Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность и виды корпораций
1.1.Понятие корпорации как корпорации как социальной общности
1.2. История возникновения и виды корпораций
Глава 2. Правовые проблемы регулирования деятельности холдингов в Российской Федерации
2.1. Применение организационной формы холдинга в современной российской экономике
2.2. Направления совершенствования законодательства о холдингах
Нельзя не отметить, что корпорации представляют собой такие социальные объединения граждан, которые могут проявляться абсолютно в любой сфере жизнедеятельности общества, а не только в экономической. Ряд корпораций занимается такими видами деятельности, которые фактически невозможно назвать предпринимательскими, поскольку не ставятся задачи извлечения прибыли, хотя и эта деятельность также нуждается в правовом регулировании. При этом под корпорациями предлагаем понимать любые, а не только занимающиеся предпринимательской деятельностью, самоуправляющиеся объединения и союзы граждан.
При этом необходимо изучение не только взаимоотношений корпораций и государства на определенном этапе исторического развития, но и каким образом корпорации пытались урегулировать свои отношения с другими корпорациями и обществом в целом.
Считаем, что корпорация обладает многими признаками, присущими любой социальной общности людей. Исходя из этого, в дефиниции корпорации, как социальной общности, основанием выделения из каких-либо других социальных совокупностей людей, главным будет являться объединение людей по отношению к правовым культурным ценностям на основе общности их интересов, в том числе экономических, а также форма самоорганизации совместной деятельности людей для достижения этих интересов. [32.C.12]
Поскольку корпорации представляют собой объединения граждан, которые основываются на самоуправлении, необходимо детальное исследование всех аспектов этого общественного процесса. В настоящее время как факт признается то, что самоуправление — это неотъемлемая черта общественного устройства. Под правовой культурой корпораций в данном случае следует понимать, как разновидность общей культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей самоуправления в области права, так и сложное явление в системе гражданского общества. В свою очередь термин «гражданское общество» выражает определенный тип общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. [33.C.3]
То есть под гражданским обществом понимается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Одним из таких исторически выработанных критериев, может являться самоуправление в различных объединениях граждан (корпорациях). Совершенно необходимо придать понятию самоуправления более широкий и общий характер. С этой целью следует рассматривать корпорации как полностью самоуправляющиеся объединения граждан.[35.C.76] А под «самоуправлением» необходимо понимать такую организацию власти в обществе, которая была бы подлинно автономной в любом отношении от любых других органов власти, самостоятельно решала бы вопросы управления членами общества без какого-либо вмешательства со стороны вышестоящих органов власти, в том числе и со стороны государства, сама бы обеспечивала вынужденные расходы по деятельности органов и лиц, осуществляющих свои властные полномочия, осуществляя также функции разрешения споров, которые не рассматриваются государственными судами по тем или иным причинам.
Под правовой культурой самоуправления в корпорациях понимаем совокупность общественных отношений, характеризующих возможность самоуправляющихся объединений граждан, имеющих общие цели, влиять на проводимую в государстве правовую политику как путем прямого участия в делах государственных органов при помощи выборных представителей, так и опосредованно: путем активного участия в обсуждении и корректировке действующего законодательства для принятия мер к самоорганизации общества с учетом сложившихся традиций и обычаев. [39.C.88]
Логика социально-экономического развития России в начале XXI в. продиктовала необходимость возвратиться к осмыслению опыта правового регулирования деятельности различных корпораций, фактически прерванной в 1917 г. в условиях разрушения монархической государственности. [40.C.11]
1.2. История возникновения и виды корпораций
Выделим следующие основные виды корпораций, которые необходимо рассматривать как социальные общности в разрезе их исторического становления.
