Файл: Теоретические аспекты применения метода экспертных оценок при принятии управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты применения метода экспертных оценок при принятии управленческих решений

1.1. Сущность метода экспертных оценок и его этапы

1.2. Подходы к обработке мнений экспертов

Выводы по Главе

Глава 2. Практические аспекты применения метода экспертных оценок для разработки управленческих решений в сфере мотивации персонала ООО «Зодчий»

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.2. Исследование мотивирующих факторов на предприятии с использованием метода экспертных оценок

Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом. Действенные мотивационные факторы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Поэтому необходимо исследовать мотивационные факторы, определяющие поведение работников, и на этой основе формировать систему мотивации и стимулирования в организации.

Выводы по Главе

3) факторы, связанные с карьерным ростом, творческим характером труда, результатами труда, имеют довольно небольшое влияние на мотивацию к работе. Низкий уровень данных факторов необходимо учитывать при делегировании заданий, связанных с новыми должностными обязанностями, ответственностью.

Заключение

3) факторы, связанные с карьерным ростом, творческим характером труда, результатами труда, имеют довольно небольшое влияние на мотивацию к работе. Низкий уровень данных факторов необходимо учитывать при делегировании заданий, связанных с новыми должностными обязанностями, ответственностью.

Список литературы

Метод экспертных оценок является достаточно популярным методом получения информации и принятия решений, особенно в случаях чрезвычайной сложности проблемы, её новизны, то есть в условиях риска и неопределённости, а также когда невозможна математическая формализация процесса принятия решения.

Существует несколько вариантов получения экспертных оценок: метод Дельфи, мозговой штурм, метод сценариев, методы ранжирования, метод весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений.

Наиболее распространёнными и простыми с точки зрения статистической обработки мнений экспертов являются методы ранжирования. Ранжирование – это расположение объектов в порядке возрастания или убывания какого-либо присущего им свойства. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенные. Различают парное ранжирование, непосредственную оценку и простую ранжировку[14].

Парное сравнение – это установление предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Здесь не нужно, как при ранжировании, упорядочивать все объекты, необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство. Этот метод предполагает сравнение каждых двух факторов по десятибалльной шкале. Каждый эксперт заполняет таблицу, присваивая каждой паре факторов в сумме 10 баллов, определяя долю каждого фактора в паре. Балльный метод или непосредственная оценка. Суть данного метода заключается в том, что эксперты ранжируют объекты анализа и присваивают каждой характеристике объекта оценку (балл). Таким образом, не только определяется наиболее предпочтительный объект, но и выявляется значимость его характеристик. Чаще всего оценка (балл) изменяется от 0 до 10, поскольку именно это интервал даёт более объективную оценку и не затрудняет работу экспертов[15].

Метод простой ранжировки заключается в том, что каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения.

Метод ранжирования не лишён субъективизма, так же как и все остальные методы экспертных оценок. Но в некоторых ситуациях именно субъективный взгляд на проблему необходимо изучить. Например, при изучении мотивации работников. Поскольку мотивационные факторы работниками и руководителями могут восприниматься и оцениваться по-разному, применение метода экспертных оценок даёт возможность получить информацию для разработки эффективной системы мотивации и внесения корректив в уже существующую систему для повышения её эффективности.


Анализ результатов эксперимента — завершающий этап в проведении эксперимента с применением экс­пертных оценок. Отказ, по объективным причинам, от натурных экспериментов добавляет в данный этап до­полнительные шаги, направленные на доказательство правильности выбора кандидатов в экспертную группу. Основанием для этого, конечно, являются оценки экс­пертов, которые мы должны должным образом проана­лизировать[16].

Первоначальный анализ, используемый при при­менении в эксперименте экспертных оценок — анализ коэффициента конкордации Кенделла[17]. Также данный коэффициент иногда называют коэффициентом множе­ственной ранговой корреляции. Основной его задачей является выявление согласованности мнений экспер­тов по нескольким факторам. В общем виде формулу, используемую для нахождения данного коэффициента можно записать так:

(2)

где m — число экспертов в группе;

n — число факто­ров;

S — сумма квадратов разности рангов. Значение данного коэффициента колеблется в пределах от 0 до 1, где 0 — полная несогласованность мнений экспертов, а 1 — полная согласованность.

Данная проверка необхо­дима, так как, если согласованность экспертов будет меньше 0,6 (минимальное значение сильной согласованности экспертных мнений), то все результаты эксперимента нам придется отбросить и начать подбор экспертной группы заново. Если же согласованность мнений экс­пертов будет больше 0,6, то данные эксперимента при­нимаются в дальнейшее исследование, основанное на статистической обработке по плану многоуровневого эксперимента[18].

Для оценки полученных результатов используют шкалы изменения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Виды шкал измерения[19]

Вид шкалы

Группы допустимых
преобразований

Описание

Допустимые
средние

1

2

3

4

5

1.

Шкала

наименований (номинальная)

все взаимно-однозначные преобразования

В этой шкале числа
используются лишь
как метки.

мода

2.

Порядковая шкала

все строго возрастающие преобразования

В этой шкале числа
используются для установления порядка
между объектами

члены вариационного ряда (медианы)

3.

Шкала
интервалов

линейные возрастающие преобразования

На шкале нельзя отметить ни естественное начало отсчета, ни естественную единицу измерения

среднее арифметическое


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

4.

