Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта и способов его разрешения
1.1. Понятие конфликта в психологии
1.2. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде
2.3 Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде
Введение
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
Развитие любого общества, любой социальной общности или группы и даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который не всегда протекает гладко и нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что различные люди занимают разные позиции, руководствуются различными интересами, преследуют разные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом. Индивиды, социальные группы и даже страны ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, удовлетворить свои интересы, стремятся изменить его взгляды, представления, оценки, позиции. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение.
Без конфликтов человеческая жизнь невозможна. Конечно, без них проще жить, но жизнь без конфликтов была бы скучна и однообразна. Однако жизнь подбрасывает самые неожиданные конфликты и разнообразные конфликтные ситуации. Они были, есть и будут, пока существует человечество, каждый представитель которого имеет свой взгляд на мир, свое мнение, отличающееся от мнения другого. В сущности, там, где есть люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, творчества, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Это обосновывает актуальность данной работы.
Цель исследования – изучить особенности исследования и диагностики конфликта.
Объект исследования – конфликт.
Предмет исследования – диагностика конфликта.
Для достижения цели мы определили ряд задач:
1. Рассмотреть понятие конфликта в психологии;
2. Изучить теоретические аспекты изучения различных стратегий разрешения конфликта.
3. Провести эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде.
4. Предложить технологию профилактики и конфликта в подростковой среде.
Исследование было проведено в школе №35 г. Москвы.
Выборка исследования состояла из 30 учеников 9 «А» класса. Из них 14 девочек и 16 мальчиков.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта и способов его разрешения
1.1. Понятие конфликта в психологии
Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта. Конфликты неизбежны, и эта проблема всегда остается актуальной. Для управления конфликтными ситуациями, избегания ненужных конфликтов и их тяжелых форм; минимизации деструктивного потенциала конфликта важно выбирать оптимальные модели поведения и успешно противостоять агрессивным намерениям других людей. Умение управлять конфликтами дает человеку чувство, что это он влияет на ситуацию, а не ситуация на него.
В первую очередь, мы обратимся хотя бы к краткому анализу подходов к изучению феномена «конфликт».
Осуществленный нами анализ работ в области интересующей нас проблемы (труды Х. Корнелиуса, Д. Майер, Р. Фишера, К. Хорни, У. Юри; О. В. Алахвердова, В. И. Андреева, Ф. М. Бородкина, Н. В. Гришиной, Э. Э. Линчевского, М. М. Рыбаковой и т. д.) позволяют говорить о том, что к проблеме конфликта человек начинает обращаться очень давно: практически с того момента, как возникает человеческое общество, а сами люди начинают осознавать свою социально–психологическую сущность. Итогом этих первых попыток осмыслить феномен конфликта явились многочисленные произведения древнего эпоса. Многие сказания, предания, былины описывают всевозможные конфликтные ситуации и раскрывают пути их разрешения.
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся и первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т. д. анализируя труды Конфуция, Х. Корнелиус и Ш. Фэйр [17, c. 234-248] отмечают, что уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей.
Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний [9]. Ф. Бекон же, как результат достаточно детализированного анализа причин возникновения конфликтов, выделяет материальные, политические и психологические условия их возникновения [9].
Весьма интересны взгляды на конфликт и его причины английского экономиста эпохи Просвещения А. Смита, который в разработанной им Теории нравственных чувств формулирует идею «любви к себе» [17], согласно которой определенная степень эгоизма человека, его корыстные интересы при условии их гармонии с общими устремлениями к благополучию и счастью позволит избежать конфликтных ситуаций в обществе. По мнению А. Смита именно стремление человека к его собственному благополучию побуждает его к благоразумию и справедливости. Более того, именно благоразумие и справедливость, по мнению мыслителя, являются основными предпосылками, как предупреждения, так и разрешения конфликтов.
Таким образом, уже на первых этапах разработки проблемы конфликта мыслители предпринимают попытку объяснить сущность данного феномена с позиций его специфики как явления социального; исследуют причины конфликтов и пути их предупреждения и разрешения.
Являясь явлением социальным, особый интерес исследованию проблемы конфликта проявляют социологи и психологии. Так, представитель немецкой школы социологии Г. Зиммель, исследуя разнообразные формы социального взаимодействия, в качестве одной из таких форм выделяет конфликт. Согласно позиции данного исследователя [12], именно конфликт объективно является важнейшей формой общественного развития.
