Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 Оценка рисков и методы управления инновационными рисками
2.2 Этапы управления инновационными рисками
2.3 Основные приемы управления рисками инновационных проектов
Глава 2. Хеджирование и диверсификация при управлении риском портфеля инновационных проектов
2.1. Характеристика диверсификации как способа снижения риска
2.2. Понятие хеджирования. Хедж фонды в структуре инвестиционного портфеля
- товар остался у производителя, но есть возможность его реализации другому покупателю:
-
-
- по той же цене (понесенные затраты будут компенсированы в полной мере, и предприятие получит запланированную прибыль); [23.C.87]
- по сниженной цене (размер фактической прибыли от реализации данной продукции может оказаться меньше запланированного, или ее может не быть вовсе, или понесенные затраты не будут компенсированы полностью – в зависимости от снижения цены);
- по запланированной или заниженной цене, но с дополнительными затратами на исправление брака или доведение изделия до проектного уровня качества. Размер прибыли находится в зависимости от величины дополнительных затрат; [19.C.32]
- товар у производителя, но вследствие его низкого качества возможность реализации отсутствует. В этом случае есть два выхода:
- продажа по цене возможного использования (незначительно компенсируются затраты на производство);
- реализация утилизированных материалов (дополнительные затраты на утилизацию и некоторая компенсация затраченных средств).
-
-
Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа и контроля новой продукции и ее реализации на потребительском рынке. [23.C.6]
Последний этап анализа связан с выявлением причин и факторов, как негативных (низкого качества), так и позитивных (соответствие стандартам, ТУ, мировому уровню), оценкой их влияния на качество продукции и затраты.
Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция наносит производителю наибольший ущерб. Он складывается из величины производственной себестоимости, коммерческих расходов, затрат на гарантийный ремонт или замену некачественной продукции, оплату штрафов и неустоек (если они предусмотрены договором поставки). Реальный ущерб больше материального вследствие действия морального фактора, наносящего производителю большой вред. В перспективе же длительное производство низкокачественного изделия приведет к падению спроса на продукцию фирмы. [12.C.78]
Комплексный итоговый проектный анализ необходимо разделить на этапы – контрольные точки. Это позволит своевременно выявить негативные ситуации и тенденции и избежать повышения издержек фирмы и риска банкротства.
С точки зрения объекта анализ может характеризовать различные его стороны. Тогда состав анализа будет, например, следующим:
- коммерческий;
- технический;
- организационный;
- социальный;
- экологический;
- экономический. [30.C.61]
Эти виды должны обязательно присутствовать при анализе новой продукции. Они позволяют увидеть ее с различных сторон и позиций:
-
- со стороны возможности сбыта и потребности в ней рынка;
- с позиции ее технических преимуществ или технической новизны и выгоды по сравнению с аналогами;
- с точки зрения возможности организационного осуществления производства;
- с позиции социальной значимости для данного предприятия, потребителя, региона, отрасли и государства в целом;
- со стороны экологических последствий осуществления данного проекта для региона, в котором располагается предприятие – изготовитель, или потребителей новой продукции;
- с точки зрения экономической выгоды для производителя и потребителя. [20.C.44]
Подобный анализ проводится с помощью количественных и качественных, формальных и неформальных методов и приемов, свойственных каждому конкретному его виду. В организационном, социальном и экологическом направлениях широко используются качественный подход и неформальные методы. Это не исключает применения расчетных приемов для вычисления необходимых показателей и графического метода. Коммерческий и технический виды анализа базируются на сочетании качественного и количественного подходов с применением неформальных и формальных методов, а также графического. [5.C.8] В экономическом анализе, основанном преимущественно на методах количественного анализа, широко используется качественный подход, т.е. в нем сочетаются кА формальные, так и неформальные методы с преимуществом первых. Для иллюстрации результатов и в качестве средства сравнительного анализа широко применяется графический метод.
Степень риска зависит от тяжести воздействия того или иного риска на исход проекта (табл.1). Кроме того, учитываются вероятности наступления возможных рисков. Области (зоны риска) группируются в зависимости от величины потерь. [12.C.9]
Таблица 1 Степени и последствия риска [12]
Степень риска |
Последствия риска |
Зоны риска |
Катастрофический риск Большой риск |
Негативные события ставят под угрозу проект Возникнувшие негативные события принуждают к изменению целей и ожиданий Возникнувшие негативные события принуждают к изменению методов и средств достижения |
Катастрофическая зона Критическая зона Допустимая зона |
Средний риск Малый риск |
||
Незначительный риск |
Количественным показателем степени риска целесообразно выбрать математически выраженную вероятность его возникновения (меру его учтенной неопределенности, вероятности достижения требуемого результата или отклонения от него). [8.C.22]
При принятии управленческого решения о допустимости и целесообразности риска важно определить вероятность того, что потери не превысят приемлемого уровня. Как правило, степень риска с учетом вероятности его наступления выражают в качественных показателях. [4.C.98]
Выводы:
Таким образом, разработка и реализация инновационных проектов подвержена влиянию различных факторов.
Для снижения риска инновационных проектов важно провести маркетинговые исследования, что позволит определить спрос на инновационную продукцию.
Принятие управленческого решения зависит от поведения индивидуумов и групп, занятых коммерческой деятельностью. Поэтому разработчики инновационных проектов должны хорошо знать потенциальных заказчиков, их планы, поведение и выбирать соответствующую маркетинговую стратегию. Важно обеспечить информированность участников проекта относительно аспектов его разработки и реализации.
