Файл: Анализ структуры торгового ассортимента. (на примере торгового предприятия: торговой компании «Электрик»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее проведем анализ ассортимента товаров компании, согласно основным коэффициентам (широты, полноты, устойчивости, соответствия ассортимента спросу, обновления).

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп. Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.

При расчете показателей структуры ассортимента было произведено исследование ассортимента магазина «Электрик» в торгово-развлекательном центре "МТВ-центр". Этот магазин является одной из 6 торговых точек компании.

Таблица 13-Показатели структуры ассортимента компании «Электрик»

Коэффициент

Значение

Комментарии

Кш (широты)

9/10 = 0,9

За базовую широту было взято количество товарных категорий, предусмотренных ассортиментным перечнем. Полученное значение свидетельствует о достаточно широком ассортименте товаров в торговой точке.

Кп (полноты)

13/15 = 0,86

За базовую полноту приняли количество товарных линий категории настольные лампы, предусмотренных ассортиментным перечнем. Полнота ассортимента по значению ближе к 1, значит, высока вероятность, что спрос потребителей удовлетворен.

Кг (глубины)

35/50 = 0,70

За базовую глубину приняли количество товарных линий категории источники света (лампочки), предусмотренных ассортиментным перечнем.

Ку (устойчивости)

4/9 = 0,44

Количество товарных категорий в группе светотехничсеких изделий, пользующихся устойчивым спросом равно 4. Действительная широта ассортимента равна 9. Полученное значение свидетельствует о том, что 44% всех представленных точечных светильников пользуются устойчивым спросом у покупателей.

Ко (обновления)

0

В анализируемый период компания «Электрик» не проводила активной политики по обновлению ассортимента.

Компания осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров и соблюдением обязательного ассортиментного перечня. Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование товаров и краткая характеристика единицы измерения, количество товара, остаток единиц товара на предприятии, отметка базы об исполнении заявки.


Важной задачей является упорядочение ассортимента. Для этого применяют разные методы, например, ABC-анализ. Данные для анализа представлены в таблице 14.

Таблица 14.- ABC-анализ ассортимента компании «Электрик»

Наименование товарной группы

Выручка, 2014 г., тыс.

руб.

Удельный вес, 2014, %

Удельный вес нарастающим итогом, 2014, %

Принадлежность к группе (A, B,

C)

3) Люстры

8924,2

23,98

23,98

A

1) Точечные светильники

6363,8

17,10

41,08

A

4) Потолочные светильники

5946,9

15,98

57,06

А

5) Настенные светильники

3390,3

9,11

66,17

B

8) Изделия для скрытого монтажа

2976,9

8,0

74,17

B

2) Торшеры

2571,6

6,91

81,08

С

6) Источники света (лампы)

2247,8

6,04

87,12

С

7) Настольные лампы

2061,7

5,54

93,66

С

9) Аксессуары для

электроустановочных

изделий

1637,5

5,09

98,75

C

10) Изделия для наружного монтажа

837,27

2,25

100,00

C

Как показал анализ, две группы товаров формируют 80% всей маржинальной прибыли компании. Именно эти категории являются ключевыми для финансового результата и поэтому требуют наиболее пристального внимания. Товары группы «Потолочные светильники», «Настенные светильники» и «Люстры» формируют 10% маржи. Оставшиеся 10% принадлежат пяти товарным группам, которые являются наименее значимыми с точки зрения формирования прибыли.

XYZ-анализ продаж проводится с целью изучения стабильности продаж. Он позволяет произвести классификацию продуктов компании в зависимости от характера их сбыта и точности прогнозирования изменений в их потребности.

В результате проведения данного анализа весь ассортимент подразделяется на три категории:

категория Х — коэффициент вариации до 10%, товары со стабильным потреблением, высокой точностью прогноза продаж, высокой оборачиваемостью;

категория Y — коэффициент вариации от 10% до 25%, товары с известными тенденциями определения потребности в них, средней возможностью прогноза продаж;

категория Z — коэффициент вариации свыше 25%, потребление ресурсов нерегулярно, точность прогнозирования продаж невысокая.


Для проведения XYZ-анализа проанализируем данные о продажах товаров за полгода (таблица 15).

Таблица 15 - Выручка от реализации товарных групп за 2015 г., тыс. руб.

Наименова

ние

товарной

группы

Янв

арь

Фев

раль

Мар

т

Апр

ель

Май

Июн

ь

Июл

ь

Авг

уст

Сен

тябр

ь

Окт

ябрь

Ноя

брь

Дек

абрь

1)Точечны

е

светильник

и

541,3

548,2

544,1

536,1

517,2

510,8

517,5

520,7

524,5

533,6

534,2

535,1

2)Торшеры

159,3

295,3

267,5

159,9

271,5

155,8

204,2

215,4

210,8

295,9

118,2

217,8

3)Люстры

870,4

775,9

795,5

825,6

799,1

610,2

620,2

615,8

708,7

941,1

641,5

720,2

4)Потолоч

ные

светильник

и

417,4

494,9

469,6

485,1

504,7

495,8

501,1

483,3

481,9

499,8

505,7

527,6

5)Настенн

ые

светильник

и

214,1

295,5

333,5

244,7

315,2

317,7

319,6

294,4

275,2

265,2

260,9

254,3

6)Источни ки света (лампы)