Прежде всего выделим такие общности людей, как территориальные (поселенческие), к которым мы можем отнести городские и сельские корпорации. Так, вопросы правового регулирования деятельности корпораций в городах Западной Европы анализировал в своей работе «Средневековые города в Западной Европе» А. К. Дживелегов. [19.C.6] Он отмечал, что многие немецкие города, а также и многие итальянские города, основанные на месте бывших римских крепостей, пользовались римским муниципальным правом, полным и неполным. При этом он отмечает роль этих городов как центров экономического обмена, что стимулируется большим количеством грамот о рыночной, монетной и таможенной привилегиях, это особенно характерно, по его выражению, при саксонских и салических императорах. [19.C.77]
Другим видом социальных общностей (корпораций) можно назвать сословия, поскольку именно сословия отличались от других социальных общностей по своему правовому статусу (положению). При этом сословные корпорации различались между собой объемом предоставленных прав и обязанностей, которые являлись по своей сути закрепленными в законодательном порядке обязательствами перед государством. [20.C.11]
Можно выделить также профессиональные корпорации, которые отличались от других социальных общностей особенностями правового регулирования организации труда.
Необходимо отдельно заметить, что в рамках курса «История правового регулирования корпоративных форм предпринимательской деятельности в России и за рубежом» для магистрантов юридического факультета Московского государственного университета, обучающихся по специальности «Правоведение» в рамках магистерской программы «Корпоративное право», студентам преподносится мысль, что корпорации в России появились лишь в XVIII в., а до этого предпринимались лишь попытки создания таких корпораций [22. 31].
Данный подход представляется по крайней мере странным, поскольку, согласно летописям и другим историческим источникам, уже в период Древней Руси можно говорить о существовании таких объединений граждан, как ватаги и артели, которые можно называть «корпорациями», естественно, учитывая релятивность (относимость) применения этого понятия к событиям многовековой давности.
Уже в эпоху Средневековья и в последующие исторические периоды становления Российского государства можно найти множество образцов профессиональных корпораций: братчины, складчины, ловецкие дружины, путиковые артели, артели бурлаков, старательские артели, артельные кузницы, артели носников (лоцманов) и кормщиков (капитанов), строительные плотничьи артели, купеческие и ремесленные сотни, а также иные самоуправляемые объединения граждан, в которых акции и процесс их оборота не применялись, тем не менее в сфере экономической (предпринимательской) деятельности это были именно корпорации. Братчины представляли собой особые союзы, существовавшие подобно гильдиям в европейских городах. [16.C.64]
К профессиональным корпорациям относим также военные организации, деятельность которых регулировалась уставами. Так, Латинский устав ордена тамплиеров (пролог) предписывал рыцарям становиться «союзниками тех, кого Господь избрал из множества погибающих (massa perditionis) и поставил по данной им благодати защитниками Святой Церкви» [15.C. 222].
В последующем на собраниях офицерских судов чести (в Российской империи — судах общества офицеров) также постоянно подчеркивалось, что охране подлежат прежде всего корпоративная честь офицерства и достоинство офицерского звания, а не отдельных личностей, в том числе и имеющих боевые заслуги. Суды общества офицеров были учреждены при полках, отдельных батальонах, артиллерийских бригадах и иных частях военного ведомства в соответствии с приказом по Военному ведомству Российской империи от 20 мая 1894 г. № 118. [15.C.72]
В настоящее время идея восстановления практики судов офицерской чести в Вооруженных Силах вновь может стать актуальной, о чем сообщал Председатель Верховного Суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев на совещании-семинаре председателей региональных судов в 2012 г., что вызвало множество откликов в СМИ, например в блоге Владислава Куликова на сайте «Российской газете»: «Офицерам пора и честь знать» [15], и письмо Виктора Блытова «О суде офицерской чести», размещенное на сайте А. Покровского [15]. По этой причине изучение деятельности этих корпоративных судов в недалеком прошлом может представлять определенный интерес.
Отметим также, что существовали и другие виды правового регулирования деятельности корпораций некоммерческой направленности, таких как братства (религиозные артели), в том числе и монастырские, образовательные, воспитательные, общежительские, политические, а также иные, исследования которых в рамках предпринимательского права фактически нет.
Так, в 1468 г. духовенство Пскова просило «на вече» о своем «управлении». Была составлена грамота и положена в «ларь» (архив); «правителями всем священством на вече пред всем Псковом посадили попа Андрея Козоу..., и Харитона» [29.C.33]. Деятельность этих органов самоуправления в религиозной корпорации до настоящего времени детально не изучена.
