Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегративная характеристика всех условий и возможностей определяет необходимость либо концентрации сил, либо координа­ции сил, либо необходимость нанесения удара.

Для профилактики деструкций конфликтного поведения важно стремиться к осознанной стратегии поведения, основанной на интеллектуальной деятельности субъекта [5, c. 72].

Каждый человек в зависимости от ситуации, от своего прошлого опыта, от поведения оппонента, от этапа развития конфликта выбирает ту или иную стратегию поведения в конфликте. И для успешного разрешения проблемной ситуации важно осознавать, какую стратегию вы выбрали и почему, является ли она эффективной. Наиболее часто встречаются следующие стратегии:

1. Соперничающая, предполагающая противодействие на основе навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения, т.е. ориентация на собственные цели без учета целей другой сторо­ны, более того, стремление добиться своих интересов в ущерб друго­му субъекту. Это – доминирование и уничтожение одного соперника другим.

Данная стратегия включает:

· подчинение: создание сложностей про­тивнику, ограничение его свободы, сосредоточение своих сил и средств на наиболее выгодном участке противоборства;

· использова­ние сил и возможностей оппонента в своих целях, угрозы, проволоч­ки, интриги, манипуляции и др.;

· стремление выиграть (проиграть), проявляющееся в желании доказать, что оппонент не прав, в обидчивости, в применении насилия и хитрости, в создании коали­ций и др.

Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что человек стремится оградить себя от боли, вызванной чувством поражения, а также стремится навести порядок «ради всеобщего блага».

Деструктивная сторона проявляется в том, что проигравшая сторона может проигнорировать решение, принятое помимо ее воли и желания, а также может отказаться от дальнейшего сотрудничест­ва [7, c. 87].

Соперничество может быть эффективно, если вы твердо убеждены в своей правоте и имеете возможность настаивать; если решение необходимо принять быстро, но выбора нет; вам терять нечего, и вы не можете позволить ситуации поставить вас в тупик; если решение должно быть нестандартным, а ситуация требует немедленных действий. В данных случаях человек весьма активен и предпочитает идти к разрешению своим путем.

2. Проблемно-решающая, или стратегия компромиссного со­трудничества, направлена на поиск взаимовыгодного решения, удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. В данном случае реализуется либо мотив кооперации, либо мотив здо­ровой конкуренции.


Данная стратегия включает в себя следующие типы поведе­ния:

а) установление правил, приемлемых для обеих сторон;

б) поддержи­вание свободы субъектов (мы все простые смертные и имеем право на ошибку);

в) торговля, – «ваше желание будет учтено, если...»;

г) сотрудничество как интегрирование интересов всех участников;

д) компромисс, когда стороны делят область неоптимальных решений поровну, идут на взаимные уступки, избегают лобовых столкновений, самовластия и напоминаний о возможном первенстве, поддерживают дружеские отношения, ищут справедливого исхода конфликта.

Основная форма проявления конфликтных реакций – диалог, в котором стороны, разделяя общие позиции, в процессе их обсуждения соглашаются друг с другом, обнаруживают новые грани в своих взглядах и тем самым приходят к новому углубленному и развитому пониманию. Но может быть и такой диалог, предметом которого является противоречие или несовместимость позиций сторон, и тогда он принимает характер спора, полемики или даже «борьбы» друг с другом [10, c. 82].

Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что каждая сторо­на чего-то добивается и, хотя нужды участников противостояния не удовлетворены полностью, такое решение воспринимается как самое справедливое.

Деструктивная сторона проявляется, когда одна из сторон «раздувает» свою позицию, чтобы потом показаться великодушной, или сдает свои позиции намного раньше для того, чтобы исключить выигрыш другой стороны, а также когда компромисс достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов.

