Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия: торговой компании «Электрик»)..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования товарно-ассортиментной политики торговой компании
1.1 Понятие, характеристика и методы формирования товарного ассортимента
1.2 Сущность и задачи товарно-ассортиментной политики
Глава 2 Общая характеристика и анализ деятельности торговой компании «Электрик»
2.1 Характеристика деятельности торговой компании «Электрик»
2.2 Анализ товарно-ассортиментной политики торговой компании «Электрик»
2.3 Совершенствование ассортиментной политики торговой компании «Электрик»
Таблица 1 - Отбор критериев для выбора поставщика
№ |
Наименование критерия |
Описание критерия |
1 |
Наличие товарного кредита и отсрочки платежа |
Отсутствие 100%-ной предоплаты за полученный товар; Возможность осуществления оплаты за полученный товар через определенное время |
2 |
Сроки и условия поставки (объем, цены) |
Выгодные условия поставки, наличие доставки |
3 |
Обновление ассортимента |
Наличие новых предложений товаров |
4 |
Закупочные цены |
Отпускная стоимость единицы товара |
5 |
Рекламации |
Наличие возможностей возврата некачественных товаров |
6 |
Гарантийный срок |
Срок фирменной гарантии |
7 |
Рекламные материалы |
Дополнительные рекламные материалы производителя, средства оформления, буклеты и т.п. |
Оценку поставщиков по выбранным критериям проводил Генеральный директор компании. Анализ основных поставщиков представлен в таблице 2
№ |
Критерии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Результат |
Поставщики |
|||||||||
1 |
ООО «Ампер" |
8 |
9 |
8 |
7 |
9 |
6 |
8 |
55 |
2 |
ООО «Эоланта» |
7 |
7 |
9 |
9 |
8 |
9 |
7 |
56 |
Из анализа поставщиков можно сделать вывод, что у каждого поставщика есть свои преимущества, но в целом, они находятся на одном приоритетном уровне для компании.
Основными конкурентами компании выступают фирмы «Юрат», ООО «Чебсвет» и «Июль». Составим профиль конкурентов (таблица 3).
Следует отметить, что в г.Чебоксары компания «Электрик» имеет наибольшее количество торговых точек (6 магазинов), однако регионы сбыта компании меньше (только г.Чебоксары) по сравнению с основными конкурентами.
Таблица 3 -Профиль основных конкурентов компании «Электрик»
Название компании |
Товарооборот, млн. руб. |
Наличие интернет- магазина |
Регионы сбыта |
«Юрат» |
85,6 |
имеется |
Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш); Республика Марий Эл (г. Йошкар-Ола) |
ООО «Чебсвет» |
40,7 |
нет |
Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Новочебоксарск) |
«Июль» |
34,2 |
имеется |
Республика Чувашия (г. Чебоксары, г. Канаш) |
Для анализа конкурентов составим конкурентную карту рынка. Данные для анализа представлены в таблице 4
Таблица 4 -Данные для конкурентного анализа
Название компании |
Рыночная доля, 2015 г., % |
Рыночная доля, 2014 г., % |
Рыночная доля (больше среднего значения) |
Рыночная доля (меньше среднего значения) |
Темп роста, % |
«Электрик» |
10 |
8 |
Х |
125 |
|
«Юрат» |
24 |
25 |
Х |
96 |
|
ООО «Чебсвет» |
13 |
15 |
Х |
87 |
|
«Июль» |
9 |
6 |
Х |
150 |
Для анализа были взяты основные конкуренты компании «Электрик», так как у остальных доля рынка слишком маленькая.
Средний показатель рыночной доли равен 12,75%.Также было посчитано среднеквадратичное отклонение рыночной доли (6,53%), которое совместно с минимальными и максимальными значениями позволило определить границы типологических групп.
На основании полученных результатов оценки распределения рыночной доли и темпов изменения конкурентной позиции анализируемых компаний была построена матрица конкурентной карты рынка (таблица 5).
Таблица 5- Матрица конкурентной карты карта рынка
Доля рынка Темп роста |
Лидер (>19,28%) |
Сильная конкурентная позиция(от 12,75% до 19,28%) |
Слабая конкурентная позиция (от 12,75% до 6,22%) |
Аутсайдеры (<6,22%) |
Быстро растет (>50%) |
«Июль» |
|||
Растет (<50%) |
«Электрик» |
|||
Падает (<50%) |
«Юрат» |
ООО «Чебсвет» |
||
Быстро падает (>50%) |
Анализ положения на рынке розничной торговли светотехническими изделиями показал, что:
компания «Юрат» (на рынке с 1995 г.) является лидером, но имеет ухудшающуюся конкурентную позицию (снижение рыночной доли на 4%) вследствие появления новых конкурентов на рынке;
ООО «Чебсвет» (на рынке с 2005 г.) является претендентом на лидерство с ухудшающейся конкурентной позицией (снижение темпов прироста на 13%);
«Электрик» относится к категории «последователи» (слабая конкурентная позиция) с улучшающейся конкурентной позицией (темпы роста 125%);
«Июль» (на рынке с 2000 г.) - «последователи» (слабая конкурентная позиция) с быстро улучшающейся конкурентной позицией (темпы роста 150%).
Таким образом, анализ карты показал, что у компании «Электрик» сильные конкуренты, но есть все шансы стать лидером на данном рынке.
Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д.
Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.
Технологии как фактор среды косвенного воздействия характеризуют общий уровень производительных сил. Это наиболее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп изменения технологий в различных отраслях существенно отличаются. Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства - компьютерные технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов - оказывают значительное и все возрастающее воздействие на другие организации, эффективность их деятельности.
Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы государственной поддержки бизнеса и т.д. непосредственно воздействуют на взаимосвязи организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способствует притоку капитала, а, следовательно, облегчает удовлетворение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и финансовые ресурсы также затрудняет их приобретение.
В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Поэтому она имеет различные угрозы со стороны конкурентов, поставщиков, государственных органов и других элементов внешней среды, которые могут мешать осуществлению деятельности любой организации, но наряду с угрозами внешняя среда несет и определенные возможности для развития организации и ее подразделений. Поэтому каждой компании необходимо проводить SWOT-анализ. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды [41].
На первом шаге процедуры экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (описателей компании и внешней среды). Экспертами выступили сотрудники компании «Электрик», а именно: Генеральный директор, коммерческий директор, маркетолог и студент- стажер. На следующем шаге описатели были оценены этими же экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5.
Таблица 6- Возможные ключевые факторы успеха для компании представлены
Возможные ключевые факторы успеха
Фактор: |
Оценки экспертов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Средняя Оценка |
|
широта ассортимента и наличие популярных товаров |
4 |
4 |
4 |
4 |
4,0 |
представленность известных брендов и производителей (ООО «Люменхоф», Ningbo Zhengzheng Electric Appliance Co.Ltd и др.) |
2 |
4 |
4 |
5 |
3,75 |
цены и наличие специальных ценовых акций на популярные товары |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,25 |
удобство расположения для целевого покупателя и уровень географической экспансии |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
легкость навигации среди ассортимента в магазине (возможность легко найти то, что необходимо) |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,75 |
внешний вид точки - заметность и привлекательность вывески |
4 |
4 |
5 |
5 |
4,5 |
обстановка торговой точки: чистота, дизайн интерьера, размер торговых площадей, качество выкладки в магазине |
3 |
4 |
4 |
4 |
3,75 |
комфортность перемещения по торговой точке для покупателя, в том числе с детьми |
2 |
4 |
2 |
5 |
3,25 |
наличие возможности заказов через интернет (или доставка по телефону) |
2 |
3 |
5 |
3 |
3,25 |
наличие программ лояльности для постоянных покупателей |
5 |
4 |
4 |
5 |
4,5 |
квалифицированность персонала и скорость обслуживания |
3 |
3 |
4 |
5 |
3,75 |
возможные формы оплаты (наличный и безналичный расчет) |
4 |
4 |
4 |
4 |
4,0 |
гарантия возврата и постпродажный сервис |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
наличие программ для управления запасами |
4 |
2 |
3 |
4 |
3,25 |
реклама торговой точки |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
современные технологии обслуживания (индивидуальный подход) |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
знание торговой марки компании и доверие к компании |
4 |
3 |
4 |
5 |
4,0 |
Именно среди данных факторов необходимо искать сильные и слабые стороны компании. Оценку «лучше», «на том же уровне, что и у конкурентов» или «хуже» производили те же эксперты, что и выше (таблица 7 ).
Таблица . Определение сильных и слабых сторон компании
Внутренние факторы |
Лучше, чем у конкуре нтов - сильные стороны |
Хуже, чем у конкурен тов - слабые стороны |
На том же уровне, что и у конкурен тов |
Комментарии |
Широта ассортимента |
Х |
Широкий выбор и представленность всех категорий светотехнических изделий |
||
Наличие популярных товаров |
Х |
Низкий уровень работы с ассортиментом приводит к временному отсутствию популярных категорий товаров |
||
Представленность известных брендов, эксклюзивных товаров |
Х |
Конкуренты имеют более широкую представленность известных брендов |
||
Цены |
Х |
Нет существенного разброса цен с конкурентами |
||
Наличие акций для покупателей |
Х |
Не проводятся акции для покупателей на фоне активной акционной активности конкурентов (акции с возвратом денежных средств, купонные акции) |
||
Удобство расположения магазинов |
Х |
Присутствие торговых точек во всех ключевых специализированных торговых центрах города. |
||
Наличие интернет- магазина |
Х |
Отсутствие возможности заказов через интернет |
||
Легкость навигации |
Х |
Необходимый товар сложнее найти, чем у конкурентов |
||
Внешний вид торговой точки (ТТ) |
Х |
Существенных отличий внешнего вида торговых точек по сравнению с конкурентами нет |
||
Внутренняя обстановка ТТ |
Х |
Особых различий не наблюдается |
||
Комфортность перемещения по ТТ |
Х |
Особых различий не наблюдается |
||
Программы лояльности для постоянных клиентов |
Х |
Самые выгодные предложения по картам лояльности постоянного покупателя |
||
Персонал |
Х |
На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов |
||
Возможные формы оплаты |
Х |
Наличие всех форм оплаты (наличный и безналичный расчет) |
||
Гарантия и постпродажный сервис |
Х |
Возврат любого купленного товара в течение 14 дней |
||
Реклама |
Х |
Отсутствие рекламной поддержки на фоне конкурентов и недостаточность ресурсов для крупномасштабной рекламы |
||
Технологии обслуживания |
Х |
На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов |