Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ и оценка внешней и внутренней среды сети магазинов «Пятёрочка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не менее важным является фактор политической стабильности. В стране хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. Баланс платежей или проблемы с обслуживанием внешнего долга могут затруднить получение долларов, вывозимых в качестве прибыли. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятствующую для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа. Установление дипломатических отношений может открыть путь на новые рынки, как это было в Китае, однако в других странах бизнес обычно продолжается, несмотря на официальную дипломатическую конфронтацию.

Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых общинах политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые может порождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами. [2,c.188]

Глава 2. Краткая характеристика предприятия

2.1 Общая характеристика организации

Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома».

«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2013 г. стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 9 688 (данные на 31.06.17 г.). Чистая розничная выручка за 6 мес. 2017 г. – 472 847 млн. руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group ( Moody’s – «Вa2», S&P – «ВB», Fitch Raitings – «BB»). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.


Формат, в котором работает «Пятёрочка» - супермаркет, предлагающий своим покупателям доступные цены, стабильный широкий ассортимент и удобство совершения покупок. «Пятёрочка» - супермаркет для всей семьи, где каждый найдет товар по своему вкусу.

Почему покупать в «Пятёрочке» разумно и выгодно? Ответ прост – «Пятёрочка» рядом, в «Пятёрочке» недорого, ассортимент ее товаров широк и разнообразен, для покупателей в магазинах действуют различные скидки и проводятся интересные акции:

  • Всегда свежие продукты.

Во всех магазинах «Пятёрочка» введена должность «Директор по свежести». В его обязанности входит постоянный контроль срока годности продуктов, выставленных на полки в торговом зале.

  • Выгодная цена.

На самые востребованные товары в «Пятёрочке» устанавливаются минимальные цены, а ряд продуктов социально значимой группы поступает в продажу с нулевой наценкой.

  • Скидки для пенсионеров.
  • Скидки для покупателей с детьми. [16]

Но даже у такой большой и успешной сети универсамов могут возникать различные сложности, в связи с влиянием, оказываемым внешними и внутренними факторами.

2.2 Факторы внешней и внутренней среды

Во внешнюю среду торговой сети «Пятёрочка» входят такие составляющие как государственные и муниципальные учреждения, потребители, поставщики, конкуренты, инфраструктура.(рис.3)

Рис.3

Во-первых, немалое влияние на ситуацию оказывают государство и различные муниципальные учреждения. Так как «Пятёрочка» является местом продажи продуктов питания и средств по уходу , то она обязательно подвергается проверкам СЭС. Также должны быть решены вопросы аренды помещения и налогообложения.

Во-вторых, большое влияние оказывают конкуренты и потребители, которые могут диктовать свою ценовую политику нашему магазину, а также влиять на его доходы и расходы. Тем более, что конкурентов у "Пятёрочки" много. Зачастую неподалеку работают такие магазины как «Перекресток», «Дикси», которые также являются крупными розничными сетями того же сегмента рынка. Помимо этого имеются магазины, специализирующиеся на определенном виде продукции, что позволяет им продавать его по более низким ценам. К примеру: сеть магазинов «Раменское», которое специализируется на мясных изделиях, или «Зоомагазин», в котором можно найти всё для животных. и т.п. Также не стоит забывать про малый бизнес и небольшие магазинчики, что называется, "за углом", рынки выходного дня, где продают зачастую более вкусные и качественные товары. Все эти торговые точки являются непосредственными конкурентами сети "Пятёрочка" и активно переманивать к себе клиентов. делают они это посредством всевозможных акций, более качественным товаром, более богатым ассортиментом.


В-третьих, в связи с тем, что рядом может находится много магазинов различных фирм, это позволяет поставщикам диктовать свои условия поставок и ценовую политику. Зачем продавать товар слишком дешево "Пятёрочке", если рядом есть магазины, готовые заплатить большую цену за аналогичный товар.

В-четвертых, влияние оказывает и инфраструктура. Зачастую магазины данной сети располагаются в спальных районах вблизи жилых домов, что благоприятно влияет на спрос .

Далее рассмотрим влияние внутренних факторов. В Таблице №1 представлены факторы внутренней среды и степень их влияния на успешность деятельности магазина.

Таблица №1

Влияние внутренних факторов

Внутренние факторы подсистемы

Степень влияния фактора на успешность магазина

1

2

3

4

5

Финансовая подсистема

Производственный фактор

Социальная (кадровая)

Руководство

Маркетинговая политика

Таким образом мы видим, что наибольшее влияние оказывает опытность и грамотность руководства розничной сети. Именно оно оказывает сильнейшее влияние на остальные внутренние факторы: определяет маркетинговую и кадровую политику магазина, финансовую подсистему.

Стоит сказать, что при всех вышеперечисленных факторах влияния на деятельность розничной сети, "Пятёрочка" остается очень прибыльным магазином. По данным официальной отчетности X5 Retail Group, за 2015 год его чистая розничная выручка составила 585,4млрд рублей (рост +34,3% по сравнению с 2014 годом). Это составляет 72,8% чистой розничной выручке по всей группе компаний X5 Retail Group.

Глава 3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды сети магазинов «Пятёрочка»

3.1 PEST-Анализ

PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

- политических (Policy),

- экономических (Economy),

- социальных (Society),

- технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.


Основные положения PEST – Анализа:

“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов. [6,c.43]

Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PESTE - анализа осуществляется анализ внешней среды косвенного воздействия (см Приложение №1).

