Файл: Психологические факторы профессиональной адаптации работников (Подходы к изучению понятия и структуры профессиональной адаптации персонала в зарубежной и отечественной психологии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 317
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование сущности профессиональной адаптации персонала в организации
1.2 Основные цели, виды и этапы процесса профессиональной адаптации персонала в организации
1.3 Показатели успешности профессиональной адаптации персонала в организации
1.4 Понятие системы профессиональной адаптации персонала в организации
- сохраняется ли у него интерес к профессии, стремится ли он к профессиональному росту, соответствуют ли его возможностям сложность и ответственность выполняемых им задач;
- насколько комфортны для него взаимоотношения в коллективе, дает ли работа ощущение уверенности в своих силах, считает ли он справедливым оценку его работы со стороны коллег и руководства;
- приемлем ли для него уровень психологического напряжения и физической усталости во время работы, не испытывает ли он воздействия каких-либо стрессогенных факторов.
Своевременное получение информации о проблемах в процессе адаптации поможет сгладить затруднения и в итоге сохранить специалиста для учреждения, сформирует у него чувство защищенности и удовлетворенности своей работой, заложит основы для последующего профессионального и карьерного роста.
Третий этап вступления в должность подразумевает оценку успешности адаптации нового сотрудника. Как правило, она дается по окончании испытательного срока.
В обсуждении этого вопроса должны принять участие сотрудник отдела кадров, наставник (куратор), непосредственный руководитель. Само обсуждение необходимо провести заочно, без присутствия новичка, чтобы избежать негативных психологических переживаний. Но с выводами он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. При этом оценивается его первый опыт работы: нужно раскрыть имеющиеся недостатки, остановиться на способах их устранения, а также подробно рассмотреть сильные стороны и достижения молодого специалиста.
На наш взгляд внедрение в практику программы адаптации позволит существенно повысить эффективность работы персонала с первых дней, обеспечить преемственность знаний и навыков, накопленных организацией и ее сотрудниками; создаст возможность сформировать кадровый резерв из числа опытных наставников; поможет развитию творческой инициативы у всего коллектива.
Заключение
В рамках данной работы мы рассмотрели и проанализировали основные подходы к понятию адаптации, выявили основные типы оценки эффективности адаптации персонала, проанализировали управленческую деятельности по адаптации персонала компании «ООО Интермикс», разработали предложения по оптимизации деятельности руководителя по адаптации персонала компании.
1. Адаптация персонала в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника.
2. Исходя из целостного понимания сущности работника адаптация персонала не ограничивается профессиональной сферой, а охватывает совокупность социально-трудовых отношений, обусловливающих ее структуру. К основным структурным элементам адаптации персонала относят профессиональную, социально-психологическую, организационно-административную, экономическую и др.
3. Анализируя деятельность по адаптации персонала в компании «ООО Интермикс» с использованием методов включенного наблюдения, беседы, психодиагностики, анкетирования, можно сказать, что в данной организации сложилась школа профессиональных администраторов, присутствуют специальные программы целенаправленной адаптации вновь принятого персонала.
4. С целью исследования процесса эффективности адаптации сотрудников компании мы провели психодиагностику персонала посредством методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд, методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова, а также анкетирования сотрудников компании.
5. Исследование показало различия в степени адаптированности молодых сотрудников и старших коллег. Было установлено следующее. Сотрудники компании с большим стажем работы отличаются высокой приспособленностью к условиям профессиональной деятельности, имеют более высокий уровень самоотношения, высокую самооценку. Новые сотрудники менее положительно относятся к себе, менее дружественны к окружающим, у них недостаточно развита потребность в общении, взаимодействии и совместной деятельности. У сотрудников компании с большим стажем работы более всего выражены ценности высокого материального благосостояния, помощи и милосердия к другим людям, социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе. У новых сотрудников более выражены такие ценности как ценности высокого социального статуса, познания нового в мире, отдыха и др.