Риск может быть снижен путем проведения проектного анализа новой продукции (коммерческого, технического, организационного, социального, экологического, экономического), что имеет значение для разработки инновационного проекта.
В крупных инновационных проектах особое значение имеют риски сроков. Они могут привести к такой ситуации, когда сроки сдачи проекта не будут соблюдены, что приведет к дополнительным расходам (задержка платежей, потеря процентов и т.п.; повышение проектных затрат).
Таким образом, все инновационные проекты (исследовательские и венчурные) подвергаются экспертизе, результаты которой учитываются при принятии решения о финансировании проектов.
Глава 2. Хеджирование и диверсификация при управлении риском портфеля инновационных проектов
2.1. Характеристика диверсификации как способа снижения риска
Диверсификация как способ снижения рисков известна очень давно. Однако только в конце 50-х прошлого века 25-и летний аспирант Гари Марковиц разработал научный метод анализа рисков и заложил основы диверсификации. Гораздо позже, в 1990 году он получил за свое открытие Нобелевскую премию. [21.C.45]
До Марковица в инвестиционном бизнесе безраздельно господствовала теория Грэма и Додда, основанная на фундаментальном анализе. Их подход заключался в покупке акций одной или нескольких компаний на основе тщательного анализа информации о состоянии дел в этих компаниях. Риск при таком инвестировании практически не учитывался. Перефразируя ту же пословицу, можно сказать, что Грэм и Додд рекомендовали положить все яйца в одну корзину, а затем очень внимательно за ней следить. [13.C.88]
Открытие Марковица изменило приоритеты на прямо противоположные. Поведение отдельно взятых акций или даже целых классов активов отошло на второй план. Оказалось, что для эффективности инвестиционного портфеля гораздо важнее то, как эти активы ведут себя относительно друг друга. Соотношение доходности и риска стало ключевым понятием в инвестиционном анализе.
Чтобы понять, как работает диверсификация рассмотрим упрощенную экономическую систему, в которой на бирже продаются акции только двух компаний: производителя солнцезащитного крема и производителя зонтиков. Понятно, что доходы обеих компаний сильно зависят от погоды. Если лето будет солнечным, большую прибыль получат производители солнцезащитного крема, и наоборот. Какие из двух акций следует покупать? Вариантов несколько. [2.C.7] И хотя они противоречат друг другу, все они подкреплены соответствующими инвестиционными теориями. Например, агрессивный инвестор рискнет довериться синоптикам, которые обещают дожди, и на все деньги купит акции производителя зонтиков. Специалисты по техническому анализу станут изучать исторические данные и строить графики, пытаясь определить тенденции, уровни поддержки и пр. Фундаменталисты будут изучать финансовую отчетность компаний, соотношения стоимость/доходность акций, соотношения рыночной и балансовой стоимости компаний и пр. Диверсификация предлагает простое и естественное решение этой проблемы. Только глупец или ясновидящий вложит все свои деньги в одну из компаний. Все остальные, для снижения рисков купят акции обеих компаний. Такое инвестирование называется портфельным. Инвестиционным портфелем называется совокупность всех инвестиций физического или юридического лица. [13.C.87]
Покупая акции обеих компаний, инвестор участвует в долгосрочном росте, который испытывают акции как класс активов, уменьшая при этом риски краткосрочных колебаний. Теория и практика показывают, что на больших промежутках времени риски инвестирования в одну компанию по сравнению с потенциальной доходностью неоправданно велики. Их снижение и есть главная задача диверсификации. [11.C.65]
В нашем примере попытка угадывать погоду в среднем удается в половине случаев и в среднем наш доход будет близок к нулю. С учетом расходов, например, комиссионные биржевого брокера, мы наверняка проиграем.
Инвестируя в обе компании, инвестор снижает риск, характерный только для одной акции. При этом остается системный риск - риск глобального краха рынка ценных бумаг. Его можно тоже уменьшить, если инвестировать в активы на рынках других стран или в биржевые товары.
Преимущества диверсификации наглядно демонстрирует Рис. 1. Это самый популярный в науке об инвестировании график соотношения «Доходность - Волатильность». [12.C.7]
Рис.1. Снижение рисков диверсифицированного портфеля [19]
Ожидаемый доход портфеля, который поровну распределен между акциями двух компаний, равен среднему значению доходов, входящих в него акций, тогда как волатильность портфеля значительно меньше средней волатильности двух акций и значительно меньше волатильности составляющих портфеля. Это означает, что если объединить в одном портфеле разные активы, то соотношение риска и дохода улучшится. [3.C.21]
Точный вид кривой на Рис. 1 зависит от параметра, который называется коэффициент корреляции. Его значение может изменяться от -1 до +1 в зависимости от того, насколько согласованно ведут себя цены на рассматриваемые активы. Природу корреляции легко понять из нескольких примеров:
- Если две ценных бумаги имеют коэффициент корреляции +1, то их ценовые колебания полностью повторяют друг друга. Это полная положительная корреляция. [3.C.11]
- Если две ценных бумаги имеют коэффициент корреляции -1, то их цены изменяются в противоположном направлении. Это полная негативная корреляция.
- Если две ценных бумаги имеют коэффициент корреляции 0, то их цены изменяются совершенно независимо друг от друга. [1.C.31]
- Если две ценных бумаги имеют коэффициент корреляции +0.6, то их ценовые колебания в 60% случаев совпадают, а в 40% случаев они не зависят друг от друга. Если две ценных бумаги имеют коэффициент корреляции -0.5, то в половине случаев они имеют полную негативную корреляцию, а в другой половине они независимы.