Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта и способов его разрешения
1.1. Понятие конфликта в психологии
1.2. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде
2.3 Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде
Для профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде существуют различные технологии. В настоящее время всё активнее входят в жизнь тренинговые технологии. Психологический тренинг — это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности [11, c. 15]. Каждый тренинг состоит из нескольких занятий (встреч), каждое из которых в свою очередь включает в себя три этапа:
– разминка (происходит настройка участников на работу, создаётся благоприятная, непринуждённая обстановка);
– основное содержание (содержание этого этапа зависит от цели определённого занятия);
– рефлексия (происходит избавление участников от напряжения, самоанализ и интерпретация занятия) [25, c. 530-531].
На сегодняшний день психологами разработано множество тренинговых программ по преодолению и профилактики конфликтности в подростковом возрасте. Нами была тоже подготовлена программа «Преодоление и разрешение конфликтов в подростковом возрасте».
Целью данной программы является получение опыта в преодолении конфликтных ситуаций. Универсальная цель: получение опыта в формировании эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Личная цель: налаживание отношений с окружающими.
В качестве задач тренинга мы определили следующие: познакомить с методами выхода из конфликтных ситуаций; научить адекватно действовать в конфликтных ситуациях; показать различные способы решения конфликтов; научить формировать своё отношение к конфликтам.
Категория участников тренинга: данный тренинг направлен на детей подросткового возраста, так как для этого сложного этапа взросления показательны негативные проявления характера подростка, протестующее поведение, повышенная конфликтность с окружающими его людьми. У подростка появляется чувство взрослости, ему важно, чтобы к его мнению прислушивались. У них возникает желание отстаивать свою точку зрения и определенные права, из-за чего в общении с окружающими (особенно со взрослыми) возникают споры, непонимания, конфликты.
Продолжительность тренинга составляет 30 часов, т.е. 15 занятий по 120 минут каждое, при частоте занятий: 1 раз в неделю.
Программа тренинга включает множество различных упражнений, дискуссий, игр. Для примера представим упражнение «Ассоциативный ряд». Во время данного упражнения группа делится на 4 команды. Каждой из них тренер выдает по одному листу, на котором крупными печатными буквами по вертикали написано слово «Конфликт». Члены команд должны составить к каждой букве список слов, так или иначе отражающих суть конфликта. Затем группы зачитывают свои списки и дают пояснения. В завершении ведущий делает анализ научных определений «конфликт» различных авторов и предлагает рабочее определение конфликта. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Все ли ассоциации в Вашей группе были отрицательными?»; «Согласны ли Вы с тем, что конфликт иногда подразумевает под собой положительное явление?» и т.д.
Еще одно упражнение «Очередь». Одного желающего участника просят представить, что он находится в огромной очереди магазина (Например, игрушек, комиксов, продуктов), которую изображают остальные участники тренинга. Ему необходимо убедить впереди стоящих людей в том, что они должны непременного его пропустить. Затем также обсуждаются вопросы: «Легко ли было убедить других «покупателей?»; «Какие Ваши действия/слова привели к конфликтной ситуации?» и др.
Также в программу вошли дискуссии на разные темы. Например, дискуссия на тему «Как разрешить конфликт?» выстраивалась следующим образом. Ведущий обращается к участникам тренинга: «Возьмите «Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений – хорошо. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты. Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам». Правило обсуждения – рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову. В рамках этой дискуссии были обсуждены следующие вопросы: «В чем причины конфликтов?»; «Как можно предотвратить конфликт?» «Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?» «Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его развития?» [25, c. 533].
В программу вошли и ролевые игры, например, «Кораблекрушение», «Лгунья», которые предполагали «примерку» на себя участниками различных ролей и соответствие тому или иному типу поведению.
Завершающее занятие предполагает глубокий самоанализ, смысловую и безоценочную интерпретацию себя и других людей. Для эффективности этих моментов подобрано следующее стихотворение, которое должно быть прочтено участникам тренинга:
Конфликт, увы,- закономерен.
Гармоний вечных не бывает.
Наивно тот самоуверен,
Кто без него прожить мечтает.
Как помешать зимы приходу?
Заткнуть вулкана изверженье?
Перехитрить нельзя природу,
И не остановить мгновенье.
Вот научиться б управленью
Агрессией и злобой чёрной,
Уметь отслеживать движенье
Страстей и течений непокорных!
Подводя итог, хотелось бы сказать то, что все мы понимаем - жизнь без конфликтов невозможна. Особенно остро конфликты переживаются подростками, поэтому опытные взрослые (родители, учителя, социальные работники и психологи) должны приложить все усилия для того, чтобы сложные периоды в жизни детей данной возрастной категории прошли как можно благополучнее. Для этого существуют различные технологии профилактики и преодоления конфликтов, в том числе, и такая эффективная, как тренинговая.
