Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта и способов его разрешения
1.1. Понятие конфликта в психологии
1.2. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде
2.3 Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде
Интегративная характеристика всех условий и возможностей определяет необходимость либо концентрации сил, либо координации сил, либо необходимость нанесения удара.
Для профилактики деструкций конфликтного поведения важно стремиться к осознанной стратегии поведения, основанной на интеллектуальной деятельности субъекта [5, c. 72].
Каждый человек в зависимости от ситуации, от своего прошлого опыта, от поведения оппонента, от этапа развития конфликта выбирает ту или иную стратегию поведения в конфликте. И для успешного разрешения проблемной ситуации важно осознавать, какую стратегию вы выбрали и почему, является ли она эффективной. Наиболее часто встречаются следующие стратегии:
1. Соперничающая, предполагающая противодействие на основе навязывания другой стороне предпочтительного для себя решения, т.е. ориентация на собственные цели без учета целей другой стороны, более того, стремление добиться своих интересов в ущерб другому субъекту. Это – доминирование и уничтожение одного соперника другим.
Данная стратегия включает:
· подчинение: создание сложностей противнику, ограничение его свободы, сосредоточение своих сил и средств на наиболее выгодном участке противоборства;
· использование сил и возможностей оппонента в своих целях, угрозы, проволочки, интриги, манипуляции и др.;
· стремление выиграть (проиграть), проявляющееся в желании доказать, что оппонент не прав, в обидчивости, в применении насилия и хитрости, в создании коалиций и др.
Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что человек стремится оградить себя от боли, вызванной чувством поражения, а также стремится навести порядок «ради всеобщего блага».
Деструктивная сторона проявляется в том, что проигравшая сторона может проигнорировать решение, принятое помимо ее воли и желания, а также может отказаться от дальнейшего сотрудничества [7, c. 87].
Соперничество может быть эффективно, если вы твердо убеждены в своей правоте и имеете возможность настаивать; если решение необходимо принять быстро, но выбора нет; вам терять нечего, и вы не можете позволить ситуации поставить вас в тупик; если решение должно быть нестандартным, а ситуация требует немедленных действий. В данных случаях человек весьма активен и предпочитает идти к разрешению своим путем.
2. Проблемно-решающая, или стратегия компромиссного сотрудничества, направлена на поиск взаимовыгодного решения, удовлетворяющего потребности всех участников взаимодействия. В данном случае реализуется либо мотив кооперации, либо мотив здоровой конкуренции.
Данная стратегия включает в себя следующие типы поведения:
а) установление правил, приемлемых для обеих сторон;
б) поддерживание свободы субъектов (мы все простые смертные и имеем право на ошибку);
в) торговля, – «ваше желание будет учтено, если...»;
г) сотрудничество как интегрирование интересов всех участников;
д) компромисс, когда стороны делят область неоптимальных решений поровну, идут на взаимные уступки, избегают лобовых столкновений, самовластия и напоминаний о возможном первенстве, поддерживают дружеские отношения, ищут справедливого исхода конфликта.
Основная форма проявления конфликтных реакций – диалог, в котором стороны, разделяя общие позиции, в процессе их обсуждения соглашаются друг с другом, обнаруживают новые грани в своих взглядах и тем самым приходят к новому углубленному и развитому пониманию. Но может быть и такой диалог, предметом которого является противоречие или несовместимость позиций сторон, и тогда он принимает характер спора, полемики или даже «борьбы» друг с другом [10, c. 82].
Конструктивная сторона этой стратегии проявляется в том, что каждая сторона чего-то добивается и, хотя нужды участников противостояния не удовлетворены полностью, такое решение воспринимается как самое справедливое.
Деструктивная сторона проявляется, когда одна из сторон «раздувает» свою позицию, чтобы потом показаться великодушной, или сдает свои позиции намного раньше для того, чтобы исключить выигрыш другой стороны, а также когда компромисс достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов.