Психологи же, исследуя проблему конфликта, в первую очередь, обращаются к изучению его как психологического феномена. При этом исследователи обращают внимание на тот факт, что конфликт — это не что иное, как достаточно ярко эмоционально окрашенный способ разрешения возникающих противоречий, предполагающий активность субъектов взаимодействия. Прокомментируем сделанный нами вывод некоторыми определениями понятия «конфликт»:
– как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями, трактуется конфликт «Психологическим энциклопедическим словарем» [4];
– как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий рассматривает конфликт Н. В. Гришина [7];
– как актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, установки, мотивы определяет конфликт Б. И. Хасан [27] и т. д. Подобной точки зрения придерживается и А. Г. Здравомыслов, рассматривая конфликт как это важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, и, как следствие — «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [13];
– а В. Н. Иванов [15] определяет конфликт как процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества.
Обобщив выше приведенные определения понятия «конфликт», можно сделать вывод о том, что конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок).
Выделяя в качестве основной причины возникновения конфликта проблемную ситуацию, ученые предпринимают попытку исследовать и такие его структурные составляющие, как конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие (А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов [1]); стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта и исходы конфликтных действий (Л. А. Петровская [22]).
Интерес ученых к изучению данных частных характеристик конфликта, с нашей точки зрения, можно объяснить тем, что противоречия, проблемные ситуации, являющиеся отправной точкой конфликтной ситуацией, не всегда приводят к ее возникновению, — трансформируются непосредственно в конфликт. Как установлено исследователями, конфликт возникает лишь в ситуации явной и острой несовместимости интересов и потребностей субъектов.
Первым ученым, кто обратил внимание на данную сторону конфликта, был Р. Дарендорф [8]. В дальнейшем данную особенность конфликта подробно исследует М. В. Башкин [3, c. 72], делая вывод о возможном позитивном эффекте конфликтной ситуации для развития субъекта в случае, если противоречия к конфликту как таковому не приводят, и его участники находят в себе силы прибегнуть к эффективному, бесконфликтному взаимодействию и с позитивным эффектом разрешить все возникшие проблемы. Не случайно еще одной стороной проблемы конфликта, объективно привлекающей внимание интерес исследователей, является проблема предупреждения и эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Одним из первых ученых, кто обратился к изучению механизмов поведения человека в конфликтных ситуациях, был З. Фрейд [26], попытавшийся объяснить конфликт с позиций специфики функционирования психики человека. Рассматривая психику как синтез таких структурных составляющих, как «Эго», «Ид» и «Суперэго», исследователь делает вывод о том, что сущность конфликта сводится к типичной для человека с рождения противоречивости психики, а именно – к объективно существующему конфликту сознательного и бессознательного. Другими словами, с точки зрения З. Фрейда, конфликтность является врожденным качеством человека. Если же наблюдается отягощенная социальная ситуация развития ребенка в семье – его конфликтность трансформируется в агрессивность.
Конфликты нельзя истребить: они проявляются во всех жизненных ситуациях и следуют за нами от рождения до смерти. Вот некоторые виды конфликтов [30, c. 38]:
1) внутренние (проблема возникает внутри одного человека) и внешние (конфликт возникает среди как минимум двух лиц);
2) прямые (которые направлены на человека) и косвенные (не имеют непосредственного влияния на человека);
3) индивидуальные (внутриличностные или межличностные) и коллективные (с участием трех и более человек).
Структура конфликта включает:
1) конфликтные отношения;
2) конфликтные противоречия;
3) конфликтные причины;
4) участники конфликта;
5) объект и предмет.
Конфликтные отношения являются формой и содержанием взаимодействия субъектов, их действий, направленных на завершение конфликтной ситуации. Конфликтные ситуации - главные аспекты разногласий лиц, участвующих в конфликте, различия их интересов, устремлений, потребностей. Причинами конфликта являются условия, приводящие к усилению противоречий, появлению конфликтной ситуации. Причины конфликтов проявляются в определенных ситуациях, ликвидация которых стала обязательным условием для разрешения разногласий