3. Избегающая стратегия – это игнорирование или отрицание конфликта, проявляющееся как отсутствие стремлений к кооперации и дос­тижению собственных целей. Здесь возможны следующие формы конфликтных реакций:

Первая – уход из ситуации конфликта, как физический, так и психический; это потеря собственной цели для исключения выигрыша другого. Уход проявляется как новая интерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующий решения. Безусловно, далеко не всегда новая интерпретация означает стремление человека уйти от своих проблем. Она может иметь вполне рациональный характер, связанный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него.

Уход может быть [17]:

– кон­структивным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для субъекта, а также когда конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии; когда подобный шаг привлекает внимание оппонента и меняет его отношение к конфликту.


– деструктивным, когда вы от­нимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации, когда вы не даете возможности роста оппоненту, заставляя его своим шагом преждевременно сдать свои позиции; когда ва­ше отсутствие может привести к дальнейшему росту проблемы; ко­гда вы стремитесь наказать оппонента своим уходом.

Второй формой проявления избегающей стратегии может быть подавление, проявляющееся в том, что внешне человек делает вид, что ни­чего не произошло, а внутренне включается механизм «подавляемое уходит в режим накопления», а затем оно выходит на поверхность сознания, но уже в искаженном виде. Например, подавляемая раздражительность может перерасти в потребность мести, подавляемая потребность может спровоцировать ее реализацию насильственным путем и др.

Подавление может быть:

· конструктивным, если конфронтация вносит чрезмер­ный стресс в вашу жизнедеятельность; если оппонент не готов вы­слушать вас; если вы в состоянии сохранить добрые отношения; если конфликт может разрешиться сам собой за счет поддержания дружеских отношений;

· деструктивным, если затрагиваются главные спорные во­просы, а ваше молчание не позволяет оппоненту понять, что происходит в вашей душе.

Избегающая стратегия проявляется в следующем: молчание, обида, депрессия, игнорирование, внешняя доб­рожелательность, насмешливость, переход на чисто деловые от­ношения, полный отказ от каких-либо отношений.

4. Уступающая стратегия предполагает понижение своих стремлений ради достижений партнера, в резуль­тате чего исход для уступающего субъекта менее приятен. Она включает: сглаживание, когда оппоненты стремятся подчеркивать только хорошее; торговлю, когда предлагается сделка; капитуляцию, когда один из оппонентов либо отказывается от удовлетворения своих по­требностей и интересов, либо удовлетворяет их частично.

Данная стратегия может быть конструктивна, если [21, c. 102]:

· вам необходимо выиграть время, чтобы получить дополнитель­ную информацию или заручиться чьей-либо поддержкой;

· вам не угрожает опас­ность и вашей наиболее важной задачей является восстановление спокой­ствия и стабильности;

· вы чувствуете, что правота на стороне оппонента, что предмет разногласия для вас не существенен, что ценность отно­шений выше выигрыша;

· напряженность слишком велика и явно ощущается необходимость ослабления нака­ла.

Стратегия деструктивна, если вы преследуете цель изба­виться от конфликта («скорее бы все закончилось»); вы даете эмо­циональную реакцию вместо хорошо продуманного ответа; вы пре­небрегаете другими.


5. Бездейственная стратегия – нахождение в ситуации конфликта без каких-либо действий по его разрешению. Она подразумевает сосущество­вание: «вы пойдете одной дорогой, а я – другой». Данная стратегия может быть:

а) Конструктивной, когда:

  • си­туация слишком сложна и ее разрешение требует слишком многого от вас;
  • существует необходимость избежать распространения конфликта;
  • источник разногласия не сущест­венен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время для восстановления душевного равновесия и адекватной оцен­ки ситуации;
  • конфликт может разрешиться с течением вре­мени сам собой;
  • у вас нет власти, для решения проблемы и фортуна от вас отвернулась;
  • открытое обсуждение конфликта чревато углублением проблемы и расширением масштаба его рас­пространения [23, c. 91].

