Файл: Управленческий учет производственной деятельности (Оценка эффективности управленческого учета).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управленческого учета как особой области экономических знаний
1.1 Сущность и назначение управленческого учета
1.2 Состав управленческой отчетности
1.3 Пользователи управленческого учета
2. Управленческий учет в ООО «Ермак»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
2.2 Система управленческого учета на предприятии
2.3 Оценка эффективности управленческого учета
2.4 Предложения по совершенствованию ведения управленческого учета в ООО «Ермак»
Необходимо отметить, что все рассчитанные в отчетах стимулы сбыта изначально заложены в стоимость, для того, чтобы предприятие было в прибыли даже с учетом льгот и скидок.
В ходе проведения политики продвижения товаров предприятие использует такие методы, как реклама, затраты по которой так же предоставляют в своих отчетах отел рекламы и сбыта (табл.2.4):
Таблица 2.4 Затраты на рекламу
СМИ |
Название |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Реклама на радио |
Радио «Сахалин» |
5760 |
6393,6 |
7096,90 |
Реклама в прессе |
Газеты «Бизнес Курьер» |
17280 |
19180,8 |
21290,69 |
«Капитал Экспресс» |
20160 |
22377,6 |
24839,14 |
|
«Объявления» |
3960 |
4395,6 |
4879,12 |
|
Всего |
47160 |
52347,6 |
58105,84 |
Финансовая управленческая отчетность в ООО «Ермак» осуществляется планово-экономическим отделом под руководством главного экономиста (табл.2.6).
Таблица 2.6 Система распределения финансов предприятия на 2005 г.
Бюджеты |
Производственные подразделения |
Административно-управленческий персонал |
Итого сводный бюджет |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Производственный участок 1 |
Производственный участок 2 |
Монтажные участки |
МТС |
Бухгалтерия и ПЭО |
Служба УП |
ПТО, отдел производства |
||||
1. Фонд оплаты труда |
1231,61 |
1024,55 |
1458,02 |
985,69 |
1074,65 |
824,55 |
1911,23 |
922,31 |
1024,8 |
10457,5 |
2. Материальные затраты |
126,22 |
131,24 |
168,54 |
123,44 |
121,07 |
75,23 |
98,25 |
85,61 |
95,24 |
1024,84 |
3. Энергопотребление |
15,23 |
18,54 |
26,48 |
22,13 |
25,44 |
12,33 |
24,55 |
11,47 |
11,98 |
168,15 |
4. Амортизация |
12,34 |
16,54 |
13,47 |
14,87 |
11,23 |
1,23 |
2,54 |
1,89 |
2,87 |
76,98 |
5. Прочие расходы |
9,62 |
8,53 |
7,56 |
6,24 |
7,54 |
2,34 |
4,56 |
5,6 |
3,4 |
55,39 |
S. Итого (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) |
1395,02 |
1199,4 |
1674,07 |
1152,37 |
1239,93 |
915,68 |
2041,13 |
1026,88 |
1138,3 |
11782,9 |
7. Кредитный бюджет |
895,23 |
895,23 |
||||||||
8. Налоговый бюджет |
54,23 |
59,85 |
45,27 |
49,57 |
38,43 |
15,26 |
18,96 |
14,58 |
16,24 |
312,39 |
9. Итого сводный бюджет (стр. 6 + стр. 7 + стр. 8) |
2844,27 |
2458,65 |
3393,41 |
3249,54 |
2518,29 |
1846,62 |
4101,22 |
2068,34 |
2292,9 |
12990,5 |
На основании отчета можно сделать вывод, что показатели бюджетов предприятия рассчитываются по каждому цеху и отделу предприятия, что необходимо для стабильной деятельности предприятия, что позволяет планомерно и целенаправленно распределять средства чистой прибыли для дельнейшей устойчивой деятельности.
Управленческий учет по динамике плановой и фактической численности персонала составляет отдел кадров ООО «Ермак» (табл.2.7).
