Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликта и способов его разрешения
1.1. Понятие конфликта в психологии
1.2. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
Глава 2. Эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде
2.3 Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде
Участниками конфликта как правило являются стороны или противодействующие силы. К ним относятся субъекты конфликта, напрямую совершающие активные (наступательные или защитные) действия по отношению друг к другу. Противодействующие стороны являются ключевым звеном любых конфликтных ситуаций. Когда один из представителей старается избежать спорной ситуации, то он заканчивается. Если во время конфликта одного из участников сменяет новый, то и условия конфликта меняется и появляется другой конфликт. Это случается потому, что интересы и цели сторон в межличностном споре имеют индивидуализированную природу. Зачастую в конфликте выделяется сторона, являющаяся источником конфликтной ситуации. Она выступает в качестве инициатора конфликта [7, c. 58].
В развитии конфликтной ситуации как процесса выделяют пять главных стадий [20, c. 310]:
1. Появление и развитие конфликта. Конфликтная ситуация появляется благодаря разногласиям субъектов общественного взаимодействия и считается предпосылкой конфликтной ситуации.
2. Понимание объективной стороны конфликта любым из участвующих. К последствиям и внешним проявлениям такого понимания и сопутствующих ему эмоциональных переживаний относят: перемена настроения, жесткие и отрицательные высказывания, направленные против своего потенциального оппонента, снижение количества контактов с ним и т.д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Для данного этапа характерно то, что один из участвующих в социальном взаимодействии, понимающий суть конфликтной ситуации, начинает наступать (в виде демарша, заявления, предупреждения и т. п.), что призвано нанести ущерб «противнику». Другой участник в данном случае понимает, что его оппонент данные действия направил против него, и, тогда сам, начинает активно действовать против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этой стадии участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают свои требования. В тоже время они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от сути конфликта, разрешение его может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта имею прямую связь с его этапами и показывают динамику конфликта, в первую очередь со стороны действительных возможностей выхода из него.
К главным фазам конфликта относятся:
1. Первая фаза: - появление противоречий;
2. Фаза подъема: - увеличение напряжения; - конфликтные взаимоотношения;
3. Вершина конфликта: - эскалация спорной ситуации;
4. Снижение напряженности конфликта:
Причины, которые приводят к конфликту, различаются, как и сами конфликты. Необходимо найти непредвзятые причины и их влияние на индивидов.
Объективные причины в условно разделяют на некоторые укрупненные группы:
1. Факторы отношений (различное социальное и культурное образование);
2. Поведенческие факторы (превышение вербального и невербального давления, нарушение безопасности и т.д.);
3. Информация (наличие неполной, неточной информации, дезинформация, слухи, сплетни, специально или случайно сокрытая информация);
4. Ценностные характеристики (убеждения, верования, модели поведения и т.д.);
5. Инструментальные характеристики (отсутствие инструментов разрешения конфликтов и т.д.)
По функциям конфликт бывает, как позитивным, так и негативным. К негативным относятся:
1. Разгром, обособленность или усмирение субъекта конфликта;
2. Ухудшение отношений субъектов, не постоянное лишение стабильности;
3. Лишение материальных и духовных сил, жизненных ресурсов общественных субъектов.
В число позитивных входят:
1. Конфликт отражает объективные процессы, которые происходят в разных межличностных взаимоотношениях;
2. Конфликт является важным источником личностного развития, группы, межличностных отношений;
3. Конфликт является сигналом переменам (необходимо выявить поля напряжения, неблагополучия, рассогласование целей, интересов и т.д.);
4. Конфликт стимулирует общественные процессы, которые способствуют общественному развитию.
1.2. Теоретические аспекты изучения стратегий поведения в конфликте
В настоящее время конфликт изучается многими науками, являясь междисциплинарной проблемой. Синтез этих знаний взяла на себя такая наука как конфликтология. Наиболее число концепций отмечается в рамках психологических исследований конфликта. Одним из аспектов, рассматриваемых психологией, является поведение в конфликте.
Наиболее известной теоретической моделью исследования поведения личности в конфликте является теория К. Томаса. Именно им было впервые введено в психологию понятие о стратегиях поведения в конфликте. Стратегия поведения в конфликте – это программа и план действий, направленный на достижение этой цели конфликтов, другими словами, для того, чтобы удовлетворить потребности своей конкретной задачи, определить их особый интерес в этом конфликте.
К. Томас считает, что существуют две основные стратегии поведения в конфликте – кооперативность и напористость. Первая основывается на том, что индивид внимательно относится к интересам оппонентов, вторая – он в большей или меньшей степени ориентирован на реализацию собственных интересов. Это определяет закономерности в действиях людей в различных ситуациях.
Эти две стратегии включают в себя пять основных стилей поведения [14]:
1. Соперничество (противоборство) – желание превзойти своего оппонента в обход его интересов.
2. Уступка – ущемление своих интересов.
3. Компромисс – нахождение точек соприкосновения между оппонентами.
4. Избегание (уход от конфликта) – нежелание сотрудничества и отсутствие амбиций.
5. Партнерство (сотрудничество) – утверждение взаимовыгодных точек соприкосновения в решении определенных задач по взаимным интересам.
Оценка интересов в конфликте соотносится с определенным уровнем выраженности направленности на собственные интересы или интересы оппонента.
Поведение личности в конфликте также связано с такими явлениями как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии.
Р.М. Грановская отмечает, что каждый день у человека возникают ситуации, которые им оцениваются и могут восприниматься как хорошие для него или плохие. Поведенческие реакции на эти ситуации регулируются механизмом психологической защиты. То, как человек обычно реагирует на стрессовые, кризисные ситуации и выходит из них так или иначе связано с копинг-стратегиями. Психологическая защита связана с изменениями внутри личности, его ценностной, мотивационной структуры.
