Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Анализ исследования на примере компании ПАО «Центральный Телеграф»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Введение
Тема моей курсовой работы - Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.
Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что управление организациями является одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, которая способна в несколько раз повысить ее эффективность, так как любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных и слаженных действий всех участников трудового процесса.
Есть несколько ключевых факторов, которые должны быть встроены в систему управления организацией, такие как:
- коммуникации;
- командная работа;
- делегирование полномочий;
- взаимное уважение;
- честность;
- лидерство;
- качество;
- незапятнанная репутация;
- владение современными технологиями.
Цель моей работы - исследование особенностей управления организациями в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Рассмотрение теоретической основы управления и исследование состояния управления персоналом на российских предприятиях в современных реалиях;
2. Провести анализ системы управления на конкретном примере;
3. Разработать основные направления по совершенствованию системы управления;
Для исследования данного вопроса я пользовалась базовыми учебниками по менеджменту, методическими пособиями и дополнительной литературой такими как:
- Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
- Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий : пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.
Мильнер Б.З. Теория организации
( Полный список используемой мной литературы приведен в Списке использованных источников)
Мне кажется, что они помогли наиболее полно раскрыть теоретическую сторону моей работы.
Глава 1. Организация как объект управления
1.1 Понятие организации
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое толкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения.
Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла[1]
Понятие «организация» возникает при наличии трех обязательных условий:
1. Наличие двух или более людей, которые считают себя группой.
2. Наличие одного или нескольких ориентиров, к которым стремятся все члены группы.
3. Наличие членов группы, которые мобилизуют, координируют, направляют деятельность других, чтобы достичь единой для всех цели.[2]
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей.
Понятие организация в менеджменте имеет два смысла:
- Организация – это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
- Организация - единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней сред фирмы.
Организации могут быть классифицированы по следующим признакам (рис. 1.1):
- организационно-правовая форма (ОПФ) (рис. 1.2);
- форма собственности:
- частная;
- государственная;
- муниципальная;
- общественная;
- целевое назначение:
- производство продукции;
- выполнение работ;
- оказание услуг;
- широта производственного профиля:
- специализированные;
- диверсифицированные;
- характер сочетания науки и производства;
- научные;
- производственные;
- научно-производственные;
- число стадий производства:
- одностадийные;
- многостадийные;
- расположение предприятия:
- на одной территории;
- на одной географической точке;
- на разных географических точках.
Юридическое лицо - это организация, которая:
- имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении;
- отвечает имуществом по своим обязательствам;
- может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права;
- может быть истцом и ответчиком в суде;
- имеет самостоятельный баланс или смету.[3]
Рис. 1.1. Классификация организаций по ряду признаков
Рис. 1.2. Классификация организаций по ОПФ в РФ
Так же мы можем рассмотреть термин «организации» в трех разных смыслах:
- Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании термин «организация» относится к таким сложным формациям, как предприятие, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы.
- Организация как процесс – это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т. е. «организовывание»
- Организация как воздействие – это упорядочение или налаживание
действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть организация водоснабжения, газоснабжения, тепловой системы и т. д.[4]
Исходя из всей представленной информации, можно сделать вывод, что организация - сложный и постоянно меняющийся организм, который сможет нормально функционировать и развиваться только при наличии общей цели и сплоченности коллектива. Каждой организации необходим безусловный лидер, для координации и распределения обязанностей и для этого требуются компетентные специалисты. Организация - это искусственное объединение группы людей, которое занимает какое-то место в обществе. В этом случае победа одного человека, достижение его личных целей напрямую связано с достижениями всего коллектива.
Ресурсы, используемые организациями
К основным ресурсам, наиболее необходимым в деятельности организации относят:
1) человеческие ресурсы;
2) капитал;
3) сырье;
4) технологию;
5) информацию;
Попробуем рассмотреть более подробно каждый из ресурсов.
1. Человеческие ресурсы — это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Люди — это едва ли не самый важный ресурс организации. И действительно, известны примеры, когда только благодаря энтузиазму рабочих были достигнуты очень амбициозные цели.
В то же время человеческие ресурсы наиболее сложны в использовании. Во-первых, хотя в менеджменте и других дисциплинах выражение «человеческие ресурсы» используется широко, такой термин употреблять достаточно трудно. В более широком смысле людей нельзя использовать так же, как используются деньги, материальные ресурсы, технология и информация. По этой причине человеческие ресурсы иногда называют «трудовыми ресурсами». Во-вторых, каждый человек неповторим, он имеет психологические особенности, которые отличают его от других людей. И эти особенности руководству приходится учитывать, когда происходит распределение обязанностей. У каждого человека есть сферы, в которых он компетентен, а также области, в которых существуют некоторые «пробелы». Для того, чтобы повысить эффективность предпринимательской деятельности, необходимо учитывать особенности каждой личности.
Трудовые (человеческие) ресурсы — это фактор, от которого в значительной степени зависит успех организации. А потому для любой организации необходимы специалисты, способные качественно выполнять свои обязанности и эффективно решать заслуживающие перед ними задачи. Не случайно многие западные компании уделяют поиску специалистов огромное внимание. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы.
Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
2. Капитал — это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимыми для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках. При данном способе необходимые средства можно найти только в том случае, если организация функционирует стабильно и имеет хорошую репутацию: вряд ли кто-то захочет давать деньги, если организация находится на грани банкротства или имеет плохую репутацию.
3. Сырье, наряду с технологиями, — основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве — очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
4. Технологии — не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней целей. И технологии могут оказать существенную помощь в этом. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования. В настоящее время мощная технологическая основа — это один из существенных козырей организации. Если не уделять достаточного внимания этому вопросу, в какой-то момент может оказаться, что более прозорливые конкуренты приобрели заметные преимущества в силу того, что обладают более совершенными технологиями, которые позволяют или снизить издержки производства, или повысить свойство товара, или предложить новый вид товара и тем самым создать для себя новый сегмент рынка.
5. Информация — данный ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. Во-первых, информация может быть предметом купли-продажи. Простейший пример — это газета, которую мы покупаем, чтобы узнать последние новости: мы, естественно, платим не только за бумагу и типографскую краску, но и за новости, то есть информацию. Но это не все. Во-вторых, информация очень важна для принятия правильных решений.[5]
И так, ресурсы - это все то, что используется организацией для достижения своих целей. Организация преобразовывает ресурсы для удовлетворения своих потребностей или потребностей внешнего мира. Необходимо следить за изменениями и инновациями в тех или иных сферах, для поддержания должного статуса организации и ее развития. Следить, за актуальностью воспроизводимых ресурсов. Так же очень важно создать благоприятную атмосферу в организации, для поддержания и развития навыков и умений работников