Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Специфика обиды и интернет-зависимости в подростковом возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Средние значения агрессивных черт личности по методике Баса-Дарки в исследуемых группах

В группе:

U при сравнении групп:

без зависимости

(1)

риска

(2)

аддиктов

(3)

ср.зн.

ср.от.

ср.зн.

ср.от.

ср.зн.

ср.от.

1 и

2

2 и 3

1 и 3

Физическая агрессия

31,4

12,9

40

18,5

63,8

14,1

43

60

11

Вербальная агрессия

48,57

15,5

54

7

68,2

21,04

35

48

64

косвенная агрессия

58,9

15,3

63,25

16,3

72,7

15,1

68

68

71

негативизм

56,4

29,7

65

14,1

65,5

17,8

55,5

68,5

119

раздражительность

34,7

17,2

51,75

19

57,5

16

26,5

62

41,5

подозрительность

48,5

16,5

68,75

11,2

69,4

12,5

18

70,5

41

обида

46,4

18,8

58,5

17

67

13,5

37,5

43,5

44,5

чувство вины, аутоагрессия

55

25,5

60,5

22,7

64,1

24,2

49

68

104

индекс агрессии

138,9

32,86

157,25

16,4

202,8

37

35,5

19

21

индекс враждебности

95

30,88

127,25

17,9

136,6

16,84

21

49,5

30


*Различия достоверны при p≤0,05, ** различия достоверны при р≤0,01

Статистически значимых различий по шкале физической агрессии, при сравнении группы без зависимости и группы риска, получено не было. В обеих группах показатели находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что респонденты из группы риска и без зависимости в примерно равной мере готовы выразить свою физическую агрессивность, уровень которой в пределах нормы. Выражение физической агрессивности означает готовности применить физические действия в отношении других лиц или показать свою готовность к применению силы. При дальнейшем сравнении, в группах риска и зависимости, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. При сравнении группы без зависимости и аддиктов было выявлено, что различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы и критерий Uэмп = 11. Опираясь на это, можно сказать, что при интернет-зависимости уровень физической агрессии выше (данный показатель на повышенном уровне), чем у тех подростков, который входят в группу свободных от интернет-зависимости.

По шкале вербальной агрессии статистически значимых различий в группах без зависимости и риска не выявлено. В группе без зависимости показатель находится на среднем уровне. При дальнейшем сравнении, в группах риска и зависимости, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. При сравнении показателей в группах без зависимости и с аддикцией выявлено статистически значимое различие в показателях. В группах показатель на повышенном уровне.

По шкале косвенной агрессии статистически значимых различий в группах без зависимости и риска; в группах риска и группах с зависимость, а также в группах без зависимости и с зависимостью не выявлено. Во всех группах данный показатель на высоком уровне. Из этого можно сделать вывод, что вне зависимости от пристрастия к Интернету, подростки имеют довольно высокий уровень косвенной агрессии.

Общий индекс агрессивности в группе без зависимости и в группе риска по критерию Манна-Уитни - 35,5, что свидетельствует о статистически незначимых различиях по данному признаку. При дальнейшем сравнении в группах риска и с зависимостью выяснилось, что статистические различия значимы, а также в группах без зависимости и с зависимостью. Однако индекс агрессивности на высоком уровне в каждой группе.

Таким образом, можно сказать, что общий уровень агрессии выше у подростков с интернет-зависимостью. Молодые люди с интернет-аддикцией, в сравнении с другими испытуемыми более агрессивны и склонны проявлять как физическую, так и вербальную агрессию, они менее адаптированы.


Более наглядно динамику можно увидеть на рисунке 6.

Рис.6. Средние значения показателей агрессии в исследуемых группах

Далее проводилось сравнение показателей, выражающих суммарно индекс враждебности. Данный индекс суммируется из показателей по шкалам: подозрительность и вина.

