Файл: Теоретические аспекты применения метода экспертных оценок при принятии управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты применения метода экспертных оценок при принятии управленческих решений

1.1. Сущность метода экспертных оценок и его этапы

1.2. Подходы к обработке мнений экспертов

Выводы по Главе

Глава 2. Практические аспекты применения метода экспертных оценок для разработки управленческих решений в сфере мотивации персонала ООО «Зодчий»

2.1.Краткая характеристика предприятия

2.2. Исследование мотивирующих факторов на предприятии с использованием метода экспертных оценок

Создание и поддержание мотивации является достаточно сложным делом. Действенные мотивационные факторы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Поэтому необходимо исследовать мотивационные факторы, определяющие поведение работников, и на этой основе формировать систему мотивации и стимулирования в организации.

Выводы по Главе

3) факторы, связанные с карьерным ростом, творческим характером труда, результатами труда, имеют довольно небольшое влияние на мотивацию к работе. Низкий уровень данных факторов необходимо учитывать при делегировании заданий, связанных с новыми должностными обязанностями, ответственностью.

Заключение

3) факторы, связанные с карьерным ростом, творческим характером труда, результатами труда, имеют довольно небольшое влияние на мотивацию к работе. Низкий уровень данных факторов необходимо учитывать при делегировании заданий, связанных с новыми должностными обязанностями, ответственностью.

Список литературы

Зам главного инженера по сопровождению производства

Зам главного инженера по качеству

Цех оперативного ремонта (ЦОР)

Отдел анализа эффективности средств производства (ОАЭСП)

Отдел главного механика (ОГМ)

Отдел охраны труда (ООТ)

Бюро по рекламации и работе по анализу дефектов (БРРАД)

Бюро метрологического обеспечения и методов контроля (БМОиМК)

Отдел технического контроля (ОТК)

Отдел входного контроля (ОВиЛК)

Бюро менеджмента качества и стандартизации (БМКиС)

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия

Динамика трудовых ресурсов предприятия представлена в таблице 4.

Таблица 4

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ООО «Зодчий» за 2013-2015 гг.[25]

Категории работающих

Среднесписочная численность, чел.

Отклонения 2015 года от

2013

2014

2015

2013 года

2014 года

Чел (+/-)

Темп прироста, %

Чел (+/-)

Темп прироста, %

Рабочие, в том числе

750

760

760

10

1,33

-

-

основные

640

640

640

-

-

-

-

вспомогательные

110

120

120

10

9,09

-

-

Служащие, в том числе

490

500

500

10

2,04

-

-

руководители

90

90

90

-

-

-

-

специалисты

380

400

400

20

5,26

-

-

прочие служащие

20

10

10

-10

-50,00

-

-

Всего работающих

1240

1260

1260

20

1,61

-

-


Из данных таблицы 3 видно, что за 2014 г. отмечается увеличение кадрового состава предприятия. В 2014 г. численность работающих увеличилась на 20 чел., или на 1,61%. При этом прирост численности произошел за счет увеличения численности вспомогательных рабочих (на 10 чел., или на 9,09%) и специалистов – на 20 чел., или на 5,26%. Численность прочих служащих сократилась на 10 работников. В 2015 г. изменения численности работников не происходило.

В таблице 4 проанализируем динамику структуры персонала на предприятии за 2013-2015 гг. Из данных таблицы 4 видно, что в 2014 г. происходит некоторое сокращение удельного веса рабочих в общей численности персонала (на 0,16 процентного пункта) с соответствующим увеличение удельного веса служащих. В целом же значительных изменений в структуре персонала не отмечается. Более 60% работников являются рабочими.

Таблица 4

Структура численности работающих по категориям в 2013-2015 гг.[26]

Категории работающих

Структура численности, %

Отклонения 2015 года от (+/-)

2013

2014

2015

2013 года

2014 года

Рабочие

60,48

60,32

60,32

-0,16

-

основные

51,61

50,79

50,79

-0,82

-

вспомогательные

8,87

9,53

9,53

0,66

-

Служащие, в том числе

39,52

39,68

39,68

0,16

-

руководители

7,26

7,14

7,14

-0,12

-

специалисты

30,65

31,75

31,75

1,10

-

прочие служащие

1,61

0,79

0,79

-0,82

-

Существенное влияние на эффективность использования трудовых ресурсов оказывает характер и уровень движения кадров на предприятии, которые отражены в таблице 5.

Таблица 5

Движение кадров на предприятии[27]


Показатели

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонения 2015 года от (+/-)

2013

2014

Среднесписочная численность всего

Чел.

1240

1260

1260

20

-

в том числе рабочих

Чел.

750

761

762

9

-

Принято на работу всего

Чел.

71

83

90

19

7

в том числе рабочих

Чел.

62

71

73

11

2

Уволено с работы всего

Чел.

51

81

93

42

12

в то числе по собственному желанию

Чел.

51

81

73

22

-8

в том числе рабочих

Чел.

