Файл: Правовые основы организации нотариата (Разграничение компетенций нотариальными органами).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы организации нотариальной деятельности
1.1 Понятие и юридическая природа нотариата
1.2 Понятие и назначение системы нотариата
1.3 Источники права о нотариате
1.4 Конституционно-правовой статус нотариуса в современных условиях
Глава 2. Нотариальная форма защиты и охраны права
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
2.2 Виды нотариальных действий и компетенция нотариусов
В более узком юридическом смысле нотариат - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в области формирования и функционирования нотариата как социально-правового института. Наконец, нотариат можно понимать и как профессиональную юридическую корпорацию, организацию и деятельность.
1.2 Понятие и назначение системы нотариата
Термин «нотариат» многозначен и обозначает одновременно, во-первых, систему органов и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций), наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий, во-вторых, отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, в-третьих, учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.
Исторически возникновение нотариусов было связано с развитием гражданского общества и гражданского общества, необходимостью оказания помощи их подразделениям в осуществлении их прав и обязанностей, сделок и консолидации приобретенных прав в юридической форме. История нотариуса совпадает с историей доказательств, когда письменные доказательства заменяют устные доказательства. Одна из книг по истории французского нотариуса А. Моро называется «Les metamorphoses du scribe» - «Метаморфозы клерка», что довольно успешно отражает историческое развитие этой юридической профессии.
Наиболее афористическим является необходимость в развернутых судебных разбирательствах в сфере гражданского движения, выразил Гегель, который написал: «Собственность основана на договоре и на формальностях, которые делают его основанным на доказательствах и законным». Нотариус в гражданском обществе гарантирует защиту частной собственности и безотказности прав собственности и защиты прав всех участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития государства и права нотариус является неотъемлемой частью правовой системы любой страны, поскольку функции, выполняемые нотариусами, объективно необходимы и востребованы обществом, особенно в обществе с развитой экономикой и гражданский оборот.
«Возрождение» российского нотариуса в 1993 году было связано с экономическими реформами, приватизационными процессами и изменением отношений собственности в России. Эти изменения потребовали адекватных правовых способов защиты участников гражданского оборота, в том числе путем развития нотариальной системы. Долгое время нотариус, находящийся на «периферии» законодательства и юридической практики, за последние несколько лет занял достойное место в российской правовой системе. В качестве президента Федеральной нотариальной палаты России Е.Н. Клячин, первые результаты функционирования внебюджетных нотариусов подтвердили правильность выбора, сделанного в 1993 году.
В правовой системе России стала складываться новая комплексная отрасль права – нотариальное право, объединяющая систему норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства.
Уникальность нотариуса (нотариус латинского типа), его полезность и экономическая эффективность для общества заключаются в том, что нотариус уполномочивает функции поддержания порядка, законности и законности законных действий Участники гражданской ротации за свой счет, бесплатно для государства. Кроме того, современный нотариус России позволяет государству более успешно выполнять функции правоприменения, а также юрисдикционные полномочия в налоговых и судебных делах. Важно обратить внимание на существенные характеристики нотариусов в настоящее время, в то время как государство испытывает большие трудности с финансированием репрессивной и судебной систем России.
Согласно ст. 1 Основного закона Российской Федерации о нотариусах российским нотариусам предлагается обеспечить, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституции республик в России, настоящие принципы, защиту прав и интересов граждане и юридические лица путем совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами от имени Российской Федерации. При этом нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции РФ.
Нотариальные действия в России могут совершаться не только нотариусами. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. В ГК РФ (ст. 185, разд. V «Наследственное право») право совершения отдельных нотариальных действий предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления и другим лицам. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений РФ, уполномоченные на совершение этих действий.
Для понимания современной нотариальной системы как части правовой системы России важен тот факт, что нотариальная деятельность не является предприятием и не преследует цель получения прибыли. Эта функция пронизывает содержание государственных нотариальных актов, определяя ряд важных особенностей нотариальной деятельности. Например, нотариус и лицо, временно его заменяющее, не имеют права выполнять свои обязанности одновременно: нотариальные действия в этой нотариальной конторе совершаются либо самим нотариусом, либо лицом, которое имеет право временно его заменить. Кроме того, отношения нотариуса и лиц, ходатайствующих о нотариальном акте, не имеют договорной основы, а носят публично-правовой характер.