б) Деструктивной если:

  • вы упускаете время для бла­гоприятного разрешения конфликта;
  • вы отнимаете у себя возможность повлиять на ход развития ситуации жизнедеятельности;
  • вы по­зволяете загнать вас в угол, т.е. позволяете оппоненту мани­пулировать вами, вашим психофизиологическим состоянием, по­зволяете выставлять вас в крайне невыгодном положении.

Стратегии реализуются посредством определенных тактик.

Тактика – это совокупность приемов и средств воздействия на оппо­нента, имеющая более частные цели достижения.

Тактики могут быть:

а) в зависимости от последствий применения: мягкими, жесткими, нейтральными;

б) в зависимости от способа воздействия: непосредственного воздействия – конкретное сообщение о сути дела, требования, приказы, просьбы и др.; опосредованного воздействия – «удар в спину» при внешней доброжелательности, желание и причинение вреда чужими руками и др.

Наиболее часто встречаются следующие тактики поведения в конфликте:

– рациональное убеждение – использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента;

– давление, то есть стимуляция отрицательной реакции у партнера: требования, предупреждения, приказы, угрозы; гипертрофиро­ванный контроль; создание эффекта присутствия во всех сферах жизнедеятельности, направленное на понижение самооценки, на формирование зависимости, чувства вины и агрессии;

– апелляция к власти – применение различных санкций, использование взысканий и награждений, создание групп и коалиций, заключение сделок; обмен благами и обещаниями.

– формирование различных видов зависимости (материаль­ной, фатальной, психологической и др.);


– тактика «затвора» (два козла на узкой тропинке), когда одна из сторон осуществля­ет определенные действия, например, голодовку, блокирующие активность другого;

– «преднамеренный обман» – это предоставление фальшивых фактов, неясных полномочий, сомнительных намерений, неполное раскрытие фактов и др.;

– «психологическая война», включающая создание дискомфорта, провоцирование эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, пере­грузок.

– позиционное давление: отказ от переговоров, экстремаль­ные или растущие требования, неуступчивость, рассчитанная задержка, постановка перед твердым выбором «или-или», физиче­ское и психическое насилие.

В чистом виде выделенные стратегии и тактики встречаются крайне редко, чаще наблюдается некоторый симбиоз, в соответствии с которым выбирается модель и соответствующий стиль поведения в конфликтной ситуации.

Модели поведения отражают установки участников конфликта, накопленный опыт поведения, особенности характера и типичные эмоциональные реакции [29, c. 49].

Стиль поведения – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью поведенческих проявлений в ситуации непосредственного взаимодействия.

Известно три модели поведения в конфликте:

1. Конструктивная – характерна для личности, которая в общении открыта и лаконична, искренне доброжелательна, отличается выдержкой и самообладанием.

2. Деструктивная – характерна для личности, которая проявляет подозрительность и недоверие к партнеру, нарушает этику общения, постоянно принижает партнера и стремится к обострению и расширению конфликта.

3. Конформистская модель характерна для личности, которая проявляет пассивность, непоследовательность, легкое согласие с другим мнением, уход от острых вопросов. Данная модель может рассматриваться в двух направлениях:

а) в деструктивном варианте, когда подобное поведение способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее;

б) в конструктивном варианте, когда конфликт не значим.

Конструктивной модели соответствуют партнерский, прагматический и психозащитный стили; деструктивной модели соответствуют доминантный, контактный, самоутверждающийся стили.

Выделяют несколько стилей поведения в конфликте.

Партнерский стиль присущ личности, имеющей следующие свойства во взаимодействии: стремление к социальным контактам, к лидерству, легкость в установлении контактов. В структуре личности отмечается наличие высокой эмоциональности, тревожности и торможения, способствующего адекватному выбору целей, убеждений и действий. Данный стиль характерен для ситуации, когда решение проблемы важно для обеих сторон и у оппонентов длительные и тесные взаимоотношения с достаточной осведомленностью о про­блеме и желаниях сторон; когда есть время поработать над ситуаци­ей и противоборствующие стороны к этому стремятся, спокойно из­лагая суть своих интересов и выслушивая друг друга.