Выделяются следующие механизмы психологической защиты:
- отрицание,
- вытеснение,
- проекция,
- идентификация,
- рационализация,
- замещение,
- отчуждение и др.
Отрицание заключается в том, что поступающая информация, которая является тревожной для человека – не воспринимается им. Механизм вытеснения впервые был описан З. Фрейдом: тревожная информация или забывается, или «выпадает», т.е. реальным образом вытесняется. Особенность механизма проекции заключается в том, что человек переносит на другие объекты свои собственные чувства, эмоции, начинает ему приписывать свои какие-то страхи, желания, тревоги. Механизм идентификации заключается в переносе чувств и, возможно даже качеств, которые присущи другим людям – на самого себя. Рационализация с первого взгляда кажется достаточно благоприятным механизмом, но на самом деле человек обманывает самого себя и других, пытаясь найти ложные оправдания своим поступкам, мотивам, страхам и т.п. Механизм замещения включается тогда, когда человек не может достичь того, чего хочет, и берет более доступное, но менее желаемое. Изоляция – механизм серьезный с точки зрения его рациональности, при этом механизме, факторы, которые травмировали человека, прячутся глубоко в сознании, отражают свое действие на всей личности, человеку сложно с ними бороться, так как он не осознает реальную угрозу и действие на него этих ситуаций, которые являлись для него плохими или травмирующими [6, c. 54].
Защитные механизмы служат для сохранения внутреннего комфорта человека, при удачном бессознательном выборе защитного механизма и стратегии поведения в конфликте, личность может адекватно и позитивно существовать, не причиняя ущерба своей психике. Если защитные механизмы обычно рассматриваются как проявления бессознательного, то копинг-стратегии – как более осознанный выбор стратегии совладания с трудной ситуацией, одной из которой является конфликт.
В психологии различаются понятия «копинг-поведение» и «копинг-стратегии». Первичным является поведение, в то время как стратегии выбираются исходя из того поведения, который выбирает человек [6, c. 63].
Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют два направления копинг-поведения:
1) проблемно – ориентированное, которое заключается на рационализации решения проблемы;
2) эмоционально ориентированное, которое заключается в аффективном проявлении реакций.
Исходя из выбранного поведения, стратегии будут обладать определенной спецификой. Авторы выделяют такие стратегии как планирование решения проблем, поиск социальной поддержки; при выборе же эмоционального поведения в ход идет шесть стратегий - самоконтроль, конфронтация, дистанцирование, принятие ответственности, бегство, избегание, позитивная переоценка.
Е. Хейм выделяет так называемые сферы, где реализуются копинг-стратегии, эти сферы он отождествляет с поведением (как и Р. Лазарус) – эмоциональная, когнитивная, поведенческая. Внутри каждого поведения он выделяет различные стратегии, применяя к ним критерий адаптивности, т.е. есть адаптивные, частично адаптивные, неадаптивные.
Е. Коплик выделяет 2 стратегии внутри когнитивной сферы поведения: поиск информации и закрытость от информации.
П. Виталиано рассматривал два направления в поведении – проблемно- ориентированное и эмоционально ориентированное. Выделены эмоционально- ориентированные копинги: самообвинение, избегание, предпочитаемое столкновение [6, c. 65].
Одним из параметров выбора стратегии признается уровень субъективного контроля как оценка субъектов взятие на себя обязательств перед ситуацией, в которой он находится. Изучение уровня субъективного контроля началось в 1984 году Дж. Роттером. Уровень субъективного контроля зависит от локуса контроля – экстернальности и интернальности и может быть общим и частным по отношению к определенному роду ситуаций [2]. Человек может контролировать внешние условия и ситуации, которые его окружают, а может сдерживать себя, свои эмоции, желания.
Весьма интересным, по нашему мнению, как с теоретической, так и с практической точки зрения является исследование Р. Блейка и Дж. Моутона [28, c. 111], выделивших следующие стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:
– сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех конфликтующих сторон;
– компромисс, предполагающий урегулирование разногласий через взаимные уступки участников конфликта;
– избегание, заключающееся в стремлении участников (или участника) конфликта выйти из конфликтной ситуации ее не решая, но, вместе с тем, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
– приспособление как тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
Идеи, сформулированные данными учеными, особую актуальность, на наш взгляд, приобретают в настоящее время, когда многие исследователи целенаправленно ориентированы на изучение путей, способов и механизмов эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Особый интерес у данных исследователей вызывает разработка технологий ведения переговорного процесса, что является весьма актуальным для современного общества.
Слишком частые конфликтные взаимодействия вырабатывают определенный способ реагирования, который становится доминантным, преобладающим и определяет основную стратегию поведения.
Стратегия поведения рассматривается нами как ориентация личности по отношению к конфликту; как установка на определенную форму поведения, как набор макроскопических целей, определяющий актуальную на данный момент жизненную ориентацию [16].
Выбор актуальной стратегии поведения осуществляется помимо воли и желания человека в соответствии со следующими особенностями субъекта:
а) физиологическим состоянием организма и соответствующими реакциями, адаптивными возможностями, системами психологической защиты и безопасности субъекта;
б) личностными характеристиками, определяющими внутренний выбор, характеризующийся направленностью на решение проблемы, на улучшение отношений, на личностный рост субъекта;
в) особенностями восприятия и оценки ситуации, определяемыми психическим состоянием человека на данный момент времени, и характеристиками его внутреннего мира, преимущественно ценностными ориентациями и смысложизненными представлениями;
г) объективными характеристиками ситуации: ранговыми, статусными различиями оппонентов; объемом власти, социального опыта; включенностью стереотипов поведения; наличием денег, преимуществ.