По шкале подозрительность статистически значимые различия выявлены в группе без зависимости и группе риска, а также при сравнении групп без зависимости и с зависимостью. Только при сравнении показателей по группам риска и зависимости статистически значимых различий не выявлено. Данные свидетельствуют о том, что показатель подозрительности увеличивается в связи с ростом интернет-зависимости. В границах нормы показатель в группе без интернет-зависимости, в группах с риском интернет-аддикции и аддиктов на высоком уровне.

По шкале обида статистически значимых различий в группах без зависимости и риска, а также в группах риска и зависимости, - не выявлено. Однако при сравнении показателей по группе без интернет-зависимости и группе с интернет-зависимости выявлены статистически значимые различия. Данные подтверждают, что такое эмоциональное состояние как обида повышается с повышением показателя по интернет-зависимости.

По индексу враждебности выявлены статистически значимые различия при сравнении показателей у подростков без интернет-зависимости и с интернет-зависимостью, а также у подростков без интернет-зависимости и находящихся в группе риска.

Более наглядно динамику можно увидеть на рисунке 7.

Рис.7 Шкалы: подозрительность, обида и индекс враждебности в группах

По трем показателям, негативизм, раздражительность и вина также были произведены подсчеты. Данные показатели в индекс враждебности и индекс агрессии не входят, но позволяют наиболее полно рассмотреть особенности личности и сделать критические выводы о личностных качествах.

Статистических различий по шкале негативизм не выявил значимых при сравнении групп. Средний балл по группам на повышенном уровне, что говорит о средней степени адаптированности и агрессивности.

По шкале раздражительность, которая показывает, что при возбуждении, которое вызвано внешними факторами, человек способен быстро, часто мгновенно негативно отреагировать, статистически значимые различия выявлены в группе без зависимости и группе риска, а также при сравнении групп без зависимости и с зависимостью. Только при сравнении показателей по группам риска и зависимости статистически значимых различий не выявлено. Данные свидетельствуют о том, что показатель раздражительность увеличивается с ростом уровня зависимости от интернета.


Шкала вина, или аутоагрессия, показывает насколько человек убежден в том, что он злой или плохой и поступает соответственно своим представлениям о себе. Выявлено, что интернет-аддикция незначительно влияет на данное чувство у подростков. Более наглядно данные показатели можно увидеть на рисунке 8.Результаты по методикам находятся в приложении 1.

Рис.8 Шкалы: негативизм, раздражительность и вина в группах.

Анализ показывает, что средний показатель индекса агрессивности находится на высоком уровне у всех групп подростков. Индекс враждебности также на высоком уровне. В тоже время очевидно, что в группе риска и группе с интернет-аддикцией показатели выше. Особую выраженность имеет эмоциональное состояние обиды. На графиках также наглядно видна данная информация. Следовательно, гипотеза о невербальное проявлении обиды у подростков с интернет-зависимостью подтверждается на основе проведенного исследования.

Выводы по главе 3

1. В исследовании приняло участие 40 человек. Из них 17 (42,5%) девушек и 23 (52,5%) юноши. Уровень интернет-зависимости у 18 человек определен как преобладающий высокий; в другой группе 8 человек, которые характеризуются как группа риска по интернет-зависимости. В третьей группе – 14 человек - преобладает низкая степень аддикции, или ее отсутствие. Далее использовалась методика на выявление эмоционального состояния обиды, чтобы выявить уровень в подростковом возрасте. В группе аддиктивных личностей уровень выше, чем у тех, кто от нее свободен. Также у испытуемых с аддикцией отмечается выше уровень вербальной и косвенной агрессии. Следовательно, существует статистически значимая связь между интернет-зависимостью и уровнем агрессии. Взаимосвязь между агрессивными чертами и интернет-аддикцией подтверждает гипотезу: повышение уровня интернет-зависимости связано с агрессивными чертами личности и эмоциональным состоянием обиды.