6. Результаты проведенного анкетирования позволили выявить, несмотря на высокий уровень управления процессом адаптации персонала в организации, отрицательные характеристики системы работы по этому направлению. К ним мы отнесли следующие: в сопровождении новых сотрудников не участвуют специалисты отдела кадров; на этапе информирования нового сотрудника не рассматриваются пожелания этого работника; на этапе введения в должность нового сотрудника отсутствует возможность самопрезентоваться и обучаться на новом рабочем месте; на этапе организации работы нового сотрудника в должности не предоставляется возможность составить план работы на период испытательного срока; на завершающем этапе отсутствие корпоративных мероприятий, совещаний по поводу утверждаемого на должность.
Таким образом, анализ действующей системы адаптации персонала компании позволяет сделать вывод о том, что она нуждается в определенной доработке.
7. С этой целью была предложена программа адаптации персонала компании, состоящая из трех этапов.
На первом этапе специалист отдела кадров еще при знакомстве должен выявить основные личностные мотивирующие факторы кандидата и сделать презентацию учреждения с учетом этого. Первое разъяснение предстоящих обязанностей должно содержать как формальные моменты, так и моменты, касающиеся традиций и устоев коллектива.
На втором этапе происходит знакомство нового сотрудника с непосредственным коллективом компании или отдельного ее подразделения, в котором ему предстоит трудиться. Специалист должен получить информацию о структуре учреждения. Также до сведения молодого сотрудника должен быть доведен перечень его задач в предстоящие дни.
Необходимо запланировать периодические (примерно раз в неделю) беседы с новичком. Своевременное получение информации о проблемах в процессе адаптации поможет сгладить затруднения и в итоге сохранить специалиста для учреждения, сформирует у него чувство защищенности и удовлетворенности своей работой, заложит основы для последующего профессионального и карьерного роста.
Третий этап вступления в должность подразумевает оценку успешности адаптации нового сотрудника. Она дается по окончании испытательного срока. Само обсуждение необходимо провести заочно, без присутствия новичка. При этом оценивается его первый опыт работы: нужно раскрыть имеющиеся недостатки, остановиться на способах их устранения, а также подробно рассмотреть сильные стороны и достижения молодого специалиста.
Реализация программы адаптации положительно отразиться и на молодых сотрудниках, это облегчит им процесс вживания в новую команду, и на организации в целом, так как работники лучше мотивированы, когда видят, что ими занимаются. Кроме того, руководителям выгодно, чтобы новички как можно быстрее освоились и начали работать с максимальной отдачей.
Библиографический список
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – Казань: Изд-во КазГУ, 2007. - 411 с.
2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. - 173 с.
3. Аэропорт Домодедово : Этапы пути (1964-2000 г.г.) / А.А. Торопов, В.Г. Москалев, Е.Н. Федоров. - М. : Грааль, 2000. - 234 с.
4. Бахарев А. Технологии адаптации персонала / А. Бахарев // Управление персонала. – 2009. – №5. – С.16-27.
5. Бизюков П.В. Служба управления персоналом: функция, типология, модели/ П.В. Бизюков // Журнал СОЦИС. – 2007 – № 5. – С.53.
6. Бирюков Я.С. Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентноспособности компании (на примере международных аэропортров / Я.С. Бирюков, А.Ю. Панарин, Я.С.
Штин // Вестник транспорта. - 2010. - № 6. - С. 13-16.
7. Блинова Т.В. Педагогическое сопровождение процесса профессиональной адаптации студентов с разноуровневой довузовской подготовкой / Т. В. Блинова ; М-во сельского хоз-ва РФ, ФГБОУ ВПО "Кубанский гос. аграрный ун-т", Анапский фил. - Краснодар : Новация, 2016. - 226 с.
8. Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации : курс лекций / Булгаков А. В. ; М-во образования и науки РФ, Московский гос. обл. ун-т. – М.: Московский гос. обл. ун-т, 2007. - 146 с.
9. Бурыкина М. Аэропорт Домодедово: Технологии высокого полета / М. Бурыкина // Строительство. - 2008. - № 10. - С. 78-80.
10. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: Учебник/ В. Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 688 с.