183,4

182,2

186,6

198,9

190,9

179,9

189,3

178,1

191,6

188,4

195,6

182,9

7)Настоль ные лампы

195,6

140,5

181,6

158,3

165,3

160,2

157,3

155,9

176,1

170,3

196,1

204,5

8) Изделия для

скрытого

монтажа

285,5

259,7

202,4

286,9

227,5

130,9

226,5

130,7

230,5

356,6

365,4

274,3

9)Аксессуа ры для электроуст ановочных изделий

104,3

171,7

151,1

137,9

224,7

105,6

128,1

112,1

100,3

130,1

150,2

121,4

10)Издели я для

наружного

монтажа

60,6

65,9

71,5

75,3

72,2

76,7

71,7

73,6

69,2

72,9

65,7

62,1


В таблице 16. представлены расчеты для коэффициента вариации.

Таблица 16- XYZ-анализ ассортимента компании «Электрик»

Наименование товарной группы

Стандартное

отклонение

Среднее

значение

Коэффициент вариации, %

Принадлежность к группе (X, Y, Z)

1) Точечные светильники

11,89393467

530,275

2,2

X

2) Торшеры

58,84585411

214,3

27,5

Z

3) Люстры

108,783144

743,6833333

14,6

Y

4) Потолочные светильники

26,90111381

488,9083333

5,5

X

5) Настенные светильники

36,07835224

282,525

12,7

Y

6) Источники света (лампы)

6,328698464

187,3166667

3,4

X

7) Настольные лампы

19,41135836

171,8083333

11,3

Y

8) Изделия для скрытого монтажа

73,89458247

248,075

29,8

Z

9) Аксессуары для

электроустановочных

изделий

35,23692429

136,4583333

25,8

Z

10) Изделия для наружного монтажа

5,138771224

69,78333333

7,4

X

Анализ показал, что большая часть ассортимента магазина «Электрик» состоит из товаров со стабильным спросом, на которые можно сделать относительно точный прогноз продаж.

Для более подробного анализа многие организации применяют комбинированный ABC- и XYZ-анализ

ассортимента компании «Электрик»

Таблица 17 - комбинирование ABC- и XYZ-анализов.

Группа

товаров

Наименование

ассортиментной

категории

Характеристика группы товаров

AX

Точечные светильники; Потолочные светильни­ки

Большой вклад в финансовые результаты, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления

AY

Люстры

Большой вклад в финансовые результаты, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления

AZ

Большой вклад в финансовые результаты, низкая степень надежности прогноза вследствие крайне нерегулярного потребления

BX

Средний вклад в финансовые результаты, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления

BY

Настенные светильники

Средний вклад в финансовые результаты, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления

BZ

Изделия для скрытого монтажа

Средний вклад в финансовые результаты, низкая степень надежности прогноза вследствие крайне нерегулярного потребления

CX

Торшеры; Источники света (лампы); изделия для наружного монтажа

Низкий вклад в финансовые результаты, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления

CY

Настольные лампы

Низкий вклад в финансовые результаты, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления

CZ

Аксессуары для

электроустановочных

изделий

Низкий вклад в финансовые результаты, низкая степень надежности прогноза вследствие крайне нерегулярного потребления


Товары групп AX и BX требуют постоянного их наличия, при этом не требуется излишний страховой запас - потребление данных групп хорошо прогнозируется.

Группы AY и BY с высоким и средним уровнем товарооборота, наоборот, требуют увеличения страхового запаса, т.к. имеют недостаточную стабильность потребления.

2.3 Совершенствование ассортиментной политики торговой компании «Электрик»

Оценка товарно-ассортиментной политики торговой компании «Электрик»: достоинства и недостатки

При изучении организационно-экономической характеристики компании «Электрик», а также состояния ее коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров, были выявлены достоинства и недостатки.

Положительные результаты: ежегодно растет товарооборот, прибыль, увеличивается численность обслуживаемого населения и др.

Отрицательные результаты: нестабильное социально-экономическое состояние, сверхнормативные товарные запасы, изучение покупательского спроса не на должном уровне.

Для повышения эффективности коммерческой деятельности компании «Электрик» необходимо постоянно следить за состоянием рынка (его конъюнктуры, потребителя, конкурентов); необходимо производить мониторинг рынка и на основе полученных результатов принимать решения о том, в каких товарах нуждается потребитель, и только после этого заключать договора.

В целях своевременного наличия приоритетов и эффективной стратегии, в наибольшей степени, соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентного преимущества (превосходства) на рынке.

Такой анализ как процесс выявления сильных и слабых сторон, как своей коммерческой деятельности, так и деятельности предприятий- конкурентов, дает возможность избежать конфликтов в процессе взаимодействия конкурентов и более эффективно планировать, и использовать свои силы и ресурсы.

Проведенный анализ товарно-ассортиментной политики «Электрик»

позволил выделить ее достоинства и недостатки.

Достоинства:

широкий выбор и представленность всех категорий светотехнических изделий;