Файл: Бренд как конкурентное преимущество компании (Особенности бренда Neste и история его формирования).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретическая характеристика бренда компании как конкурентного преимущества
1.1. Понятие и элементы бренда компании
1.2. Торговая марка как образ бренда компании
2. Анализ бренда компании NESTE
2.1. Особенности бренда Neste и история его формирования
2.2. Исследование влияния конкурентов на управление брендом
3. Совершенствование управления брендом компании NESTE
3.1. Увеличение ассортимента товаров под брендом Neste
3.2. Франчайзинг как способ распространения бренда
3.3. Привлечение внимания аудитории путем участия в благотворительных мероприятиях
Процесс формирования торговой марки является трудоемким, творческим, имеющим ряд хитростей и нюансов. Он состоит из следующих основных этапов:
- Анализ характеристик товара, для которого создается марка. Оценка его отличительных качеств, постановка цели позиционирования на рынке.
- Определение ключевых элементов будущего знака, как символа компании, отрасти, конкретной продукции.
- Непосредственная разработка торговой марки - названия, дизайна (если выбран словесный, изобразительный или комбинированный вид) и т.д.
- Выбор двух-трех вариантов из предложенных эскизов (или иных продуктов разработки) для их проверки посредством создания фокус- групп.
- Юридическая проверка знаков (обозначений), выбранных в результате деятельности фокус-групп. Проверка осуществляется согласно выбранным критериям. Важно выявить не только аналогичные, но и схожие обозначения.
- Сравнение эскизов (выбранных вариантов торговой марки) с информацией, полученной в результате поиска по базам зарегистрированных знаков.
- При необходимости, корректировка обозначений, позволяющая избежать сходств с существующими, представленными на рынке, марками.
- Утверждение конечного варианта обозначения[15].
Существует множество вариантов и видов торговых марок, создаваемых на основе различных «материалов» - графических, словесных, звуковых и т.д. Но, не смотря на характер обозначения, неизменно актуальными остаются следующие требования[16]:
- Новая товарная марка должна быть уникальной;
- Новая товарная марка должна иметь максимум различий с другими торговыми знаками;
- Новая товарная марка должна привлекать к себе внимание;
- Новая товарная марка должна быть информативной;
- Новая товарная марка должна создавать положительное впечатление;
- Новая товарная марка должна хорошо запоминаться;
- Новая товарная марка должна быть лаконичной.
Дизайн новой торговой марки должен разрабатываться компанией с учетом специфики товара и особенностей деятельности самой фирмы. Он может использовать некоторые элементы существующего фирменного стиля или быть независимым от корпоративного оформления компании- производителя.
Таким образом, формирование торговой марки являет важным условиям для эффективного бизнеса компании на рынке.
2. Анализ бренда компании NESTE
2.1. Особенности бренда Neste и история его формирования
Neste является топливной компанией, с производственным акцентом на премиум-качество, обеспечивающего низким уровнем выбросов топлива. Компания производит широкий спектр основных нефтепродуктов и является ведущим в мире поставщиком дизельного топлива. Компания достигла уровня чистого объема продаж 17,5 млрд. евро в 2013 году и насчитывает около 5000 человек коллектива.[17]
История бренда Neste началась в 1948 г.
В 1948 году в Финляндии был основан бренд компании «Neste» («neste» в переводе на русский язык - «жидкость»). Впервые производственные мощности компании в г. Наантали выпустили продукцию под брендом Neste в 1950 г.
Наиболее активно бренд Neste развивался и продвигался на рынках в течении 70-ых годов прошлого века. В данный период бренд Neste стал самой популярной и большой компанией в Финляндии по производству масел и продуктов нефтепереработки. В этот период мощности выпуска продукции под брендом Neste выросли до 14-15 млн. тонн в год. Neste стала также и самой крупной судоходной компанией Финляндии. В 1980 году началось международное продвижение бренда Neste в таких сегментах мирового рынка как: области химии, трейдинга. Тогда же бренд Neste стал позиционироваться как сеть фирменных бензозаправочных станций. В 1990-х годах начали действовать бензозаправочные станции под брендом Neste в регионе балтийского моря (Эстония, Латвия, Литва, Россия - Санкт-Петербург и Польша).[18]
Очень важным для развития бренда Neste был 1995 год, когда компания была зарегистрирована на фондовой бирже Хельсинки. В 1997 году Министерство торговли и промышленности Финляндии выдвинуло предложение по объединению Neste и другой крупной энергетической финской компании IVO (Imatran Voima). Так в 1998 году была основана самая крупная в северной Европе энергетическая компания Fortum. 1990-е годы были также знаменательны тем, что тогда начали действовать заводы по выработке базовых масел PAO и EHVI в Бельгии и Финляндии.
В 2005 году произошел новый поворот в истории развития бренда Neste, когда Fortum разделилась на две независимые компании. Так окончательно сформировалась современая нефтеперерабатывающая компания Neste.
Сейчас Neste входит в мировой список 100 самых устойчивых корпораций в мире и был выбран в устойчивости Доу-Джонса World Index в течение нескольких лет подряд. CDP перечислил Neste входит в число лучших исполнителей в нефтяной и газовой отрасли.
Основные показатели деятельности Neste приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели Neste в 2015 г.[19]
Показатель |
Значение на конец 2015 г. |
1. Рыночная капитализация |
3,7 млрд. евро по состоянию на 31 декабря 2015 |
2. Оборот |
17,5 млрд. евро в 2015 году |
3. Допуск ценных бумаг к официальной торговле на фондовой бирже |
Включенный в список в NASDAQ OMX Хельсинки |
4. Штаб-квартира |
Эспоо (Финляндия) |
5. Количество сотрудников |
около 5000 |
6. Крупнейшая акционером |
Правительство |
7. В бизнесе с |
Neste (Neste) была создана в 1948 году |
8. Сферы бизнеса |
Нефтепродукты и возобновляемых источников энергии и нефти Розничная торговля ГСМ |
Бизнес Neste реализован в двух областях:
1. НПЗ Neste производит широкий спектр основных нефтепродуктов и дизельного топлива, а так же авиационного топлива, брендовых марок разработанных Neste
2. Торговля маслами.
