Файл: Формы проявления социальной ответственности бизнеса на внутрифирменном рынке труда.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социальная ответственность как основа устойчивости и конкурентоспособности бизнеса
1.2. Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности
1.3. Общая характеристика развития корпоративной социальной ответственности в России
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1. Краткая характеристика ОАО «МТС»
2.2. Особенности социальной политики компании ОАО «МТС»
ГЛАВА 3. ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КОМПАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ
3.1. Исследование особенностей социального развития европейских компаний
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Приоритетность и актуализация проблем социального развития предприятий определены рядом причин, основные из которых - рост важности нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческих возможностей[1]. На сегодняшний день конкурентоспособность компаний, которые действуют на мировом рынке, в большей мере обусловливается факторами, лежащими на стороне не цены, а качества. Более значимым из них является способность к восприятию последних технологических достижений и инновациям, в основе которой лежит интеллектуальный, социальный, человеческий капитал, то есть мотивация работников и качество рабочей силы. Именно данное обстоятельство задает экономические требования социализации бизнеса[2].
Цель работы – исследовать реализацию принципа социальной ответственности российских и европейских компаний на примере телекоммуникационной отрасли; провести сравнительный анализ, разработать рекомендации, направленные на совершенствование практики социальной ответственности отечественных предприятий.
Задачи работы:
- выявить современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности;
- дать общую характеристику развития корпоративной социальной ответственности в России;
- исследовать практику социального развития на примере компании телекоммуникационной отрасли – ОАО «МТС»;
- исследовать практику социального развития европейских телекоммуникационных компаний;
- выявить возможности применения европейского опыта социальной ответственности в практику российских предприятий телекоммуникационной отрасли.
Объект исследования – предприятия телекоммуникационной отрасли России и Европы.
Предметом исследования выступает социальная ответственность организаций.
В работе использовались общенаучные методы познания – индукции и дедукции, анализа и синтеза, методы системного и ситуационного анализа.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных социальной политике организаций, менеджменту, управлению персоналом, корпоративной социальной ответственности.
Информационную базу исследования составили материалы международных, российских и зарубежных исследовательских центров в области КСО, публичные отчеты о деятельности ОАО «МТС».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социальная ответственность как основа устойчивости и конкурентоспособности бизнеса
Социальное развитие организации означает изменение к лучшему в ее социальной среде. В настоящее время ключевым фактором увеличения интереса к развитию социальных функций бизнес-сообщества стал пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики с позиции расширения круга её субъектов. В последней четверти прошедшего столетия в более цивилизованных странах были сформированы достаточно высокие стандарты социальной защищенности населения, связанные с не менее высоким уровнем государственных социальных затрат[3].
Такие тенденции социально-экономического и демографического развития, как дестабилизация занятости, старение населения, падение престижности квалифицированного промышленного труда, увеличивают иждивенческую нагрузку на наиболее активную долю населения, повышают дифференциацию условий и оплаты труда различных категорий работников[4]. В целях поддержания сформировавшегося уровня социальных гарантий важен дальнейший рост объема инвестиций, который невозможно обеспечить только за счет средств государственного бюджета. Необходимо создание принципиально новых механизмов развития социальной сферы.
Большинство экспертов в качестве ещё одной причины активизации социальных функций бизнеса предлагают, что в первую очередь он должен быть равноправным партнером социального развития. И от того, насколько успешно компании смогут объединить усилия с общественными организациями и государством в развитии активной стратегии социального развития, во многом будут зависеть продуктивность бизнеса и конкурентоспосо6ность.
Еще одна причина, вызывающая потребность исследования концепции социального развития и социальной ответственности бизнеса, связана с глобализацией, обостряющей влияние крупных организаций на экономическое развитие. Национальные государства со временем теряют умение независимо формировать внутреннюю социально-экономическую политику, уступая эту роль транснациональным корпорациям. Пагубные для устойчивого развития территорий экологические и социальные результаты работы мощных транснациональных структур можно избежать только путем согласованных на международном уровне действий, нацеленных на постепенное развитие социально ориентированных моделей их поведения, объединенных понятием «корпоративное гражданство»[5].