Заключение
Изученные нами материалы позволяют говорить, с одной стороны, о достаточной разработанности данной проблематики, а, с дугой — об острой необходимости продолжения организации исследований в данной области. Несмотря на то, что первый этап изучения феномена «конфликт» относится к глубокой древности — мы полагаем возможным определить его как период Античной и Древнекитайской философии (именно в это время, как мы отмечали выше, появляются первые размышления мыслителей по поводу данного феномена), — до настоящего времени конфликт как социальное явление остается исследованным недостаточно.
Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет изучение с позиций психологии причин возникновения, закономерностей и механизмов течения, а также путей и способов предупреждения и эффективного разрешения конфликтов в трудовых коллективах, в частности, конфликтов, возникающих в педагогических учреждениях.
Таким образом, проблема поведения личности в конфликте в психологии рассматривается в связи с такими понятиями как стратегии поведения в конфликте, механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Учеными предлагаются различные их классификации, факторы, влияющие на выбор той или иной стратегии поведения. Указанные понятия не являются тождественными. Стратегия поведения в конфликте определяется как программа и план действий, направленный на достижение цели. Ее выбор определяется степенью внимания к интересам оппонента, или своим собственным. Защитные механизмы служат для сохранения внутреннего комфорта человека, при удачном бессознательном выборе защитного механизма и стратегии поведения в конфликте, личность может адекватно и позитивно существовать, не причиняя ущерба своей психике. Копинг- стратегии представляют собой более осознанный, чем в случае защитных механизмов, выбор стратегии совладания с трудной ситуацией, одной из которой является конфликт.
Каждая конкретная ситуация требует использования соответствующей стратегии и тактики, которая отвечает поставленным целям и задачам. Выбор оптимальной линии поведения участников конфликтного взаимодействия позволит им выйти из ситуации с наименьшими потерями и с пользой друг для друга.
По результатам эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам.
Большинство учащихся считают, что в их классе конфликты происходят довольно часто. Таки половина учащихся (50%).
Конфликты чаще всего происходят между отдельными учащимися (46%) или между группами учеников (30%).
В конфликте большинство детей способный пойти на компромисс в том или ином виде, но есть также ученики, которые не способный на это (17%) или наоборот не готовы отстаивать свою позицию (7%). Порядка 33% детей по возможности даже не вступают в конфликт и стараются их избегать. Оставшиеся подростки в конфликте выбирают компромиссный вариант решения, если он возможен.
Среди опрошенных нами детей у большинства – 36%, выявлен средний уровень конфликтоустойчивости. Эти ученики редко сами вступают в конфликт и не стремятся его поддерживать, но и их можно «зацепить» и спровоцировать на конфликт.
Таким образом, исследуемый класс в целом не слишком конфликтен, тем не менее, имеются ученики, которые занимают жесткую позицию в конфликте и зачастую именно они являются их зачинщиками. Конфликты в классе довольно частое явление, причем в основном между отдельными учениками. На основании полученных данных мы предложили тренинговую программу по профилактике конфликтов в подростковой среде.
Список использованных источников
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2014. 591 с
Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. – 1984.
Башкин М.В. Конфликтная компетентность: метод. указания / Яросл. гос. ун–т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 72 с.
Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 544 с
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2012.
Грановская Р.М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Генезис, 2012.
Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб: Питер, 2017. 544 с
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. №5. С. 142– 147.
Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально–политический журнал. 1997. №1. С. 202–212.
Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – СПб: Авалон, Азбука-классика, 2016.
- Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. - СПб: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с.
Запрудский Ю. Социальный конфликт: политологический анализ. Ростов–на–Дону: изд–во Ростовского ун–та, 2013. 341 с.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Исследование конфликта на макроуровне. Теоретические предпосылки. Н. Новгород: Волго–Вятский кадровый центр, 1994. – 32 (197) с
Зелинь Ян. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте // Личность в природе и обществе: научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений. Москва, 21 апреля 2016 г.) / сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. – Москва: РУДН, 2016. – 213 (133) c.
Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 2016. 334 с
Конфликтология в схемах и комментариях. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. СПб: Питер, 2015. – 288 с.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 234–248.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Стрингер, 2012.
- Курочкина И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф.- пед. ун-та, 2013. – 378 с.
Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: объективное изучение дезорганизации поведения человека. М.: Когнито-Центр, 2012. – 527 с.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 102 с.
Петровская Л.А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 2014. С. 128–131
Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – М.: Владос, 2014. – 91 с.
- Темина С.Ю. Конфликты школы или "школа конфликтов"? Введение в конфликтологию образования. - МПСИ, МОДЭК, 2006. – 314 с.
- Филина Н.С. Способы преодоления межличностных конфликтов в подростковом возрасте в учебном классе // Наука, технология, техника: перспективные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам I Международной научно – практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов: НОО «Профессиональная наука», 2016. – с. 526-535.
Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. М.: Просвещение, 2015. 426 с
Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: Питер, 2013. – 250 с
Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия, 2006. – 192 с