Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия: торговой компании «Электрик»)..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования товарно-ассортиментной политики торговой компании
1.1 Понятие, характеристика и методы формирования товарного ассортимента
1.2 Сущность и задачи товарно-ассортиментной политики
Глава 2 Общая характеристика и анализ деятельности торговой компании «Электрик»
2.1 Характеристика деятельности торговой компании «Электрик»
2.2 Анализ товарно-ассортиментной политики торговой компании «Электрик»
2.3 Совершенствование ассортиментной политики торговой компании «Электрик»
Товарная политика - маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме [1, с.210].
Товарно-ассортиментная политика - наиболее важный из всех инструментов маркетинга, с помощью которого предприятие работает на рынке.
Товарно-ассортиментная политика - искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей.
Товарно-ассортиментная политика - политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры и динамики цен и др.
Сущность товарно-ассортиментной политики заключается в формировании ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей.
Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса
Основные цели товарно-ассортиментной политики [12, с.38]:
увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;
увеличение оборачиваемости товарных запасов;
достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;
выход на новые рынки;
снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;
формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.
Цель ассортиментной политики предприятий, использующих концепцию маркетинга, заключается в том, чтобы в каждый момент набор товаров, предлагаемый предприятием, оптимально соответствовал нуждам потребителей по качественным характеристикам и количественным объемам, и обеспечивал максимально эффективную деятельность предприятия.
Основными задачами товарно-ассортиментной политики являются [34]:
удовлетворение спроса потребителей;
привлечение новых покупателей;
оптимизация финансовых результатов предприятия;
установление оптимального соотношения одновременно присутствующих на рынке товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, оптимального соотношения базовых моделей и их модификаций, разновидностей товаров;
использование принципов синергизма и стратегии гибкости.
Рассмотрим более подробно каждую перечисленную задачу.
Первой задачей является удовлетворение спроса потребителей. Изучение спроса связано с выявлением тенденций развития спроса и потребления товаров, с учетом факторов, влияющих на их изменение. Зная потребности и спрос покупателей, можно решить два основных вопроса:
Какие товары и в каком количестве должны быть представлены в ассортименте предприятия?
Для каких типов покупателей необходимы эти товары?
Как показывают опросы покупателей, именно ассортимент в наибольшей мере влияет на выбор места покупки, 42% опрошенных считают его основным фактором при выборе магазина.
Изучение спроса - непрерывный процесс. С одной стороны, изучение спроса населения предшествует формированию ассортимента товаров, а с другой - следует за ним с целью выявления соответствия ассортимента предъявляемому спросу. В магазинах продавцы в процессе обслуживания покупателей изучают их требования к ассортименту, качеству товаров, ведут учет реализованного и нереализованного спроса.
Не менее важной является функция формирования спроса продавцами. Но для этого необходим высокий профессионализм, хорошее знание потребительских свойств товара, психологии и этики торговли.
Источники информации о спросе:
статистическая отчетность;
данные бюджетных обследований и домашних хозяйств;
оперативные ведомственные материалы;
сплошные и выборочные обследования.
Привлечение новых покупателей - непростая задача. Если вы хотите, чтобы вас выбрали, чтобы с вами работали, чтобы приобретали ваши товары, то необходимо, прежде всего, чтобы о вас знали. Один из способов достичь этого - реклама (любая оплачиваемая форма не персональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком). В рамках маркетинга реклама должна: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к благоприятному восприятию нового товара; во - вторых, поддерживать спрос на высоком уровне на стадии массового производства товара; в - третьих, способствовать расширению рынка сбыта.
Следующим методом привлечения новых и удержания старых клиентов является стимулирование сбыта (продаж). Это понятие включает в себя краткосрочные меры, способствующие продажи или сбыту продукции и услуг. Привлечению новых покупателей способствует работа с общественностью.
Решению третьей задачи ассортиментной политики - оптимизации финансовых результатов будет способствовать удовлетворение запросов потребителей путем расширения и углубления ассортимента товаров, использование новых методов работы и услуг для посетителей, привлечение новых потребителей, что в свою очередь приведет к значительному росту объемов реализованных товаров, росту доходов предприятия и соответственно оптимизации финансовых результатов предприятия.
В условиях рыночной экономики рентабельность является необходимым условием функционирования любого предприятия. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.
В идеале каждый товар, включенный в ассортимент должен быть рентабельным, то есть размер торговой надбавки должен превышать его
Издержкоемкость . Необходимо учитывать показатели товарооборачиваемости в днях и разах, тенденции их изменения.
Четвертая задача - установление оптимального соотношения товаров. При текущем планировании товарного ассортимента используется группировка товаров конкретного предприятия по АВС - анализу, результатом которого является выделение трех групп продуктов по вкладу в сбыт или в прибыль: группа А - большой, группа В - средний и группа С - малый. Основой для проведения анализа является проранжированная структура сбыта или структура прибыли.
Пятой задачей является одновременное использование двух принципов: синергизма и стратегической гибкости.. Этот принцип предполагает расширение ассортимента за счет товаров и услуг, которые связаны между собой определенной технологией или другой логической зависимостью.