Компании, использующие принципы социальной ответственности, имеют следующие преимущества: укрепление имиджа и репутации компании; укрепление отношений с клиентами; расширение доступа на новые рынки; улучшение финансовых показателей деятельности; появление преимуществ перед конкурентами; получение доступа к рынку высокопрофессиональной рабочей силы; развитие умений и навыков персонала, что приводит к карьерному росту и закреплению сотрудников в компании; повышение лояльности и инициативности персонала; привлечение новых партнеров; внедрение инновационных моделей развития; упрощение доступа к капиталу; повышение качества товаров и услуг.
Споры о значимости предпринимательства в мире посеяли множество аргументов за и против социальной ответственности. Аргументы в пользу социальной ответственности: возрастают темпы роста, увеличивается прибыль; увеличиваются продажи, повышается лояльность потребителей; растет конкурентоспособность; улучшается процесс управления рисками; появляется все больше возможностей заинтересовывать и удерживать сотрудников: люди хотят работать в хороших компаниях, ценности которых сходятся с их собственными; могут уменьшаться операционные расходы; сокращаются количество претензий со стороны регулирующих органов; увеличиваются производительность и качество продукта или услуги.
Аргументы против социальной ответственности: недостаточный уровень отчетности перед обществом; расходы на социальную вовлеченность; присутствует недостаток умения решать социальные проблемы; нарушение принципа максимизации прибыли.
Таким образом, формирование системного представления об управлении социальной деятельностью организации во внутренней и внешней социальной среде, об основных социально-экономических аспектах регулирования корпоративных отношений имеет большое значение в современных экономических условиях.
1.2. Современные тенденции развития корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров. Сегодня корпоративная социальная ответственность рассматривается как важная социально-экономическая категория, позволяющая описывать поведение бизнеса в экономическом и общественном аспектах. При этом КСО дает возможность максимально эффективно перераспределить общественные блага, поддерживая достаточный уровень социальной справедливости в обществе без ущерба экономической эффективности ведения бизнеса[6].
В контексте развития концепции корпоративной социальной ответственности важно рассмотреть те факторы, которые определяют заинтересованность крупных компаний в ее использовании для обеспечения собственного устойчивого развития и снижения социальных и бизнес-рисков в регионах присутствия. Укажем, прежде всего, что использование компаниями принципов корпоративной социальной ответственности определяется рядом взаимосвязанных факторов. Среди них следующие:
1. Рыночные факторы: социальная ответственность рассматривается как способ повышения конкурентоспособности бизнеса за счет укрепления репутации, роста узнаваемости бренда; расширения маркетинговых коммуникаций, роста капитализации компании, то есть это факторы прямого экономического влияния на принятие решения об использовании концепции КСО.
2. Факторы давления государства: социальная ответственность в этом случае является платой за возможность ведения бизнеса, в ряде случаев это может сопровождаться нефинансовыми преференциями со стороны органов управления или иными «властными» гарантиями для социально ответственной компании.
3. Факторы давления общества: социальная ответственность рассматривается как база для обеспечения стабильного развития бизнеса в регионе, особенно такие стимулы характеры для регионов, в которых компания является градообразующим предприятием и основная часть проживающего населения - это либо работники, либо члены семей сотрудников компании. В данном случае внешний и внутренний векторы развития КСО пересекаются и обеспечивают лояльное отношение персонала к компании, что, в конечном счете, сказывается позитивно и на экономических показателях ведения бизнеса.
4. Факторы, обусловленные этическими идеалами руководителя: социальная ответственность базируется на определенных обязательствах (они могут иметь различную природу) руководителя крупной компании перед отдельными членами или группами общества, обществом в целом. И если факторы, указанные выше, как правило, выливаются в формализованные планы осуществления социальной ответственности (включаются в стратегические планы, в программы по отдельным направлениям, учитываются в социальных отчетах корпораций), то при превалировании личностного фактора КСО развеивается спонтанно и зачастую не афишируется.