Таблица 2.7 Динамика плановой и фактической численности персонала
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
|||||
Факт 2004 г. |
План 2005 г. |
Факт 2005 г. |
Абсолютное |
Относительное,% |
|||
План2005/ факт 2004 |
Факт2005/ План 2004 |
2004/ 2003 |
2005/ 2004 |
||||
Плановая численность персонала |
180 |
185 |
190 |
5 |
5 |
102,8 |
102,7 |
Среднесписочная численность |
179 |
183 |
192 |
4 |
9 |
102,2 |
104,9 |
служащих |
45 |
46 |
48 |
1 |
2 |
106,32 |
117,02 |
рабочих |
134 |
137 |
144 |
3 |
7 |
100,87 |
100,66 |
Недостаток персонала, % |
0,99 |
0,99 |
1,01 |
0 |
0 |
99,5 |
102,2 |
Анализируя данные управленческого учета отдела кадров, можно увидеть незначительное отклонение фактических показателей численности от плановых. В 2005 г. наблюдается переизбыток в размере 2,2 %. Рост численности персонала обусловлен увеличением объемов работ предприятия. Ежегодно наблюдается незначительный рост численности персонала, это связано с тем, что на предприятии низкая текучесть персонала и в замещении нет значительной необходимости. Набор нового персонала связан в основном с расширением деятельности предприятия.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним работником за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.
Такой анализ проводится отделом кадров при участии главного инженера по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию Данный анализ необходим для того, чтобы сопоставить уровень квалификации персонала, производительности труда и качества выполняемых работ (табл. 2.8).
Таблица 2.8 Анализ производительности труда в ООО «Ермак»
Показатель |
Факт 2005 |
План 2005 |
Факт 2005 - План 2005 |
Факт 2005 / План 2005 |
Среднесписочная численность |
179 |
183 |
-4 |
97,81 |
служащих |
45 |
46 |
-1 |
97,83 |
рабочих |
134 |
137 |
-3 |
97,81 |
Удельный вес рабочих в общей численности персонала, % |
71 |
74 |
-3 |
95,95 |
Отработано дней одним рабочим за год |
251 |
256 |
-5 |
98,05 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч |
7,21 |
7,36 |
-0,15 |
97,96 |
Общее количество отработанного времени всеми рабочими за год, ч |
242501 |
258130 |
-15629 |
93,95 |
Одним рабочим, чел. ч |
1809,71 |
1884,2 |
-74,49 |
96,05 |
Среднегодовая выработка одним работником, тыс. руб. |
1503,41 |
1743,77 |
-240,36 |
86,22 |
Среднегодовая выработка одним рабочим, тыс. руб. |
2008,28 |
2329,27 |
-320,99 |
86,22 |
Анализируя данные управленческого учета производительности труда, можно наблюдать отклонение выработки от плана, она снизилась до 86,22 %, снижение времени продолжительности фактического рабочего дня от планового.
Анализ и оценка управленческого учета в ООО «Ермак» позволил сделать вывод, что по всем направлениям на предприятии этот процесс составления отчетности ведется целенаправленно, затрагивает все элементы организации, используя те возможности и потенциал, которые предлагает предприятие.
Но наблюдается тот факт, что управленческий учет осуществляется каждым отделом в рамках его компетенции, что снижает ее эффективность, так как нет головного центра на предприятии, который позволял бы концентрировать все отчеты отделов предприятия относительно их деятельности, обобщать и на их основании составлять общий краткосрочный и долгосрочный план деятельности предприятия, производить анализ деятельности и эффективно реализовывать дальнейшие планы, на основании результатов управленческого учета.
2.4 Предложения по совершенствованию ведения управленческого учета в ООО «Ермак»
Для повышения эффективности ведения управленческого учета в ООО «Ермак» предлагается внедрить отдел маркетинга на предприятии, который будет являться головным центром на предприятии, что позволит концентрировать все отчеты отделов предприятия относительно их деятельности, обобщать и на их основании составлять общий краткосрочный и долгосрочный план деятельности, производить анализ деятельности и эффективно реализовывать дальнейшие планы, на основании результатов управленческого учета.