51

72

73

22

1

Коэффициент приема кадров всего

0,06

0,06

0,07

0,01

0,01

в том числе рабочих

0,08

0,09

0,09

0,01

-

Коэффициент выбытия кадров, всего

0,04

0,06

0,07

0,03

0,01

в том числе рабочих

0,07

0,09

0,09

0,02

-

Коэффициент оборота кадров, всего

0,10

0,13

0,14

0,04

0,01

в том числе рабочих

0,15

0,18

0,18

0,03

-

Коэффициент текучести кадров

0,04

0,06

0,06

0,02

-


Анализ данных, представленных в таблице 5, показывает, что по сравнению с 2013 г. в 2015 г. количество принятых на работу увеличилось на 19 работников, а по сравнению с 2014 г. – на 7 чел. Коэффициент приема кадров в 2013-2014 гг. оставался неизменным и составлял 6%, в 2015 г. увеличился до 7%. Число уволенных работников в 2015 г. увеличилось на 42 чел. по сравнению с 2013 г., а по сравнению с 2014 г. – на 12 чел. Коэффициент выбытия кадров в 2014 г. возрос на 2 процентных пункта, а в 2015 г. – еще на 1 процентный пункт по сравнению с 2014 г. Негативным фактом является увеличение коэффициента текучести кадров в 2015 г. с 4% до 6%.

Высокий уровень текучести кадров обуславливает необходимость принятия управленческих решений в сфере мотивации труда.

2.2. Исследование мотивирующих факторов на предприятии с использованием метода экспертных оценок

Целями анализа являются получение информации о мотивирующих факторах и разработка мер по совершенствованию системы мотивации в организации: от выработки политики мотивации до определения способов индивидуальной мотивации конкретных работников.

Для проведения анкетирования было выбрано 30 работников организации из разных отделов и служб. Респондентам было предложено проранжировать по мере важности факторы, более всего влияющие на мотивацию к работе. Анкетирование проводилось анонимно. Анкета содержала следующие вопросы:

Как вы считаете, какие из перечисленных факторов более всего влияют на вашу мотивацию к работе? Расположите их в порядке убывания по степени важности.

1. Материальная удовлетворённость.

2. Условия труда.

3. Психологический комфорт.

4. Продвижение по службе.

5. Творческий характер работы.

6. Удовлетворённость результатами труда.

Результаты анкетирования представлены в табл. 6.

Таблица 6

Ранжирование факторов мотивации по мере их важности[28]

Анкета

Номер фактора

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

1

2

3

5

4

6

21

2

1

3

4

2

5

6

21

3

1

3

2

4

6

5

21

4

1

4

3

6

2

5

21

5

3

2

1

5

4

6

21

б

1

2

3

5

6

4

21

7

1

2

4

5

3

6

21

8

2

3

1

4

5

6

21

9

1

3

2

4

6

5

21

10

2

1

3

5

6

4

21

11

1

2

5

4

6

3

21

12

1

3

2

4

5

6

21

13

2

1

3

5

4

6

21

14

1

2

4

3

5

6

21

15

1

3

2

5

4

6

21

16

1

2

3

5

6

4

21

17

1

3

4

2

6

5

21

18

2

4

1

3

5

6

21

19

1

2

3

5

6

4

21

20

2

1

3

5

6

4

21

21

2

3

4

1

6

5

21

22

1

2

5

4

6

3

21

23

1

3

2

4

6

5

21

24

1

4

3

6

z

5

21

25

1

3

2

5

4

6

21

26

3

1

2

5

6

4

21

27

1

3

2

4

6

5

21

28

1

3

4

6

3

5

21

29

1

2

3

4

5

6

21

30

2

3

1

5

4

6

21

Всего

41

75

84

130

147

153

630


Фактор, у которого сумма рангов наименьшая, считается наиболее значимым фактором мотивации. Процедура ранжирования факторов завершается расчётом коэффициента конкордации, показывающим степень согласованности мнений экспертов. Коэффициент конкордации изменяется от 0 до 1. Чем более согласованы мнения экспертов, тем он ближе к 1. Коэффициент конкордации можно рассчитать по формуле (2).

Средняя сумма рангов рассчитывается по формуле:

S = m*(n + 1)/2. (3)

Промежуточные расчёты произведены в табл. 7.

Таблица 7

Оценка согласованности мнений экспертов[29]

Показатели

1

2

3

4

5

6

1. Сумма рангов

41

75

84

130

147

153

2. Среднеарифметическая сумма рангов

105

105

105

105

105

105

3. Алгебраическая разность

-64

-30

-21

25

42

48

4. Квадрата разностей

4096

900

441

625

1764

2304

Сумма квадратов алгебраических разностей К = 10 130. Коэффициент конкордации равен 0,6432.

Значимость коэффициента конкордации проверяется на основе – критерия Пирсона, который может быть вычислен по следующей формуле:

(4)

В нашем случае коэффициент Пирсона = 135, что выше критического табличного значения (43,77) при вероятности 0,95, что подтверждает значимость коэффициента.

При изучении мотивации высокий уровень согласованности мнении анкетируемых говорит о том, что во всех отделах и службах организации доминируют одни и те же мотивационные факторы. Если коэффициент конкордации меньше 0,4, то мнения анкетируемых не согласованы - значит действуют разные мотивационные факторы в разных группах работников. В этом случае необходимо изучить уровень оплаты труда, особенности условий труда различных категорий работников, их возраст, уровень образования, характер выполняемых функциональных обязанностей. На основе данных различий работники делятся на группы, и в каждой группе изучаются мотивационные факторы. Тогда система мотивации будет иметь свою специфику исходя из особенностей отдельных групп работников.