Глава 2 Общая характеристика и анализ деятельности торговой компании «Электрик»
2.1 Характеристика деятельности торговой компании «Электрик»
ИП Харитонов В.П.имеет свидетельство о регистрации №002345827 от 05.2005 г. Юридический адрес: 428000, г.Чебоксары, ул. Университетская, д.7, кв. 34.
ИП Харитонов В.П. открыл расчетный счет в Чувашском филиале ОАО банк «Чувашкредитпромбанк» г.Чебоксары. Расчеты с заказчиками и покупателями ведутся как по безналичным платежам, так и за наличные деньги.
Для исчисления налогообложения ИП Харитонов применяет Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
ИП Харитонов В.П. в соответствии со сроками установленными государством предоставляет информацию о балансе и статистическую отчетность.
ИП Харитонов В.П. осуществляет свою деятельность под торговым названием «Электрик». У организации имеется 6 специализированных мест торговли. Все магазины осуществляют деятельность от имени компании. Также у магазина имеется свой собственный склад для хранения товаров.
Торговая компания «Электрик» была основана в 2005 году. Компания специализируется на розничной торговлесветотехнических и электроустановочных изделиях. В ассортименте магазина более тысячи различных товаров. Это светильники различного назначения, источники света (лампы), электроустановочные изделия (розетки, выключатели и пр.). Компания продает только качественные товары. «Электрик» предлагает широкий ассортиментный ряд товаров и взаимовыгодные условия сотрудничества с поставщиками.
Сотрудничество осуществляется в рамках заключенных договоров, оплата товара производится согласно выставленным счетам с банковского счета ИП Харитонов.
Покупателями продукции ИП Харитонов являются частные лица, которые покупают товары в специализированных точках торговли. Целью деятельности предпринимателя является получение прибыли, как ключевого показателя эффективности работы фирмы, а также удовлетворение общественной потребности в товарах. Прибыль от деятельности используется на возмещение материальных затрат, осуществление обязательных платежей и отчислений (уплату налогов, оплату труда работнику и т.д.). Оставшаяся чистая прибыль направляется на развитие и расширение предприятия, и другие цели по усмотрению предпринимателя.
На сегодняшний день компания предлагает в розницу широкий спектр светотехническихтоваров и разнообразныеэлектроустановочные изделия.
Ассортимент компании пополняется ежедневно. Поэтому сотрудники компаниисосредоточены на том, чтобы прогнозировать спрос, пополнять ассортимент товара на складе, отслеживать колебания цен. Кроме того, руководство заинтересовано, чтобы в компании были представлены самые востребованные товары по самым интересным ценам.
На сегодняшний день в компании работает 25 человек (из них 12 продавцы-кассиры, работающие в торговых точках). Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.1.
Руководитель организации в лице Г енерального директораосуществляет представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых, а также некоторые функции отдела маркетинга. Все сделки осуществляются Г енеральным директором.
Финансовый директор - лицо, которое ответственно за бухгалтерский учёт в компании. Ему подчиняются 2 бухгалтера.
Коммерческий директор - специалист по управлению продажами товаров, организует работу продавцов. В компании работают 12 продавцов.
Рисунок 1.. Организационная структура компании «Электрик»
Продавцы-кассиры - должностные лица, заведующее кассой, занимающееся выдачей и приемом денег и продающие продукцию, отвечающие за порядок в торговом зале, выкладку и учёт продукции (в торговых точках компании).
В подчинении исполнительного директора находятся работники склада и водители.
В компании работает 2 маркетолога, которые подчиняются напрямую директору. В целом отдел маркетинга имеет общие задачи:
мониторинг цен конкурентов;
оценка конкурентоспособности товаров;
определение и анализ предпочтений потребителей;
разработка и исполнение плана маркетинговых мероприятий;
верстка бюджета маркетинговых кампаний;
разработка и реализация маркетинговых акций, нацеленных на продвижение товарных категорий, рост товарооборота;
изучение перспективных рынков сбыта;
прогнозирование продаж компании и др.
Ежемесячно директор ставит задачи перед отделом, далее происходит обсуждение планирования и проведения работ, сроков и затрат на их реализацию. После постановки задачмаркетологи согласуют между собой, как необходимо разделить обязанности между собой. В процессе реализации мероприятий сотрудники отдела маркетинга координируют друг с другом свои действия, а директор контролирует их деятельность. К концу поставленных сроков маркетологи отчитываются перед директором о проделанной работе, затем предоставляют свой отчет директору, который, в свою очередь, оценивает, насколько эффективно был реализован поставленный план.
В компании «Электрик» используется линейная организационная структура. Достоинство этой структуры заключается в том, что в организации присутствует единоначалие, то есть руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всех подразделений, в то же время эта структура проста и экономична.
Основными поставщиками магазина «Электрик» являются следующие фирмы: ООО «Ампер» и ООО «Эоланта», которые находятся в г. Москва и Белгород соответственно. Всего у компании около 20 поставщиков.
Проведем анализ основных поставщиков компании. Эксперты (сотрудники компании: Генеральный директор, Финансовый директор, Коммерческий директор, маркетолог) выделили основные критерии для оценки поставщиков (таблица 1). Оценку важности по нижеперечисленным критериям проводили от 1 (совсем неважно) до 10 (очень важно).