Файл: Исследование и диагностика конфликта (Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прагматический стиль характерен для личности, имеющей следующие черты: возбудимость, гибкость, самостоятельность; во взаимодействии отмечается независимость, поддержание интереса к партнеру, эгоцентричность целей. Данный стиль целесообразен в ситуации, когда вы не пытаетесь отстаивать собственные ин­тересы, а просто отталкиваете от себя проблему, например, посредст­вом применения техники ментального уклонения, основывающейся на следующих моментах: «это ко мне, не относится», «меня это не беспокоит», «если мне это не надо, я ухожу» и др.

Психозащитный стиль характеризуется направленностью на сохранение внутренней целостности и внутренней интегрированности в процессе взаимодействия и наличием следующих свойств индивидуальности: повышенная тревожность, чувствительность к неудачам в общении, эмоциональная ранимость, направленность на достижение успеха в значимой деятельности. Данный стиль применим в ситуации, когда у оппонентов одинаковая власть и взаимоисключающие интересы; когда вас может устроить временное решение или кратковременная выгода; когда другие возможности уже исчерпаны; когда удов­летворение вашего желания не слишком важно и вы можете изме­нить цель.

Доминантный стиль характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, возбудимостью, доминантностью отношений, лицемерием, склонностью к игнорированию общественных норм поведения.

Контактный стиль характеризуется легкостью включения в контакты, постоянным активно-деятельностным состоянием, повышенным контролем над реакциями партнера с целью манипулирования состоянием и действиями оппонента в нужном направлении.

Самоутверждающийся стиль характеризуется направленностью на обесценивание поведения партнера с целью вывести его из состояния равновесия и навязать свою волю и свое решение.

При выборе эффективного стиля поведения ключевыми явля­ются следующие аспекты: оценка соотношения власти, вычисление и упо­рядочение приоритетов и возможностей противоборствующих сто­рон.

Глава 2. Эмпирическое исследование конфликта в подростковой среде

2.1 Организация исследования


Исследование было проведено в школе №35 г. Москвы.

Выборка исследования состояла из 30 учеников 9 «А» класса. Из них 14 девочек и 16 мальчиков.

Задачи исследования:

– оценить конфликтность учеников и их поведение в конфликте

– дать рекомендации по преодолению конфликтов в подростковой среде.

В качестве методик исследования мы выбрали:

1. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации [31] (Приложение 1).

2. Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам [32] (Приложение 2).

Также мы задавали несколько вопросов о том, как часто происходят конфликты в коллективе.

Мы задавали подросткам следующие вопросы:

1. Как часто у Вас в коллективе происходят конфликты?

– часто

– не слишком часто, но бывают (средне)

– редко

2. Между кем, чаще всего, происходят конфликты?

– между отдельными учениками

– между отдельными группами учеников

– между учителем и учениками

– между учителем и группой учеников.

Ниже мы представим результаты тестирования детей.

2.2 Результаты исследования

В первую очередь представим результаты ответов на заданные нами вопросы.

Результаты представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Частота конфликтов

Кол-во учеников

%

Часто

15

50%

Не часто, но бывают

9

30%

Редко

6

20%

Рисунок 1 – Частота конфликтов в классе

Как мы видим из рисунка и таблицы, половина детей (50%) считают, что конфликты в их классе происходят довольно часто.

Большая часть, из половины оставшихся, придерживаются мнения, что конфликты происходят хоть и не очень часто, но имеют место быть. Таких детей 30%. И оставшиеся 20% детей считают, что конфликты в их классе не частое явление.

Далее представим результаты по второму вопросу. Результаты в таблице 2.

Таблица 2

Участники конфликта

Кол-во учеников

%

Отдельные ученики

14

46,7%

Группы учеников

9

30%

Учитель и отдельные ученики

5

16,7%

Учитель и группа учеников

2

6,7%


Результаты отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Участники конфликта

Далее мы представим результаты по тестированию на диагностику поведенческого стиля в конфликтной ситуации. Результаты представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Поведенческий стиль в конфликте

Кол-во учеников

%

Жесткий стиль

5

16,7

Примиренческий стиль

7

23,3

Компромиссный стиль

6

20

Мягкий стиль

2

6,7

Уходящий

10

33,3

Для наглядности отобразим результаты исследования на рисунке 3.

Рисунок 3 – Стиль поведения в конфликте

Итак, как видно из рисунка 3 большинство опрошенных детей (33%) предпочитают уходящий стиль в конфликте. То есть, они не желают участвовать в конфликте, а предпочитают уходить от него, не доводить ситуацию до острого конфликта или открытого столкновения.

Также довольно большой процент детей 23% считают, что в конфликте всегда можно договориться и найти решение, которое устроит обе стороны. Они предпочитают примиренческий стиль поведения.

Также довольно большой процент детей – 20% используют компромиссный стиль. То есть с самого начала конфликта в их поведении можно увидеть готовность идти на компромисс.

Из опрошенных 17% отдают предпочтение жёсткому стилю, то есть они не боятся идти на открытый конфликт, до последнего стоят на своей позиции, уверены, что всегда правы.