Исходя из сложившейся правоприменительной практики ряда западных стран с развитой рыночной экономикой можно констатировать, что корпоративные объединения в зависимости от целей их создания, степени централизации отдельных функций в интересах участников и системы управления концентрируемыми производственными, строительными, торговыми и финансовыми активами чаще всего создаются в форме концернов, а в отдельных случаях - консорциумов. [41.C.21]
Концерн (англ. concern) представляет собой корпоративное объединение с устойчивой централизацией ряда ключевых функций. Как правило, головная (управляющая) структура, в качестве которой чаще всего выступает предприятие, обеспечивающее производство конечного продукта потребления, осуществляет единое управление инвестиционными, научно-техническими, маркетинговыми функциями. Взаимодействие между участниками концерна строится на договорной основе с их обязательствами жесткого соблюдения условий внутриконцерновых соглашений. [25.C.9]
В зависимости от того, каких участников по профилю деятельности (одноотраслевых или многопрофильных) объединяют концерны, их принято делить на горизонтальные и вертикальные. Концерны в условиях конкуренции используют собственные инвестиционные возможности для комбинирования разнопрофильных производств в рамках целевых программ решения задач по освоению современных товарных позиций и усиления своего влияния в конкретном сегменте рынка. Они концентрируют патентные блоки, ноу-хау и т.п. для инновационных разработок и внедрения новой техники, выпуска конкурентоспособной продукции, а также осуществляют жесткий контроль за эффективностью на всех этапах цикла «научные разработки - производство - сбыт». [22.C.7]
По иной схеме строятся консорциумы (лат. consortium - соучастие, сотоварищество). Они представляют собой временные объединения, созданные на основе целевого соглашения для совместного размещения и (или) освоения вложений капитала при осуществлении единого инвестиционного проекта. Участниками консорциума чаще всего являются банки, страховые и инвестиционные компании, промышленные, строительные, транспортные и другие корпоративные структуры в различном сочетании. Они объединяются в целях реализации конкретных коммерческих проектов в определенном сегменте рынка на фиксированную дату или период времени. [40.C.6]
Создание производственно-хозяйственных (финансовых) комплексов по «системе участия» на основе заключенного между участниками группы договора не исключает возможности построения отношений между отдельными структурами по холдинговой модели, если состав комплекса формируется вокруг сложившегося холдинга, основное общество которого выступает в качестве объединяющего центра. В таком случае с отдельными участниками подобного производственно-хозяйственного (финансового) комплекса отношения будут строиться на договорных началах, а с дочерними обществами - на управлении через преобладающее участие в уставном капитале. [26.C.7]
Создание корпоративных объединений на таких началах можно рассматривать как формирование производственно-хозяйственного (финансового) комплекса на смешанных принципах, когда для объединения используется и модель традиционного холдинга, и система участия, базирующаяся на договорной основе. Следовательно, инициаторы формирования конкретного производственно-хозяйственного (финансового) комплекса вправе выбирать приемлемую для них концепцию построения исходя из задач, которые предстоит решать.
Следует констатировать, что в рамках действующего законодательства ФПГ как производственно-хозяйственному (финансовому) комплексу статус юридического лица не предоставляется. Это обусловлено прежде всего концепцией формирования таких групп в нашей стране, а именно стремлением сохранить за их участниками правосубъектность юридического лица, обеспечивающую им самостоятельность в ведении предпринимательской деятельности. [27.C.44]
Вместе с тем, несмотря на отсутствие у ФПГ как комплексного образования в целом совокупности прав и обязанностей, присущих юридическому лицу, необходимо отметить, что отдельные элементы правосубъектности у таких групп наблюдаются, например в отношениях, регулируемых антимонопольным либо налоговым законодательством. Так, согласно ст. 13 ранее действовавшего Федерального закона «О финансово-промышленных группах» участники группы, задействованные в сфере производства, могли быть признаны консолидированными налогоплательщиками, т.е. единым субъектом налоговых правоотношений.[28.C.6]
Отражением элементов правосубъектности ФПГ является также закрепление в ст. 15 указанного Закона в числе мер государственной поддержки деятельности таких комплексов возможного предоставления группам государственных гарантий для привлечения ими различного рода инвестиций в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике страны либо конкретного субъекта РФ. [28.C.9]