Проведя анализ PESTE - факторов можно сделать вывод о том, что в целом влияние, оказываемое факторами внешней среды косвенного воздействия носит довольно благоприятный характер. Как факторы, представляющие наибольшую угрозу, стоит отметить экономические факторы. Именно на преодоление угрозы данных факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

3.2 SWOT-Анализ

SWOT анализ – это метод первичной оценки текущий ситуации основанный на рассмотрении её с четырёх сторон:

  • Strengths – сильные стороны;
  • Weaknesses — слабые стороны;
  • Opportunities – возможности;
  • Threats – угрозы;

Сильные и слабые стороны – это непосредственно внутренняя среда, то что уже имеется на текущий момент времени. Возможности и угрозы – это факторы внешней среды, они могут произойти, а могут и нет, это зависит в том числе и от действий и решений руководителей организации.

SWOT-анализ

Сильные стороны:

1. Крупная сеть универсамов, динамично развивающаяся в различных регионах

2. Наличие собственного производства

3. Собственная частная марка

4. Высокое качественное обслуживание

5. Широкий ассортимент

6. Клиентоориентированная компания

Слабые стороны:

1. Главный офис не занимается развитием старых магазинов, а все средства направляются на расширение сети (открытие новых магазинов).

Возможности:

1. Изменение собственного производства

2. Создание новой продукции

3. Легкое расширение сети с помощью франчайзинга.

Угрозы:

1. Активизация конкурентов

2. Потеря потребительского спроса

3. Заинтересованность потребителя в низких ценах.

4. Нестабильное финансовое положение потребителей.

5. Недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков


Данные SWOT – анализа говорят о том, что ситуация в сети магазинов "Пятёрочка" складывается крайне благоприятно. Сеть развивается и привлекает всё больше и больше потребителей. Есть возможности для дальнейшего роста и расширения. И, даже несмотря на постоянную конкуренцию с другими сетевыми магазинами и более мелкими торговыми точками, сеть магазинов "Пятёрочка" не уступает никому свою долю рынка.

Заключение

Проведя анализ внутренней и внешней среды организации можно сказать, что руководству любой компании необходимо крайне внимательно следить как за окружающей их средой, так и за процессами и людьми внутри самой компании. Внешняя и внутренняя среда непосредственно влияют на конечный результат деятельности компании. Среди факторов внешней и внутренней среды есть как положительные, так и отрицательные. Необходимо пристально изучать негативные факторы и пытаться как можно быстрее их устранить, при этом можно использовать факторы, позитивно влияющие на жизнедеятельность компании.

Поведя анализ внутренней и внешней сред сети магазинов "Пятёрочка" можно сказать следующее:

1. Наибольшую угрозу для сети магазинов "Пятёрочка" представляют конкуренты, которых у сети немало. Для преодоления этого негативного фактора важно внимательно следить как за действиями конкурентов, так и за желаниями потребителей для наиболее полного их удовлетворения.

2. Внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер. В наибольшей степени его оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. Поставщики бесперебойно осуществляют поставку качественной продукции по приемлемым ценам. А покупатели достаточно лояльно относятся к сети магазинов, активно приобретают предложенный товар.

3. Политические, социальные и технологические факторах внешней среды также положительно влияют на деятельность рассматриваемой организации и её конечный результат.

Библиография

  1. "Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016)
  2. Менеджмент. Учебник 3-е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумов – М.: Гардарики, 2009 – 528с.
  3. Менеджмент: учеб. пособие. / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2007. – 216 с.
  4. Менеджмент в организации / У. Брэддик – М.:«ИНФРА-М», 1997 – 344с.
  5. Менеджмент организации : учеб. для вузов по экон. специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2007. - 408 с.
  6. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках : Учебное пособие. / В.В. Прыткин - М. 2008г. – 122 c.
  7. Основы Менеджмента. Майкл Мескон, Майкл Альберт,Франклин Хедоури, перевод с английского, Москва, Издательство "Дело", 1997г., 86с.
  8. Основные категории теорий управления и организации: анализ, синтез : моногр. и учеб. пособие по курсам "Теория упр.", "Теория орг.", "Исслед. соц.-экон. и полит. процессов" [для вузов] по специальностям 061000 - "Гос. и муницип. упр.", 061100 - "Менеджмент орг." / В. М. Кожухар ; Брян. гос. инженер.-технол. акад. - Брянск, 2005. - 131 с.,
  9. Стратегическое управление: учебник. / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.
  10. Теория организации : учебное пособие / Л. С. Ружанская, А. А. Яшин, Ю. В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской. — Екатеринбург : изд‑во Урал. ун‑та, 2015.— 200 с.
  11. Теория, практика и искусство управления ...Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». Кнорринг В. И. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М), 2014. – 528с.
  12. Теория управления : Учеб. для вузов / Ю. П. Алексеев [и др.] ; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина; РАГС и др. - М., 2014. - 558 с.
  13. Теория управления : учеб. пособие для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2015. - 415 с.
  14. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие для вузов по специальности "Менеджмент орг." / Н. Л. Зайцев ; Гос. ун-т упр. - 2-е изд., доп. - М. : ИНФРА-М, 2008, 2010. - 454 с.
  15. Библиотека успешного бизнесмена (интернет ресурс), http://club-energy.ru/
  16. Официальный сайт магазина "Пятерочка" https://5ka.ru
  17. Официальный сайт X5 Retail Group https://www.x5.ru/ru