновения риска являются определенные, частные параметры, свидетельствующие о его возникновение.
Определение понятие неопределенности стоит рассматривать в зависимости от отрасли его применения. Так, например, в математическом понимании неопределенность - это отсутствие исходных параметров или бесконечность как результат решения функции. В теории информации неопределенность представляет собой недостаток данных, а в теории принятия решений - отсутствие полноты предоставленной информации или ее неясность. Для управления инновационными проектами определения неопределенности имеет существенный недостаток, выраженный в рассмотрении одного конкретного условия описания ситуации, либо рассмотрение неопределенности как входящего параметра для оценки инновационного проекта. Таким образом это не позволяет разработать комплексную систему управления риском. Одна из основных задач управления инновационным проектом, заключается в преодолении неопределенности возникающей в ходе реализации проекта, которая может проявляться в неизвестности, неоднозначности, неточности и непредсказуемости информации. Помимо изначальных, факторов возникновению неопределенности могут способствовать допущенные в ходе реализации ошибки: ошибки коммуникационного характера, функционально-операционные, когнитивные ошибки. В теории принятия решений существует классификация информационных ошибок, как элемента управления неопределенностью.
Таблица 1. Классификация информационных ошибок
Тип ошибки |
Этапы процесса принятия решений |
Искажения |
Источники |
|
Случайные |
Системные |
|||
Синтаксические (структурные, типологичекие |
Сбор передача и восприятие информации |
Неточное отражение состояния внутренней и внешней среды |
Нерепрезентативность выборки Внутренние помехи Описки, опечатки, сбои при передаче информации Потеря данных Внешние помехи |
Фальсификация Неверные процедуры подготовки данных Структурные сдвиги и деформации Низкая квалификация сотрудников Неисправность средств автоматизации процесса |
Симантические: 1го рода - отклонения правильного решения 2го рода - принятие неправильного решения |
Понимание, освоение, осмысление, интерпритация |
Несоответствие смыслового содержания информации для принятия решений критериям и потребностям процесса принятия решений |
Отсутствуют |
Ошибочное понимание информации как следствие стереотипного мышления |
Прагматические |
Актуализация и использование информации |
Неверная оценка полезности информации для формирования стратегического решения |
Отсутствует |
Ошибочная постановка задачи принятия стратегического решения |