Шкала
отношений

линейные возрастающие преобразования без свободного члена

Есть естественное
начало отсчета - нуль, то есть отсутствие величины, но нет
естественной единицы измерения

только степенные средние и среднее геометрическое

5.

Абсолютная шкала

тождественное преобразование

Результаты измерений
- числа в обычном смысле слова

При анализе мнений экспертов можно применять самые разнообразные статистические методы. Поскольку ответы экспертов во многих процедурах экспертного опроса – не числа, а такие объекты нечисловой природы, как градации качественных признаков, ранжировки, разбиения, результаты парных сравнений, нечеткие предпочтения, то для их анализа оказываются полезными методы статистики объектов нечисловой природы[20]. Выводы, сделанные на основе данных, измеренных в шкале определенного типа, не должны меняться при допустимом преобразовании шкалы измерения этих данных[21]. При анализе используют одновременно метод средних арифметических рангов (среднее арифметическое), и методов медианных рангов (медианы)[22]. Такая рекомендация находится в согласии с концепцией устойчивости, рекомендующей использовать различные методы для обработки одних и тех же данных с целью выделить выводы, получаемые одновременно при всех методах[23]. Такие выводы, видимо, соответствуют реальной действительности, в то время как заключения, меняющиеся от метода к методу, зависят от субъективизма исследователя, выбирающего метод обработки исходных экспертных оценок.

Выводы по Главе

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что метод экспертных оценок при принятии управленческих решений – это процесс, при котором квалифицированный специалист, на основании соответствующей методики и научных знаний в производственном процессе, являющимся объектом экспертизы, проводит анализ полученной от ответственного заказчика, информации и предоставляет мотивированное, документально обоснованное и научно подтвержденное экспертное заключение, направленное на разработку заключения на всех этапах цикла выработки, принятия и реализации управленческих решений.


Отличительными особенностями данного метода являются: научно обоснованная организация проведения всех этапов; применение количественных методов при обработке результатов и оценке суждений экспертов; определение статистической значимости полученных коэффициентов.

Глава 2. Практические аспекты применения метода экспертных оценок для разработки управленческих решений в сфере мотивации персонала ООО «Зодчий»

2.1.Краткая характеристика предприятия

ООО «Зодчий» - коммерческая организация, главным видом деятельности которой является строительство деревянных домов и бань.

История компании начинается в 1992 г. В 1993 г. разработана стратегия и миссия компании. Основной целью работы было определено формирование рынка профессионального дачного домостроения. И «Зодчий» предложил своим покупателям новый революционный подход: «Без предоплаты, качественно, с гарантией». Введение системы постоплаты (заказчик платит за работы после их завершения) стало качественным скачком, давшим возможность не только отстроиться от конкурентов, занять лидерскую позицию и завоевать доверие покупателей, но и задать новую планку всему строительному сообществу.

В 1994 г. запущена первая технологическая линия для массового производства дачных деревянных быстро-сборных щитовых домов. Это позволило «Зодчему» снизить цены и сократить сроки строительства. И главное, благодаря приложенным усилиям «Зодчий», впервые на рынке дачного домостроения, смог не только заявить, но и гарантировать выполнение сроков строительства.

В 1996 г. освоена и внедрена каркасная технология, а в 1999 г. организован отдел индивидуального строительства.

В 2001 г. приобретен деревоперерабатывающий комбинат в г. Шарья, что позволило в 2004 г. начать массовое производства высококачественных пагонажных изделий (вагонка, доска пола, столярные изделия), соответствующих европейским стандартам качества.


В 2010 г. начата модернизация домостроительного комбината (ДСК) в г. Бронницы, которая закончилась в 2012 г.

В 2014 г. предприятие ввело 20-летнюю гарантию. Гарантийные сроки, установленные «Зодчим» на материал собственного производства – стали его новым конкурентным преимуществом. ООО «Зодчий» первым в России установил на клееный брус собственного производства гарантию до 20 лет. В 2015 г. проведено увеличение гарантийного строка на 180-й клееный брус до 23 лет.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели работы

ООО «Зодчий» за 2014-2015 гг.[24]

Наименование показателей

2015 год

2014 год

Темп роста, %

Выручка от реализации продукции и услуг, млн. руб.

2 949,1

4 237,6

143,69

Себестоимость реализованной продукции и услуг, млн. руб.

2902,80

4144,30

142,77

Прибыль от продаж, млн. руб.

46,3

93,3

201,51

Рентабельность реализованной продукции и услуг, %

1,60

2,20

-

Чистая прибыль, млн. руб.

14,6

41,1

281,51

ООО «Зодчий» в 2015 г. реализовало продукции на 2 780,9 млн. руб., что на 43,69 % выше показателя 2014 г. При этом темпы роста себестоимости продаж были ниже и составили в 2015 г. 142,77 %. В результате опережающего роста выручки прибыль от продаж в 2015 г. более, чем в два раза превышает показатель 2014 г. Общество по результатам 2015 г. получило чистую прибыль 41,1 млн. руб., что почти в три раза выше, чем в 2014 г. Отметим также рост рентабельности продаж в 2015 г. на 0,6 п.п.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1. Она построена по линейно-функциональному принципу.

Генеральный директор

Зам.ген. директора по экономике и финансам

Зам.ген. директора по производству

Главный бухгалтер

Первый зам.ген. директора - главный инженер

Зам.ген.

директора по развитию

Зам.ген. директора по закупкам

Зам.ген. директора

по

персоналу