И оставшиеся 7% предпочитают мягкий стиль. Эти дети под давлением готовы отказаться от своей позиции и занять чужую сторону.

Таким образом, в исследуемой группе детей большинство школьников готовы идти на компромисс, понимают, что в конфликте они могут быть не правы и стараются прислушиваться к своему оппоненту.

Далее мы представим результаты на уровень устойчивости в конфликте.

Результаты тестирования представлены в таблице 4 ниже.

Таблица 4

Устойчивость в конфликте

Кол-во учеников

%

Высокий уровень конфликтоустойчивости

5

16,7

Средний уровень конфликтоустойчивости

11

36,7

Уровень выраженной конфликтности

8

26,7

Высокий уровень конфликтности

6

20


Для наглядности отобразим полученные нами результаты на рисунке 4 ниже.

Рисунок 4 – Устойчивость в конфликте

Как видно из рисунка 4 и таблицы 4 у большинства подростков отмечается средний уровень устойчивости в конфликте. Таких 36%. Эти ученики редко сами вступают в конфликт и не стремятся его поддерживать, но и их можно «зацепить» и спровоцировать на конфликт.

Меньше всего детей, обладающих высоким уровнем конфликтоустойчивости. Таких 17%. То есть детей сложно спровоцировать на конфликт, чаще всего они предпочитают в него не вступать. Поведение в конфликте довольно сдержанное.

У 27% детей мы можем наблюдать уровень выраженной конфликтности. То есть эти дети поддерживают конфликты, часто в них вступают.

И еще 20% детей показывают высокий уровень конфликтности. То есть именно они чаще всего вступают в конфликты. А их поведение не отличается сдержанностью.

Таким образом, общая картина класса, следующая:

Большинство учащихся считают, что в их классе конфликты происходят довольно часто. Таки половина учащихся (50%).

Конфликты чаще всего происходят между отдельными учащимися (46%) или между группами учеников (30%).

В конфликте большинство детей способный пойти на компромисс в том или ином виде, но есть также ученики, которые не способный на это (17%) или наоборот не готовы отстаивать свою позицию (7%). Порядка 33% детей по возможности даже не вступают в конфликт и стараются их избегать. Оставшиеся подростки в конфликте выбирают компромиссный вариант решения, если он возможен.

Среди опрошенных нами детей у большинства – 36%, выявлен средний уровень конфликтоустойчивости. Эти ученики редко сами вступают в конфликт и не стремятся его поддерживать, но и их можно «зацепить» и спровоцировать на конфликт.

Таким образом, исследуемый класс в целом не слишком конфликтен, тем не менее, имеются ученики, которые занимают жесткую позицию в конфликте и зачастую именно они являются их зачинщиками. Конфликты в классе довольно частое явление, причем в основном между отдельными учениками. На основании полученных данных мы предложили тренинговую программу по профилактике конфликтов в подростковой среде.

2.3 Тренинговые технологии профилактики и преодоления конфликтов в подростковой среде


Межличностные конфликты, а также профилактика и их преодоление являются серьёзной проблемой. Особенно если это касается такого переходного, сложного и кризисного периода, как подростковый возраст.

Подросток большее количество своего времени проводит именно в школе. В любом социальном обществе имеют место быть разнообразные конфликты, и школа не исключение. Она является образовательной средой, следовательно, в ней происходят так называемые педагогические конфликты.

Более распространённым видом конфликта является конфликт между подростками – учениками. Часто возникающим в учебном классе является конфликт лидерства. Такие психологи, как О. Ситковская, О. Михайлова придерживаются следующей точки зрения: «…путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности» [19, c. 378]. Нельзя не согласиться с мнением учёных, так как именно для такого кризисного периода в жизни ребёнка, как подростковый возраст, характерны частые проявления агрессивности, жестокости, демонстративности.

Не менее распространёнными в образовательной среде являются конфликты межличностного взаимодействия. Центральное место среди таких конфликтов занимают противоречия взглядов, позиций, мнений, установок, систем ценностей, мировоззрений и т.п. [19, c. 29].

Имеется мнение, что школа по сравнению со многими другими учреждениями, отличается обилием всевозможных межличностных, групповых, ролевых взаимосвязей, причем порой запутанных, тесно переплетенных и неоднозначных. Всё это означает то, что школа, а если говорить более узко, учебный класс является средой, в которой наиболее часто возможны различные конфликты [24, c. 7].

Но всё же школа не единственная среда, в которой могут происходить конфликты. Семья, компания сверстников и друзей также являются средами, в которых могут рождаться те или иные конфликты.

Общение со сверстниками является главной составляющей в жизнедеятельности подростка. Большое влияние (не только положительное, но и отрицательное) на него оказывают его товарищи, одноклассники. К сожалению, не всегда родители и учителя способны понять механизм этого влияния. Подросток не видит себя вне коллектива. Бурные эмоции вызывают у него все события, которые могут произойти в его коллективе. В кругу своих друзей и одноклассников у него есть возможность выразить своё положительное или отрицательное отношение к школьным событиям, учителям и т.д. Это очень важно. Изолированность же от коллектива, либо потеря друга, ссоры со сверстниками и непонимание родителей расценивается подростком, как «драма».