При осуществлении нотариальной деятельности нотариусы имеют равные права и одинаковые обязанности, независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Документы, составленные нотариусом, имеют одинаковую юридическую ценность. Частный нотариус должен быть членом палаты.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно которому в отношении нотариата Министерство юстиции РФ осуществляет следующие полномочия: утверждает формы реестров регистрации нотариальный действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных подписей, осуществляет иные функции по нотариально – правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о нотариате.
Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1315 утверждено Положение о федеральной регистрационной службе, согласно которому в отношении нотариата федеральная регистрационная служба осуществляет следующие полномочия:
– осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата;
– осуществляет контроль надзор в сфере адвокатуры и нотариата;
– открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
- наделяет нотариусов полномочиями на совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации;
- организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
- удостоверяет подлинность подписи нотариуса и печати его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
- осуществляет в установленном порядке контроль за выполнением нотариусами установленных обязанностей;
- совместно с Федеральной нотариальной палатой определяет количество нотариальных постов в нотариальном округе, порядок изменения территории нотариуса, порядок создания и ликвидации нотариальной конторы и другие полномочия, предусмотренные принципами законодательства Российская Федерация на нотариусов;
- осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.
Нотариус является частью публично-правовой системы для предоставления квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В условиях отсутствия федеральной системы оказания юридической помощи в сфере гражданской юрисдикции нотариат является важной формой ее осуществления применительно к системе нотариального производства. Имеется целый ряд и других характеристик нотариальной деятельности, которые будут раскрываться при дальнейшем изложении материала.
Публично-правовые основы нотариальной деятельности нашли подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда России, например в постановлении от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате. Из сравнительно недавних решений Конституционного Суда приведем определение Конституционного Суда РФ16 от 6 июня 2002 г. №116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, отметим, что нотариальная деятельность направлена на охрану и защиту субъективных прав и заключается в оказании содействия в реализации прав и законных интересов, оформлении в соответствии с требованиями закона прав и сделок, удостоверении фактов и принятии мер по защите нарушенных прав в установленных законом случаях.
1.3 Источники права о нотариате
Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники, как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства.
Круг источников нотариального производства очерчен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации.
Конституция России и федеральные законы
Основной источник любого законодательства – Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ).
Федеральные законы как источники нотариального законодательства. Основы российского нотариального законодательства были приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 года и определили современное лицо русских нотариусов. Основами российского нотариального законодательства являются важнейшие правовые и организационные акты, определяющие современную организацию нотариусов, правовой статус, компетенцию и порядок работы нотариусов. Вопросы содержания в основах мало рассматриваются. Ставки государственного сбора и тарифы за нотариальные действия определяются законом Российской Федерации "О государственном сборе".
Гражданский кодекс России, как источник нотариального законодательства, ссылается в основном на фактическое содержание нотариальной деятельности и определяет характер конкретных нотариальных действий. В то же время мы представляем в качестве положительного явления существование различных процессуальных норм нотариального производства в гл. V «Право наследования» Гражданского кодекса Российской Федерации, что отражает его роль как источника нотариального права.
Такое же значение имеют СК, НК, Законы РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и целый ряд других федеральных законов.
Международные соглашения и договоры по вопросам нотариата
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.
Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.
Судебная практика
Источником права в современных условиях является судебная практика в самых разнообразных ее формах. Несмотря на несогласованность мнений о месте судебной практики, большинство экспертов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как юридическое, так и карательное значение. Пленум Верховного Суда Российской Федерации и, в определенной степени, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В контексте реализации государственной системы России по принципу разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации), вопрос о законодательных возможностях суда и роли судебной практики в Вопросы регулирования и правоприменения могут быть подняты по-разному. Понятие судебного прецедента очень плодотворно. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительного шага к последующему регулированию, но и становится прямым источником.