2. Наблюдается наличие взаимосвязей между интернет-зависимостью и проявление эмоционального состояния обиды. Невербальное проявление в данном случае рассматривается как поведение человека, например, проведение времени в онлайн-игре.

Заключение

Данная работа посвящена актуальному вопросу интернет-зависимости и невербальному проявлению обиды. Более детально изучалось проявление обиды в контексте аддиктивного состояния.

При проведении психологического исследования была поставлена цель работы, которая достигнута. Описаны особенности личности склонных к интернет-зависимости юношей и девушек. Для диагностики использовались тесты на выявления уровня интернет-зависимости, на агрессивные черты личности, которые включают в себя обиду как эмоциональное состояние. В тестировании приняли участие 40 юношей и девушек. Полученные результаты были изучены методами статистического анализа, благодаря чему удалось выявить эмоционального состояния обиды при интернет-аддикции.


Предположение о том, что уровень эмоциональной обиды и невербального проявления ее в виде ухода в интернет-реальность, у молодых людей с интернет-зависимостью, будет отличаться от уровня этих же эмоциональных состояний без зависимости, подтвердилось. Метод статистического анализа показал различные уровни этого эмоционального состояния у аддиктов и не-аддиктов.

Все полученные результаты соответствуют поставленным задачам. Было рассмотрено понятие интернет-зависимости, особенности личности, попадающей в зависимость, влияние на человека, а также была рассмотрена классификация интернет-зависимого поведения. Таким образом невербальные проявления являются более сложным явлением. Обида рассматривается как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость. Хотелось бы отметить, что для коррекционной работы необходимо не только работа с подростком, но и с родителями.

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. –431 с.
  2. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2006. — МГИМО-Университет, 2006
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). – М.: Наука, 2000. –358 с.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2000. – 336 с.
  5. Ворохов А.Д., Ершов Б.Б., Файн А.П. Агрессия как возможный пусковой механизм саморазрушающегося поведения у подростков //Саморазрушающееся поведение у подростков.-Л.: ПНИИ им. Бехтерева, 1991. –80-85с.
  6. Забелина Д. Е. Особенности эмоциональных реакций подростков с компьютерной игровой зависимостью // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. С. 81-84.
  7. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология. – 2005. - № 1.С. 65
  8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. –190 с.
  9. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст]//Психол. журн. - 2003. - Т. 24, № 2.
  10. Изард К.Э Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  11. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства». - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  12. Ильин Е.П. «Психофизиология состояний человека» — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
  13. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Амфора, 2001. – 349 с.
  14. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). - М.: Альфа, 2013. - 320 с.
  15. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков// Образовательные технологии и общество. - 2013. - №4, С.25-28
  16. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. – М.: Лань, 1999. –127с.
  17. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с. Пырьев Евгений Александрович
  18. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с.
  19. Пырьев Е.А. Проблемное вопросы исследования эмоциональных мотивов в поведении человека // Вестник БГУ. - 2011.- №5. – С.7−11.
  20. Райс Ф., Долджин К. Мастера психологии. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. —816 с.
  21. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – N1. – C. 82–88.
  22. Рыбникова Е.С. К проблеме дифференциации психических и эмоциональных состояний // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2010. -№1. -С.130−132.
  23. Свешникова Л. Рефлексивные техники эмоциональных состояний детей/по ред.  Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. – М.: Учитель, 2017 – 58 с.
  24. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. – N1. – C. 17–26.
  25. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  26. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. «Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А.Басса и А.Дарки» Методические рекомендации. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. –66 с.
  27. Хренников О.В. Типология и структура невербальных проявлений агрессивного поведения в различных этнических группах. Атореферат диссертации на соискание научной степени кандидата биологических наук // Таврический журнал психиатрии. –1997. – Т.1., № 3. – С. 96–103.
  28. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение). – Спб.: Питер Пресс, 1997. – 606 с.
  29. Шульговский В. В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.- с. 277.