11. Власюк Г.В. Социально-трудовая адаптация молодежи / Г. В. Власюк. – М.: НИИ развития проф. образования, 2007. - 53 с.;
12. Гладышев С. Умение войти в новый коллектив / С. Гладышев // Управление персоналом. – 2008. – №5. – С.23-29.
13. Ивочкина Т.Н. Концепция продуктивно ориентированной школы, реализующей модель образовательного процесса как условие социально-профессиональной адаптации молодежи / Т.Н. Ивочкина. - Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. - 30 с.
14. Ивочкина Т.Н. Программа социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях продуктивно ориентированной открытой школы с профессиональной подготовкой / Т.Н. Ивочкина, Ю.Ю. Матюшова, Л.Г. Сократова - Новокузнецк : Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2004. - 42 с.
15. Исследование адаптационных механизмов в профессиональной деятельности молодежи : монография / О.Я. Емельянова и др. - Воронеж : Воронежский гос. пед. ун-т, 2015. - 287 с.
16. Кечкин Ю.В. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов к обучению в военном вузе : учебное пособие / Ю. В. Кечкин. - Челябинск : Искра-Профи, 2016. - 157 с.
17. Коржова Е.Ю. Психология адаптации педагогов к профессиональной деятельности / Е.Ю. Коржова; Балт. пед. акад., Ин-т психологии человека. - СПб. : Балт. пед. акад. : Ин-т психологии человека, 2006. - 159 с.
18. Макеева О.В. Персонал научных библиотек Сибири: профессиональная адаптация и удовлетворенность трудом / О.В. Макеева. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2016. - 222 с.
19. Морозова Е.А. Психология социализации и социальной адаптации личности: [учебно-методические материалы] / Е.А. Морозова, Н.А. Никитин. – М.: Светлица, 2012. - 54 с.
20. Проблема эффективности системы образования в условиях повышения конкурентоспособности и профессиональной адаптации специалистов экономического профиля : монография / О.Г. Гисина и др.; под общ. ред. В. В. Пономарева, Т. А. Куткович. - Новороссийск : Логос, 2016. - 103 с.
21. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 622 с.
22. Психология работы с кадрами: адаптация руководителя на производстве : Метод. рекомендации. - Киев : О-во "Знание", 2007. - 11 с.
23. Психология развития и адаптации : профилактические психолого-педагогические программы : сборник материалов по итогам областного конкурса психолого-педагогических программ. - Самара : Региональный социопсихологический центр, 2013. - 248 с.
Ч. 2. - 2013. - 91 с.
24. Психолого-педагогические факторы успешности профессиональной адаптации молодого учителя : монография / Н.А. Грачева и др. ; под ред. А. В. Гаврилина. - Владимир : ВИПКРО, 2013. - 106 с.
25. Пугачев А.С. Социально-трудовая адаптация обучающихся колледжей в клубных интегрированных коллективах : монография / Пугачев А.С. – М.: ТО ИП ЗИМ : РДЮОО "Образование. Спорт. Реабилитация", 2012. - 154 с.
26. Реализация моделей успешной социально-профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений в условиях современного рынка труда в России : учебное пособие / А.А. Антипова. – М.: ФЦОЗ, 2014. – 241 с.
27. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов; Регион. лечеб.-диагност. мед. центр "Бехтерев", Благотвор. некоммер. фонд "Здоровое будущее". - СПб. : Мед. пресса, 2002. - 344 с.
28. Ревенко Н.Ф. Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда : учебное пособие учебной дисциплины "Трудовые ресурсы и их адаптация на рынке труда". - Киров : Радуга-Пресс, 2012. - 103 с.
29. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека : теорет. и эмпир. анализ ключевых проблем психологии социализации / С. И. Розум. - СПб: Речь, 2006 . - 364 с.
30. Роль образовательной среды в профессионально-педагогической адаптации начинающего учителя : монография / Н. А. Шайденко. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. - 79 с.
31. Рябов А.Е. Адаптация нового сотрудника: этапы прохождения и действия администрации / А.Е. Рябов // Управление персоналом. – 2008. – №6. – С.21-28.