Рассматривая финансовый аспект, определим, сколько человек необходимо ввести в штат ООО «Ермак» для создания отдела маркетинга (табл.2.9):
Таблица 2.9 Формирование личного состава отдела маркетинга ООО «Ермак»
Наименование отдела |
Специалист |
Чел. |
Отдел маркетинга |
Начальник отдела |
1 |
Специалисты |
2 |
|
Всего |
3 |
Для внедрения отдела маркетинга, необходимо принять в ООО «Ермак» три специалиста.
Охарактеризуем затраты на внедрение отдела маркетинга и на каждого принятого специалиста в табл. 2.10:
Таблица 2.10 Единовременные и постоянные затраты на внедрение отдела маркетинга
Статья расходов |
Сумма, тыс.руб. |
1. Единовременные затраты на внедрение отдела маркетинга в т.ч.: |
349 |
Офисная мебель |
125 |
Оргтехника |
143 |
Методическая литература |
26 |
Компьютерные тематические программы |
39 |
Канцелярские принадлежности |
16 |
2. Постоянные расходы (на 1 специалиста в год), в т.ч.: |
207,99 |
Эл. Энергия |
2,43 |
Вода |
1,15 |
Амортизация помещения |
1,26 |
Амортизация оборудования |
3,25 |
Заработная плата |
180 |
ЕСН |
5,4 |
Методическая литература |
4,3 |
Канцелярские принадлежности |
7,2 |
Прочие расходы |
3 |
3. Постоянные затраты на 3-х введенных специалистов (в год) |
623,97 |
Всего затрат в год (гр.1 + гр.3) |
972,97 |
Учитывая необходимые единовременные затраты на внедрение отдела маркетинга в размере 349 т.р. и ежегодных затрат на трех специалистов в размере 623,97 тыс. руб., можно сделать вывод, что учитывая результаты финансовой деятельности ООО «Ермак» не составит труда выделить данную сумму из резерва предприятия на развитие его деятельности, т.к. нераспределенная прибыль предприятия на конец 2005 г. составляет 2930 тыс. руб. (прил.1).
Произведем расчет экономической эффективности внедрения отдела маркетинга на предприятии (табл.2.11):
Таблица 2.11 Исходные данные для экономического обоснования предложенного мероприятия
Наименование |
Показатели |
|
1. |
Объем производственной деятельности, заказов строительных работ, в год |
102 |
2. |
Средняя цена единицы производственных работ |
2606 тыс.руб. |
3. |
Себестоимость строительных работ |
1852 тыс.руб. |
4. |
Налоги и сборы |
62 % |
5. |
Фактор инфляции |
1,08 |
6. |
Годовая процентная ставка |
12 % |
7. |
Фактор производственного риска |
0,75 |
8. |
Затраты на внедрение мероприятия |
972,97 тыс. руб. |
9. |
Продолжительность действия мероприятия |
1 год |
Экономический эффект разработки и внедрения отдела маркетинга для совершенствования ведения и эффективности использования управленческого учета определяется по следующей формуле (2.1):
Э =(Ц — С — Н) N — Т х 3 х Ф (2.1)
где Эт — ожидаемый экономический эффект для предприятия при внедрении отдела маркетинга; Ц - прогноз цены строительно-монтажных работ; С - прогноз себестоимости строительно-монтажных работ; Н - прогноз налогов по строительно-монтажным работам; N - прогноз объема СМР в год разработки мероприятий; Т - год внедрения мероприятия; З - затраты на внедрение отдела маркетинга; Ф - фактор производственного риска.
Экономия по продукции с учетом факторов риска равна:
Э = (2606– 1852 - (2606-1852) х 62/100) х 72 - 972,97 х 0,75 х 1 = 19898,27 тыс.руб.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения отдела маркетинга составит: Э = 19898,27 х 1,08 / 1,1 = 19536,48 тыс.руб.
Заключение
Объектами управленческого учета являются производственная деятельность предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.
Цели управленческого учета:
- оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
- контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности;
- обеспечение базы для ценообразования;
- выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.