Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Оценка рисков и методы управления инновационными рисками
2.2 Этапы управления инновационными рисками
2.3 Основные приемы управления рисками инновационных проектов
Глава 2. Хеджирование и диверсификация при управлении риском портфеля инновационных проектов
2.1. Характеристика диверсификации как способа снижения риска
2.2. Понятие хеджирования. Хедж фонды в структуре инвестиционного портфеля
На основании оценки совокупности вышеизложенных параметров, а также характеристик методов управления рисками организация инноватор может самостоятельно сформировать пакет методов управления рисками в зависимости от стадии проекта, характеристик риска, стоимости метода, стратегии и наличия средств.
2.2 Этапы управления инновационными рисками
Причиной возникновения рисков является неопределенность, присущая каждому проекту. Неопределенность понимается как неточность или неполнота информации об условиях реализации проекта. Результаты проявления неопределенности могут быть положительными (прибыль, доход, другая выгода), отрицательными (ущерб, потери, убытки) или нулевыми. В отличие от неопределенности риск –это характеристика проекта с точки зрения одного из его участников, отражающая возможность реализации неблагоприятных для него сценариев или последствий. [20.C.31]
Проектный риск традиционно определяется как потенциальная, численно измеряемая возможность потери при осуществлении проекта.
В инновационных проектах по созданию новых изделий и технологий технический, коммерческий и финансовый риски неизбежны, поэтому при выборе проектов необходимо учитывать, как их потенциальную ценность, так и вероятность достижения целей проекта. [3.C.8]
Как правило, выделяются следующие виды рисков:
1) собственно инновационные, т.е. риски неполучения ожидаемых результатов научно-исследовательских разработок;
2) технико-технологические, обусловленные трудностями технической и технологической реализации новшества; [12.C.54]
3) производственные, связанные с необходимостью адаптации технологии, остановками и перерывами в производстве, задержкой в поставках сырья;
4) экономические (рост затрат, прежде всего на стадии НИОКР, увеличение цен на сырье и комплектующие, инфляция);
5) коммерческие (отторжение новшества потребителем, уменьшение емкости рынка, риск появления товаров-аналогов, обладающие патентной защитой); [7.C.87]
6) социальные (несоответствие новшества культурным ценностям потребителей и т.д.);
7) политические (изменение законодательства, приоритетов, административные ограничения и т.п.);
8) отраслевые, т.е. специфические риски отраслевой деятельности;
9) экологические и природно-климатические;
10) риски умышленных противоправных действий. [2.C.65]
Приведенные критерии классификации являются, по моему мнению, основополагающими, но не единственными. В научной литературе выделяется значительно больше критериев. Естественно, что использовать их все – невозможно, да и не всегда нужно, поэтому необходимо анализировать и выбирать наиболее значимые в ее деятельности виды рисков, оценивать их, грамотно выстраивать свое управление. [22.C.65]
Процесс анализа рисков носит комплексный характер, и его важность состоит в создании системы управления рисками на стадиях формирования, разработке, реализации и завершения проекта. Управления рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступление рискованных событий.
Цель управления риском заключается в соблюдение разумного сочетания рисков и выгод проекта. Технология управления риском включает следующие действия:
- Анализ факторов и условий, влияющих на вероятность риска;
- Анализ возможных рисков: установление потенциальных зон риска и идентификация всех возможных рисков; [6.C.5]
- Оценка отдельных видов риска и риска проекта в целом: определение размеров потерь и ущерба;
- Установление нормативов предельных уровней риска;
- Выбор способов сокращения и удержания рисков, определение источников покрытия ущерба;
- Перераспределение рисков;
- Создание и ведение базы данных рисков проекта: накопление и обработка ретроспективной информации о рисковых ситуациях и прошлых последствиях проявления риска, разработка рекомендаций для изменений предельно допустимых значений риска в будущем. [31.C.65]
Анализ и планирование проектных рисков представляют собой неотъемлемую часть комплексной экспертизы проекты и служит инструментом для принятия верного инновационного решения. При этом на этапе выявления рисков происходит идентификация рисков, определение рисков, способных повлиять на проект. При проведении оценки риска необходимо численное измерение влияние факторов проекта и уровня риска и эффективность этого инновационного проекта. Количественная оценка риска может проводиться разными методами: статистическим, методом экспертных оценок, метод аналогий, метод критических значений, метод «дерева решений», анализ сценариев, имитационное моделирование. [13.C.76]
Анализ риска проекта позволяет оценить предприятие в целом, т.е. выявить слабые стороны самого предприятия, возможность реализации этого проекта, угрозы извне. Проект является привлекательным, если его доходность превышает степень риска, при этом критерием эффективности управления риском при реализации инновационного проекта будет изменение стоимости предприятия в целом. [20.C.65]
Риски инновационных проектов существенно различаются не только в зависимости от отраслевой и предметной специфики, но и в связи с особенностями каждого проекта и условиями его реализации. Однако, несмотря на наличие дифференциации в содержании, объеме, факторах возникновения риска, уровне сложности проекта и т.д., процесс управления рисками начинается с разработки программы, состоящей из ряда этапов, которые должны последовательно выполняться. [11.C.55]
На первом этапе преимущественно с помощью методов качественного предварительного анализа выявляется степень соответствия инновационного проекта стратегическим целям компании. Результатом являются внутрифирменные нормативные документы, обеспечивающие в дальнейшем реализацию сопровождения рискового проекта.