На рисунке 1 приведены регионы присутствия компании.
Рис. 1. Регионы присутствия компании Neste
Современная стратегическая цель Neste - стать одним из ведущих в мире поставщиков топлива с низким уровнем выбросов. Для достижения данной цели Neste в 2013 г. вышла с маркой NExBTL на рынок США.
Neste запустила новый дизельное топливо премиум-качества, Neste Pro Дизель. Neste Pro Дизель первый в мире дизельного топлива соблюдать самых сложных дизельного спецификации, составленной в рамках Всемирной топлива стандарта (ВТХ) по автомобильной.
В России интересы компании представляет ООО «Несте Санкт-Петербург». Деятельность компании в Санкт-Петербурге началась с создания в 1990 году совместного российско-финского предприятия «Петро Сервис». Учредителем компании с финской стороны была компания Neste. Постепенно развиваясь, «Петро Сервис» превратился в ООО «Несте Санкт-Петербург» в его современном виде. Компания ООО «Несте Санкт-Петербург» была создана в 2003 году в Санкт-Петербурге.
Уставный капитал компании «Несте Санкт-Петербург» по состоянию на момент прохождения практики оценивался в размере 1052820873 руб. Форма собственности компании «Несте Санкт-Петербург» - Собственность иностранных юридических лиц - Neste.[20]
Основные виды деятельности компании «Несте Санкт-Петербург» на рынке включают три направления:
1. розничная торговля моторным топливом,
2. предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств,
3. оптовая торговля топливом.
В сеть АЗС компании «Несте Санкт-Петербург» входит более 70 автозаправочных станций различных типов, расположенных в Санкт- Петербурге и на Северо-Западе России, данная сеть является общей сетью Neste в странах Балтии и Финляндии - всего в сеть входит более 1500 АЗС. Основным брендовым продуктом компании является топливо с присадками нового поколения Futura выведенное на рынок Санкт-Петербурга в апреле 2014 года.
Сводная таблица основных показателей «Несте Санкт-Петербург» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Профиль основных показателей деятельности «Несте Санкт-Петербург» 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Изменения |
Выручка. |
190233 |
179046 |
220437 |
30204 |
С ебестоимость. |
92365 |
92365 |
133495 |
41130 |
Численность. |
106 |
106 |
108 |
2 |
Прибыль (чистая) |
35042 |
34647 |
37398 |
2356 |
Рентабельность продукции. |
37,94 |
37,51 |
28,01 |
-9,93 |
Рентабельность продаж, |
26,8 |
27,9 |
22,01 |
-4,79 |
Рентабельность фондов. |
17,8 |
19,7 |
15,36 |
-2,44 |
Фонд заработной платы |
1490 |
1620 |
1748 |
258 |
Фондоотдача. |
1,7 |
1,41 |
2,7 |
1 |
Фондовооруженность. |
5047,051 |
4881,833 |
6407 |
1359,949 |
Дебиторская задолженность. |
41711 |
82318 |
110913 |
69202 |
Ликвидность. |
0,08 |
0,02 |
0,16 |
0,08 |
Кредитоспособность. |
1,1 |
1,02 |
1,07 |
-0,03 |
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на сложные макроэкономические условия «Несте Санкт-Петербург» удалось сохранить потенциал для дальнейшего развития, но компании необходимо повысить эффективность использования ресурсов деятельности.
На управление брендом Neste оказывают национальные особенности российского менеджмента. Особенности системы управления брендом Neste в России выражаются в следующем:
1. Долговременный характер систем управления брендом Neste в России.
Построение системы управления брендом Neste в России - длительный и трудный процесс. Как показывает опыт управления брендом Neste накопленное количество переходит в новое качество и вызывает подъем, процесс развития бренда носит в России, таким образом, ступенчатый характер. Следовательно, поскольку системе управления брендом Neste присуща историческая преемственность, можно говорить о долговременном характере этого феномена.
2. Непринудительный характер внутрикорпоративного управления брендом Neste.
Непринудительный характер управления брендом Neste, воплощается, в «мягком» сдерживании корпоративной политики, нацеленном на тех, кто признает и одобряет организационные усилия по управлению брендом Neste. По отношению к тем сотрудникам, которые не признают нормы организационной культуры, могут применяться привычные прежде средства принудительного воздействия, дабы сдерживать высказывания и действия, не согласующиеся с организационной культурой предприятия.
3. Относительная устойчивость системы управления брендом Neste.
Процесс формирования, развития и функционирования системы управления брендом Neste не может дать немедленные результаты, он носит долговременный и циклический характер, являясь результатом практической и управленческой деятельности, он требует накопления и обобщения опыта..
4. Динамичность системы управления брендом Neste.
Система управления брендом Neste в условиях России характеризуется не только относительной устойчивостью, но и динамичностью, находящимися в непротиворечивом единстве, где устойчивость поддерживается в ходе постоянных изменений. Динамичность управления брендом Neste заключается в самом процессе долговременного становления взаимодействия от неоформленного состояния к первично оформленному и далее к собственно системному виду. Возможные принципиальные изменения внутренней и внешней среды бренда Neste, влекут обновление ментальных установок, что, в свою очередь, стимулирует перестройку системы, инновации и развитие бренда.