3. Избегающая стратегия – это игнорирование или отрицание конфликта, проявляющееся как отсутствие стремлений к кооперации и достижению собственных целей. Здесь возможны следующие формы конфликтных реакций:
Первая – уход из ситуации конфликта, как физический, так и психический; это потеря собственной цели для исключения выигрыша другого. Уход проявляется как новая интерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринимается как конфликт, требующий решения. Безусловно, далеко не всегда новая интерпретация означает стремление человека уйти от своих проблем. Она может иметь вполне рациональный характер, связанный, например, с пересмотром своего отношения к ситуации, ее действительной значимости для него.
Уход может быть [17]:
– конструктивным, если есть основания предполагать, что дальнейшее развитие событий будет благоприятным для субъекта, а также когда конфликт не затрагивает ваших прямых интересов, и ваша невовлеченность в него не отражается на его развитии; когда подобный шаг привлекает внимание оппонента и меняет его отношение к конфликту.
– деструктивным, когда вы отнимаете у себя возможность принять участие в дальнейшем развитии ситуации, когда вы не даете возможности роста оппоненту, заставляя его своим шагом преждевременно сдать свои позиции; когда ваше отсутствие может привести к дальнейшему росту проблемы; когда вы стремитесь наказать оппонента своим уходом.
Второй формой проявления избегающей стратегии может быть подавление, проявляющееся в том, что внешне человек делает вид, что ничего не произошло, а внутренне включается механизм «подавляемое уходит в режим накопления», а затем оно выходит на поверхность сознания, но уже в искаженном виде. Например, подавляемая раздражительность может перерасти в потребность мести, подавляемая потребность может спровоцировать ее реализацию насильственным путем и др.
Подавление может быть:
· конструктивным, если конфронтация вносит чрезмерный стресс в вашу жизнедеятельность; если оппонент не готов выслушать вас; если вы в состоянии сохранить добрые отношения; если конфликт может разрешиться сам собой за счет поддержания дружеских отношений;
· деструктивным, если затрагиваются главные спорные вопросы, а ваше молчание не позволяет оппоненту понять, что происходит в вашей душе.
Избегающая стратегия проявляется в следующем: молчание, обида, депрессия, игнорирование, внешняя доброжелательность, насмешливость, переход на чисто деловые отношения, полный отказ от каких-либо отношений.
4. Уступающая стратегия предполагает понижение своих стремлений ради достижений партнера, в результате чего исход для уступающего субъекта менее приятен. Она включает: сглаживание, когда оппоненты стремятся подчеркивать только хорошее; торговлю, когда предлагается сделка; капитуляцию, когда один из оппонентов либо отказывается от удовлетворения своих потребностей и интересов, либо удовлетворяет их частично.
Данная стратегия может быть конструктивна, если [21, c. 102]:
· вам необходимо выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться чьей-либо поддержкой;
· вам не угрожает опасность и вашей наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности;
· вы чувствуете, что правота на стороне оппонента, что предмет разногласия для вас не существенен, что ценность отношений выше выигрыша;
· напряженность слишком велика и явно ощущается необходимость ослабления накала.
Стратегия деструктивна, если вы преследуете цель избавиться от конфликта («скорее бы все закончилось»); вы даете эмоциональную реакцию вместо хорошо продуманного ответа; вы пренебрегаете другими.
5. Бездейственная стратегия – нахождение в ситуации конфликта без каких-либо действий по его разрешению. Она подразумевает сосуществование: «вы пойдете одной дорогой, а я – другой». Данная стратегия может быть:
а) Конструктивной, когда:
- ситуация слишком сложна и ее разрешение требует слишком многого от вас;
- существует необходимость избежать распространения конфликта;
- источник разногласия не существенен по сравнению с более важными задачами;
- необходимо время для восстановления душевного равновесия и адекватной оценки ситуации;
- конфликт может разрешиться с течением времени сам собой;
- у вас нет власти, для решения проблемы и фортуна от вас отвернулась;
- открытое обсуждение конфликта чревато углублением проблемы и расширением масштаба его распространения [23, c. 91].