Второй этап наиболее важный, трудоемкий и дорогостоящий. Современный сбор необходимых и достаточных сведений о проекте, объекте и окружающей его среде экономит ресурсы организации. Для этого используют различные виды и методы получения информации: внутренней и внешней, статистической и бухгалтерской, сплошной и выборочной. На выходе из этапа создаются базы данных для построения классификации рисков проекта. [4.C.8]
Третий этап – группировка информации качественного и количественного характера по выбранным признакам. Особое внимание должно быть уделено формированию экспертной группы. Правильно построенная классификация во многом предопределяет результаты дальнейшего исследования рисков инновационного проекта.
На четвертом этапе осуществляется качественный анализ рисков. Он позволяет выделить среди них наиболее вероятные, важные и опасные.
На пятом этапе выделенные риски идентифицируют посредством количественных и условно-количественны характеристик. Рассчитывают наиболее вероятные величины потерь при наступлении ситуации риска, возможной к получению прибыли. Результатом является определение критических точек и построение карты риска. [31.C.12]
На шестом этапе с помощью различных количественных методов вычисляют и сравнивают возможные потери и уровень риска. Одновременно создается система внутреннего контроля, включающая план действий в чрезвычайной обстановке. Корректируются договоры с контрагентами. Итогом является выбор способов минимизации риска и потерь от него.
Седьмой этап окончательный в отношении принятия решения о приеме проекта к исполнению с учетом уточненного уровня риска, выбора методов его минимизации и юридической оценки. [18.C.98]
Восьмой этап контрольный, но его отличительная особенность состоит в том, что мониторинг риска осуществляется на всех без исключения этапах управления риском инновационных проектов. Это позволяет своевременно заметить и устранить негативные явления и предупредить риск.
Девятый этап корректировки возникает при наличии негативных отклонений, выявленных в процессе мониторинга риска. Особое внимание обращают на критические точки риска. [7.C.87]
На десятом этапе оценивают эффективность реализации проекта с учетом его информационного сопровождения, систему управления рисками и ответственности, своевременность появления инновационного продукта на рынке и его влияние на финансовый результат и стоимость компании.
2.3 Основные приемы управления рисками инновационных проектов
Управление рисками инновационных проектов предполагает решение следующих задач:
- обнаружение рисков;
- оценку рисков (частоту возникновения, масштабы и последствия рисков);
- воздействие на потенциальные риски;
- контроль рисков (сбор и анализ информации о возникающих в процессе реализации проекта рисках, действия, направленные на ликвидацию рисков, и др.).[12.C.77]
Классические модели теории принятия решения предусматривают такие ситуации:
- игровую – состояние окружающего мира определяется возможными действиями рационального противника/конкурента;
- рисковую – состояние окружающей среды характеризуется определенными, известными лицу, принимающему решение, вероятностями;
неопределенности – критерии/вероятности, характеризующие события окружающего мира, неизвестны либо объективно не даны. [27.C.6]
Возможны перечисленные ниже варианты принятия решений в условиях рисковой ситуации:
- уклонение от риска – субъект, принимающий решение, стремится максимально избежать возможных рисков, поэтому он готов нести больше издержки на различные мероприятия по контролю и страховке рисков;
- предпочтение риска – субъект охотно идет навстречу риску, он принимает лишь минимальные меры по его страхованию и готов сам нести ответственность за его последствия. Эта стратегия характерна для тех индивидуумов, которые ожидают в результате спекулятивных рисков выгодные доходы. ЕЕ часто применяют молодые, растущие предприятия.
- безразличие к риску - субъект, принимающий решение, стремится к оптимизации затрат на риск и старается взвешенно применять различные инструменты и методы страхования и ликвидации риска. [10.C.43]
Распределение рисков между участниками проектов, как правило, закрепляется в проектном контракте.
Важно иметь в виду, что поведение в рисковой ситуации зависит в основном от уровня информированности того или иного участника проекта относительно различных сторон и аспектов реализации проектов.
Для того чтобы управлять рисками, необходимо их оценивать.
При обнаружении риска прежде всего следует определить существование зон риска для проводимой работы, а при их наличии хотя бы качественно оценить важность этих рисков. [11.C.33]
Алгоритм метода экспертной оценки экономических рисков включает в себя:
- разработку перечня возможных рисков по всем этапам и ключевым событиям реализуемого решения;
- определение опасности каждого риска для возможности реализации принимаемого управленческого решения и достижения поставленной цели;
- нахождение вероятности риска. [6.C.87]
Опасность риска целесообразнее определять в процентах или долях единицы таким образом, чтобы сумма показателей по этапам и событиям реализуемого проекта или иного решения составляла 100% или единицу. Это позволит провести предварительный анализ структуры возможных опасностей риска, выделив наиболее важные с данной точки зрения этапы для дальнейшего контроля за их происхождением. Опасность можно также трактовать как существенность последствий наступления риска на каком-нибудь этапе, связанную с возможностью исправления ошибки. Допустима и больная оценка опасности рисков. Однако ее применение не позволяет провести структурный анализ. [13.C.76]
Предварительный анализ самый ответственный. Выявленный и исправленные на данном этапе ошибки не нанесут существенного вреда предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств, затраченных, например, на разработку изделия, технологии, исследование рынка сбыта.
Текущий анализ осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производство. Они включают в себя кроме перечисленных расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (оборудование, инвентарь, инструменты и т.д.),т материальных ресурсов (основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и т.п.), затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями) и др. [25.C.76]
Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям, предъявляемым к его качеству, то возникают следующие ситуации: