Файл: Правовое положение акционерного общества (Исторические аспекты становления института акционерных обществ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Ликвидация акционерных обществ

Ликвидацией называется случай прекращения существования юридического лица как субъекта права, характеризующийся прекращением его прав и обязанностей без их перехода к другим лицам в порядке универсального правопреемства. Ликвидацию можно назвать антонимом создания (учреждения) юридического лица: подобна тому, как создание осуществляется «из ничего» (без базы в виде прав какого-нибудь предшественника), точно так же и ликвидация равнозначна тому, что организация канет «в никуда», не оставив универсального правопреемника. Пользуясь терминологией учения о динамике гражданских правоотношений (§ 2 и 3 гл. 8), можно сказать, что создание юридического лица подобно первоначальному возникновению субъективного права, в то время как его ликвидация — его бесследной гибели. В зависимости от юридического факта, лежащего в основании ликвидации юридического лица, последняя может быть добровольной (т.е. осуществляемой по инициативе участников или учредителей организации при отсутствии возражений со стороны государства) и принудительной (т.е. осуществляемой по решению суда или арбитражного суда).

Если решение о добровольной ликвидации юридического лица не противоречит существу его организационно-правовой формы206, то его принятие не обставляется какими-либо законодательными условиями. Законодатель (в абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК) приводит в качестве примера добровольную ликвидацию юридического лица в связи с истечением срока, на который, или достижением цели, для которой оно было создано. На практике, конечно, подавляющее большинство решений о добровольной ликвидации принимается в отношении бесприбыльных, откровенно неоплатных, а также дорогих в содержании юридических лиц, но это, разумеется, не означает, что участники лишены возможности принять решение о ликвидации состоятельной организации.[8]

Судебное решение о ликвидации юридического лица может быть принято только в случаях, установленных п. 2 и 4 ст. 61 ГК.

Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК) в соответствии с общими правилами о подсудности. Со гласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» такие требования предъявляются органами, зарегистрировавшими соответствующие юридические лица, т.е. налоговыми органами. В случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено органами ФАС России (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции»). Полномочиями на предъявление такого рода требований в отношении подведомственных (поднадзорных) организаций обладают ЦБ РФ, орган страхового надзора, ФСФР России; очевидно, что в число таких органов должна быть включена также и прокуратура РФ, как орган, созданный именно для осуществления надзора за соблюдением законности в различных сферах общественных отношений.


Как добровольная, так и принудительная ликвидация могут осуществляться в различном порядке, который зависит в первую очередь от того, сможет ли юридическое лицо удовлетворить требования всех своих кредиторов или нет. Если речь идет о ликвидации состоятельной платежеспособной организации, то ликвидацию можно доверить лицам, назначенным самой этой организацией, которые должны действовать по правилам ст. 62—64 ГК. Принятие решения о ликвидации юридического лица влечет ограничение его гражданской правосубъектности. Все, что оно может после такого решения совершать, подчинено единственной цели — прекращению собственной деятельности. Решение о ликвидации в определенном смысле «уравнивает» все организационно-правовые формы, сводя их к одной — форме юридического лица, находящегося в стадии ликвидации. Решение о ликвидации — это ноль в произведении: подобно тому, как умножение любого числа на ноль дает ноль, точно так же и последствия решения о ликвидации любой организации будут одинаковыми.

Процесс самой ликвидации: согласно п. 1 ст. 63 ГК ликвидатор (ликвидационная комиссия) обязана озаботиться прежде всего:

1) публикацией сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу, который не может быть меньшим, чем два месяца с момента публикации;

2) персональными письменными уведомлениями о ликвидации каждого кредитора ликвидируемой организации.

В целях осуществления расчетов с кредиторами ликвидируемой организации лица, осуществляющие такую ликвидацию, обязаны принять меры к выявлению кредиторов и получению (взысканию) задолженности с должников этой организации (так называемой дебиторской задолженности). Данный этап завершается с истечением срока предъявления претензий к ликвидируемому юридическому лицу, составлением промежуточного ликвидационного баланса или (в случае ликвидации несостоятельной организации) формированием конкурсной массы и составлением реестра требований кредиторов.

Ликвидация завершается с окончанием расчетов с кредиторами. Окончание расчетов может быть вызвано как удовлетворением всех требований, так и исчерпанием имущества, необходимого для такого удовлетворения.

Ликвидационная комиссия отражает результаты своей деятельности в составляемом ею окончательном ликвидационном балансе, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (п. 6 ст. 63 ГК). Результаты деятельности конкурсного управляющего отражаются в реестре кредиторов (в виде сведений о погашении требований кредиторов), а также в отчете о результатах проведения конкурсного производства, утверждаемом арбитражным судом (п. 10 ст. 142, ст. 147 Закона о банкротстве).


Имущество ликвидируемого юридического лица, которое не было передано ни кредиторам, ни участникам, ни направлено на иные предусмотренные уставом и законом (в частности по причине невозможности такого направления) цели, должно рассматриваться как имущество бесхозяйное (ст. 225, 226 ГК). Исключение составляет имущество ликвидируемых некоммерческих организаций, которое не может быть использовано для достижения преследовавшихся ими целей: таковое (согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях») «обращается в доход государства». В федеральную собственность обращается также имущество организаций экстремистского и террористического толка (см. об этом ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование (утратившим свою гражданскую правосубъектность) с момента внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК). С этого момента все требования, по какой-либо причине не удовлетворенные (из-за недостатка имущества, из-за их непризнания ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим), если кредиторы не обращались с исками в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам было отказано), считаются погашенными.

