Файл: Правовые основы организации нотариата (Разграничение компетенций нотариальными органами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время законопроектом предлагается установить требования к указанным должностным лицам о наличии образования, стажа работы, прохождении соответствующей подготовки, предусмотреть контрольные функции Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации за совершением ими нотариальных действий.

  • Предлагается также вести учет лиц, имеющих право на совершение нотариальных действий, с обязательством вести реестр нотариусов и должностных лиц местного самоуправления в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации.
  • Законопроект будет предусматривать, что его действие не распространяется на правоотношения, возникающие в результате действий, эквивалентных нотариальным действиям, виды которых определяются другими федеральными законами.
  • 3. Закон предусматривает публичное раскрытие нотариального действия с доказательственной ценностью. Отсюда следует, что суд должен принять документ без дополнительных доказательств, доводов. Если только этот нотариальный акт или факты, изложенные в нем, не будут оспариваться каким-то исковым заявлением по другому возбужденному делу. Представляется это правильным: это, с одной стороны, избавит суды от необходимости доказывания этих документов и упростит им работу. С другой стороны, облегчит судьбу нотариуса, который по каждому факту, иногда совершенно ненужному, должен ходить в суд. В-третьих, это значительно облегчит в целом систему судебных разбирательств.
  • 4. Закон направлен на расширение полномочий нотариуса, переход от бюрократических представительств к правовому уровню, который может оказать всестороннюю юридическую помощь населению, гражданам и представителям юридических лиц на уровне довольно высокого качества. Это означает, например, что при регистрации юридических лиц нотариус может участвовать в первом собрании учредителей. свидетельствовать обо всех ключевых моментах, которые станут основой деятельности юридического лица; сформировать пакет документов, подать заявку на регистрацию в налоговый отдел этого юридического лица. Считается, что это является его частью, оно позволит вам избежать случайных и некомпетентных действий и спасти сферу юридических лиц от фальсификаций, использования утерянных паспортов, манекенов и т. Д.
  • Такая же ситуация с операциями с недвижимостью. Сегодня в удостоверении сделки принимает участие несколько участников. Риэлтор, который подбирает покупателю продавца или продавцу покупателя, нотариус, случайное лицо, которому доверяется зарегистрировать право собственности, всевозможные расчетные узлы, ячейки, где хранятся деньги покупателя для передачи продавцу и т.д. Предоставляется это право, когда продавец нашел покупателя или покупатель продавца, в этом ему может помогать риэлтор, но они приходят к нотариусу и говорят о своих намерениях. Тогда нотариус вступает в дело, и у него есть право проверить все документы, которые сегодня подтверждают наличие этого объекта продавцу, его характеристики, его качество и т.д. Далее нотариус сам удостоверяет сделку, сам несет на регистрацию право, сам принимает от покупателя деньги на депозитный счет, открытый у нотариуса в банке. Сам следит за расчетом между сторонами за продаваемый объект, и только после этого выдает сам свидетельство о праве собственности новому приобретателю. В итоге нотариус становится, как бы, проводником от начала и до конца этой сделки.

5. Закон определяет правила совершения нотариальных действий, порядка и размеров их оплаты. Перечисленные цели поставлены и разрешены в действующих Основах. Более детальная регламентации правил и порядка совершения нотариальных действий (ст. 39 Основ) - это одна из самых злободневных задач, решение которой Основы отнесли к компетенции Министерства юстиции РФ. Необходимо разработать и утвердить нормативно-правовые акты в соответствующих закону и потребностям форме и объемах. Очевидно, что нет острой необходимости на уровне закона описывать алгоритм, например, свидетельствования верности копий документов и выписок из них.

Вместе с тем следует согласиться с мнением авторов концепции об определении размеров оплаты нотариальных действий. Ибо существующая ст. 22.1 Основ («Размеры нотариального тарифа») и соответствующие нормы Налогового кодекса РФ (ст. 333.25 НК РФ) не дают однозначного ответа на многие вопросы, что порождает споры в судах.

Одним из примеров таких споров может служить вопрос о размере взыскиваемой нотариусом государственной пошлины при обращении за удостоверением согласия супруга, предусмотренного п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ.

6. Вопрос ответственности нотариуса практически не прописан в Основах. Существует кодекс профессиональной чести, принятый нотариусами. Когда нотариус обжалует цензуру, выговор или иное наказание, наложенное на него, суды обычно не признают этот профессиональный кодекс в качестве нормативного документа. Закон предусматривает, что этот профессиональный кодекс будет обязательным для всех нотариусов.

Кроме того, в проекте предусмотрено увеличение ответственности по страхованию. Если нотариус допустил ошибку, он по решению суда возместит ущерб, причиненный в результате ошибки. Все это гарантирует сторонам сделки чистоту правовых отношений, которые были совершены в ней.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: основной задачей нотариуса было, есть и будет обеспечение правовой защиты участников гражданского оборота. При разработки концепции развития нотариата основной целью не должно быть обновления действующего закона, ибо есть много примеров получения противоположного эффекта вместо ожидаемого. Сегодня нотариат справедливо признается институтом превентивного правосудия.

Заключение

Институт нотариата представляет собой орган предупредительного (превентивного) правосудия, предупреждающего обращение граждан в суд в случаях, когда для возникновения или реализации бесспорного субъективного права необходимо публичное волеизъявление компетентного органа, официальное признание и подтверждение им этого права. Нотариальные услуги характеризуются общезначимой направленностью и имеют неограниченный круг субъектов, прибегающих к нотариальной юридической помощи. Нотариус – одновременно представитель гражданского общества и носитель публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер.


Но, как и в любой другой деятельности, существует ряд конституционно-правовых проблем правового регулирования деятельности нотариата в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.

К таким проблемам относятся:

формальное отношение соблюдать в нотариальной практике правило о необходимости выяснять сделкоспособность или дееспособность лиц, участвующих в сделке, при ее удостоверении.

Также, проблемным аспектом работы российского нотариата является указание продажной цены объекта недвижимости в нотариально удостоверяемых договорах купли-продажи. Нормальным явлением среди российских нотариусов считается, когда в таком договоре указывается, что объект недвижимости продается за цену, оговоренную продавцом и покупателем. И как следствие, при оспаривании такой сделки, связанной с отчуждением недвижимого имущества, невозможность установить при рассмотрении дела в суде, какую же сумму на самом деле продавец получил от покупателя за проданное ему имущество (дом, квартиру, комнату и т.д.).

Также, одна из самых крупных современных проблем – это противоречивость и неоднозначность правовой базы нотариата. Согласно ст. 163 ГК РФ, существо нотариата сведено к проставлению печати, подписи нотариуса на документах, С введением новых форм гражданско-правовой защиты и исключением нотариусов в этой области возросло количество споров, рассматриваемых российскими судами. Все это приводит к выводу, что нецелесообразно исключать создание нотариуса из гражданского трафика и необходимость восстановления истинного статуса и функций нотариуса и, соответственно, усиливать регулирующие функции государства с помощью нотариуса в структуре собственности. ,

Заключение предполагает, что правовая база нуждается в улучшении. Улучшение работы нотариусов как превентивного судебного учреждения окажет положительное влияние на качество защиты и защиты прав граждан, а также будет способствовать эффективной работе.

Для повышения роли нотариуса в предотвращении правовых конфликтов необходимо следующее:

а) по закону обязывает нотариусов вести учет порядка совершения определенных видов нотариальных действий;

б) предоставить нотариусу полномочия по удостоверению односторонних заявлений или двухсторонних соглашений сторон гражданско-правового спора, находящегося на рассмотрении суда, по отдельным процессуальным вопросам;

в) расписать в правилах профессиональной деятельности нотариуса, как следует поступать, когда к ним для удостоверения сделок обращаются лица, в отношении которых не выносились судебные решения о признании их ограниченно дееспособными или недееспособными