б) Деструктивной если:
- вы упускаете время для благоприятного разрешения конфликта;
- вы отнимаете у себя возможность повлиять на ход развития ситуации жизнедеятельности;
- вы позволяете загнать вас в угол, т.е. позволяете оппоненту манипулировать вами, вашим психофизиологическим состоянием, позволяете выставлять вас в крайне невыгодном положении.
Стратегии реализуются посредством определенных тактик.
Тактика – это совокупность приемов и средств воздействия на оппонента, имеющая более частные цели достижения.
Тактики могут быть:
а) в зависимости от последствий применения: мягкими, жесткими, нейтральными;
б) в зависимости от способа воздействия: непосредственного воздействия – конкретное сообщение о сути дела, требования, приказы, просьбы и др.; опосредованного воздействия – «удар в спину» при внешней доброжелательности, желание и причинение вреда чужими руками и др.
Наиболее часто встречаются следующие тактики поведения в конфликте:
– рациональное убеждение – использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента;
– давление, то есть стимуляция отрицательной реакции у партнера: требования, предупреждения, приказы, угрозы; гипертрофированный контроль; создание эффекта присутствия во всех сферах жизнедеятельности, направленное на понижение самооценки, на формирование зависимости, чувства вины и агрессии;
– апелляция к власти – применение различных санкций, использование взысканий и награждений, создание групп и коалиций, заключение сделок; обмен благами и обещаниями.
– формирование различных видов зависимости (материальной, фатальной, психологической и др.);
– тактика «затвора» (два козла на узкой тропинке), когда одна из сторон осуществляет определенные действия, например, голодовку, блокирующие активность другого;
– «преднамеренный обман» – это предоставление фальшивых фактов, неясных полномочий, сомнительных намерений, неполное раскрытие фактов и др.;
– «психологическая война», включающая создание дискомфорта, провоцирование эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, перегрузок.
– позиционное давление: отказ от переговоров, экстремальные или растущие требования, неуступчивость, рассчитанная задержка, постановка перед твердым выбором «или-или», физическое и психическое насилие.
В чистом виде выделенные стратегии и тактики встречаются крайне редко, чаще наблюдается некоторый симбиоз, в соответствии с которым выбирается модель и соответствующий стиль поведения в конфликтной ситуации.
Модели поведения отражают установки участников конфликта, накопленный опыт поведения, особенности характера и типичные эмоциональные реакции [29, c. 49].
Стиль поведения – это относительно устойчивая совокупность целей, осознаваемых или неосознаваемых личностью поведенческих проявлений в ситуации непосредственного взаимодействия.
Известно три модели поведения в конфликте:
1. Конструктивная – характерна для личности, которая в общении открыта и лаконична, искренне доброжелательна, отличается выдержкой и самообладанием.
2. Деструктивная – характерна для личности, которая проявляет подозрительность и недоверие к партнеру, нарушает этику общения, постоянно принижает партнера и стремится к обострению и расширению конфликта.
3. Конформистская модель характерна для личности, которая проявляет пассивность, непоследовательность, легкое согласие с другим мнением, уход от острых вопросов. Данная модель может рассматриваться в двух направлениях:
а) в деструктивном варианте, когда подобное поведение способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее;
б) в конструктивном варианте, когда конфликт не значим.
Конструктивной модели соответствуют партнерский, прагматический и психозащитный стили; деструктивной модели соответствуют доминантный, контактный, самоутверждающийся стили.
Выделяют несколько стилей поведения в конфликте.
Партнерский стиль присущ личности, имеющей следующие свойства во взаимодействии: стремление к социальным контактам, к лидерству, легкость в установлении контактов. В структуре личности отмечается наличие высокой эмоциональности, тревожности и торможения, способствующего адекватному выбору целей, убеждений и действий. Данный стиль характерен для ситуации, когда решение проблемы важно для обеих сторон и у оппонентов длительные и тесные взаимоотношения с достаточной осведомленностью о проблеме и желаниях сторон; когда есть время поработать над ситуацией и противоборствующие стороны к этому стремятся, спокойно излагая суть своих интересов и выслушивая друг друга.