Все указанные факторы могут проявляться одновременно в зависимости от приоритетов и реалий ведения бизнеса, каждый из которых проявляется с разной степенью выраженности в отдельных ситуациях. Анализ основных мотивов использования КСО компаниями предпринимался неоднократно. Так, экономистами Дж. Граафлэндом и Б. ван де Вэном были изучены мнения менеджеров голландских компаний о целесообразности использования КСО. Исследование показало, что основными драйверами служили внутренние векторы (мотивы) развития социальной ответственности, внешние же получили незначительную оценку, то есть менеджеры в этом исследовании (что в целом вполне объяснимо) больше приветствуют те социальные программы, которые связаны с их собственными потребностями, а не с потребностями общества в целом. Анализ уровня влияния различных факторов на принятие решений о социальной ответственности ведения бизнеса был проведен независимой консалтинговой группой «The Economist Intelligence Unit» (EIU), которая в отчете о развитии КСО в России и в мире (2008) систематизировала приоритеты руководителей в области КСО. В ходе исследования было опрошено 258 менеджеров высшего звена российских компаний и компаний из развитых стран и стран с быстроразвивающимися экономиками[7]. Как и следовало ожидать, базовыми факторами развития КСО, по данным группы «The Economist Intelligence Unit», являются: улучшение репутации и усиление бренда компании (67 % ответов), в том числе это мнение и представителей российских компаний (62 % российских руководителей указали на данный фактор). Помимо того, важным драйвером использования в практике управления концепции КСО являются этические факторы, однако эти мотивы по разному проявляются в российских и зарубежных организациях. Исследование EIU показало, что в зарубежных компаниях значение мнения руководителя при принятии решения об осуществлении социальных проектов выше, чем в России примерно в два раза (решение генерального директора стало причиной разработки стратеги КСО в 17 % российских компаний, в зарубежных этот фактор отметили 36 % сотрудников компаний). Такое расхождение в ответах наводит на мысль, что не вся социальная активность была отражена руководителями при ответах в ходе исследования. Учитывая специфику опыта социальных программ в российских компаниях, можно предположить, что часть проектов осталась «за кадром».
Неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки оценки влияния социальной активности компании на ее финансовые показатели как российскими, так и зарубежными специалистами[8]. Постановка целей научных исследований в данном контексте определяет тренд в сторону фокусирования на результатах и потенциальных выгодах от реализации компаниями концепции корпоративной социальной ответственности. В последние годы фокус КСО-деятельности сместился в область так называемого «бизнес-аргумента», который, прежде всего, акцентирует внимание компаний на тех экономических и финансовых выгодах, которые могут быть получены от КСО.
1.3. Общая характеристика развития корпоративной социальной ответственности в России
Объективно для России сегодня и, в частности, для многих крупных российских корпораций использование концепции корпоративной социальной ответственности может быть отнесено к инновационным направлениям стратегического развития. Здесь могут быть выделены следующие драйверы КСО: рынок (рыночные драйверы), государство как драйвер, общество (общественные драйверы).
Рыночные драйверы - это ожидания стейкхолдеров, связанные с коммерческой деятельностью компании, и именно они являются основными в российской бизнес-практике: капитализация компании, повышение ее рыночной стоимости, развитие маркетинговой стратегии, а также усиление лояльности работников, партнеров, потребителей. В то же время потенциал взаимодействия со стейкхолдероми задействован российскими компаниями не полностью.
Государство как драйвер - компании решения об участии в программах КСО принимают самостоятельно, но отрицать роль государства в формировании условий для социально ответственной деятельности неправомерно: государство обеспечивает институциональное сопровождение социальной деятельности (законодательные и нормативные акты, регулирующие структуры). Роль государственного регулирования КСО - политики российских компаний - невысока, по крайней мере, это относится к ее формализованной части - законодательным актам. Однако вместе с официальными взаимоотношениями между государством и бизнесом существует и неофициальный уровень мотивации бизнеса к социальной ответственности. В условиях ограниченного финансирования государственные органы управления пытаются решить важные, но «не помещающиеся в бюджет» социальные проблемы региона. Укажем, что при умеренном использовании подобного стимулирования крупных компаний к социальной активности могут достигаться одобряемые обществом и бизнесом результаты, однако грань между «государственным стимулированием» и «государственным рэкетом» здесь очень тонкая, при ее пересечении формируется отторжение бизнеса от КСО. Возникает ситуация, когда формируются размытые «правила игры» для компании, наносящие урон как самой компании, так и восприятию концепции корпоративной социальной ответственности в бизнес-сообществе и в обществе в целом.