2.3 Реорганизация юридического лица

Реорганизация представляет собой изменение организационно-правовой формы или имущественной основы деятельности существующего юридического лица — правопредшественника (ауктора), права и обязанности которого в порядке правопреемства переходят к другому — вновь создаваемому или прежде созданному юридическому лицу — правопреемнику. Сказанное позволяет заметить, что реорганизация может иметь двойственное юридическое значение: с одной стороны, она может приводить к созданию одного или нескольких новых, прежде не существовавших юридических лиц на имущественной базе одного или нескольких правопредшественников, с другой — к прекращению существования этих последних. В том и другом случае основную характеристическую черту реорганизации составляет универсальное правопреемство одного юридического лица — преемника (вновь созданного или функционирующего) в правах и обязанностях другого юридического лица — предшественника (продолжающего существовать или прекращающего существование).


В то время как существование юридического лица в результате его создания (учреждения) начинается, по сути, «с нуля» (точнее — с того имущества, которое закрепили за ним учредители — все остальное еще только предстоит приобрести в процессе деятельности), то юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, становится (уже в самый момент своего возникновения) обладателем прав и обязанностей, «наработанных» до него (и, в известной мере, за него) организацией-предшественницей. Если прекращение юридического лица путем ликвидации приводит к бесследному исчезновению его прав и обязанностей, то с прекращением его деятельности в ходе реорганизации его права и обязанности не могут кануть в юридическую лету — напротив, они сохраняются в неизменном виде и все в целом, как имущественный комплекс, как бы «наследуются» организацией- правопреемницей.

Формы реорганизации. Особенности реорганизационного создания юридических лиц предопределяются спецификой используемой формы реорганизации. Согласно действующему законодательству различают пять следующих форм реорганизации:[9]

1) преобразование, которое заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица;

2) разделение — форма реорганизации, существо которой состоит в создании двух и более новых юридических лиц на базе имущества правопредшественника с прекращением деятельности последнего;

3) выделение — реорганизационный процесс, в результате которого возникает новое юридическое лицо на базе имущества сохраняющегося правопредшественника;

4) слияние, или передача несколькими прекращающими свою деятельность предшественниками своих прав и обязанностей вновь создаваемому правопреемнику;

5) присоединение, при котором права и обязанности прекращающегося юридического лица переходят к иному существующему юридическому лицу — правопреемнику.

Из приведенной выше краткой характеристики хорошо видно двойственное юридическое значение реорганизации, о котором говорилось в предыдущем пункте. Преобразование, разделение, выделение и слияние предполагают возникновение, по крайней мере, одного нового юридического лица — правопреемника; в то же время преобразование, разделение, слияние и присоединение — напротив, прекращение хотя бы одного правопредшественника.

Заключение

Целью данной работы явилось изучение гражданско-правового положения акционерных обществ, для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:


- рассмотрены теоретические аспекты гражданско-правового положения акционерных обществ;

- проведен анализ создания, ликвидации, реорганизация и акционерных обществ.

В результате решения выше стоящих задач, были сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время поддержка акционерных обществ работников, обусловленная усилившимся интересом к ним, осуществляется в Совете Федерации, где создаются специальные структуры, нацеленные на законодательное обеспечение их развития, в том числе образован подкомитет по производственному самоуправлению в Комитете Совета Федерации по местному самоуправлению; решается вопрос об образовании секции по производственному самоуправлению в структуре Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации.

Итак, открыта первая страница в истории российских народных предприятий, главная привлекательность которых, по-видимому, состоит в некотором примирении в них труда и капитала, своеобразном социальном партнерстве. При этом правовые особенности акционерных обществ работников, которыми наделят их Закон, помогают синтезировать лучшие черты существующих сегодня организационно-правовых форм предпринимательской деятельности на основе и в соответствии с российскими традициями ее ведения.

2. Основные различия определений акционерного общества в ГК РФ и Законе об акционерных обществах состоят в следующем. Во-первых, положения ГК РФ отличаются большей конкретизацией, поскольку родовым для акционерного общества названо понятие хозяйственного общества. В Законе же об акционерных обществах указан более далекий род — коммерческая организация. Это связано с тем, что на момент разработки и принятия закона в 1995 г. разграничение хозяйственных товариществ и обществ не сформировалось. Во-вторых, в Законе речь идет об удостоверении акцией обязательственных прав акционера. Отсутствие такого положения в ГК РФ явилось итогом многолетней научной дискуссии о природе прав акционеров, результатом которой стало закрепление в ст. 2 ГК РФ корпоративных прав в качестве отдельного вида. В связи с этим в определение акционерного общества не включается указание на природу прав, удостоверенных акцией. Следует отметить, что впредь до приведения в соответствие с положениями ГК РФ, Закон об акционерных обществах применяются постольку, поскольку он не противоречит положениям ГК РФ.

3. Можно обнаружить преемственность в правовом регулировании создания и деятельности акционерных обществ на всем протяжении развития отечественного законодательства. Ключевые признаки акционерного общества — признание его корпорацией, объединением капиталов, разделение уставного капитала на акции, установление прав и обязанностей акционеров при отсутствии их ответственности по обязательствам общества — нашли отражение в законе и практике акционирования.