Файл: Правовое положение акционерного общества (Исторические аспекты становления института акционерных обществ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) исполнения обязанности перед кредитором самим обществом или любым другим акционером, не оплатившим свои акции.

В последнем случае акционер, исполнивший обязательство перед кредитором общества, приобретает право регрессного требования к остальным акционерам, не оплатившим акции, в размере, пропорциональном количеству неоплаченных акций, а также к самому обществу, перед которым они имели неисполненное обязательство по оплате акций. При этом такой акционер, исполнивший обязательство перед кредитором, вправе требовать зачета встречного однородного требования перед обществом и будет считаться оплатившим акции.

Отметим, что п. 4 ст. 66.2 ГК РФ устанавливает субсидиарную ответственность участников хозяйственного общества по обязательствам общества, возникшим до момента оплаты уставного капитала. В ст. 66.2 ГК РФ не указано, на какие хозяйственные общества распространяется эта норма, однако ее системное толкование в сопоставлении с абз. 1 п. 4 ст. 66.2 ГК РФ приводит к выводу, что на акционерные общества она не распространяется. Это связано с тем обстоятельством, что к моменту государственной регистрации общества как юридического лица его уставный капитал должен быть оплачен на 3/4 (абз. 1 п. 4 ст. 66.2 ГК РФ).

1.4 Виды акционерных обществ

С 1 сентября 2014 г. законом установлено деление акционерных обществ на публичные и непубличные общества.

Публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Правила о публичных обществах также применяются к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержит указание на то, что общество является публичным. Акционерное общество, которое не отвечает этим признакам, признается непубличным.

Таким образом, установлены два основания применения правил о публичных обществах к деятельности акционерного общества.

Во-первых, акционерное общество, отвечающее критериям, установленным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. Они обязаны включить указание о своем публичном характере в устав и фирменное наименование и внести соответствующие сведения в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, акционерное общество, не отвечающее критериям, указанным в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, но включившее в свой устав и фирменное наименование указание на то, что общество является публичным.


Правовые последствия внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащим указание на то, что общество является публичным, установлены в абз. 3 п. 1 и п. 2 ст. 97 ГК РФ. Одним из таких последствий является приобретение права публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Такое право возникает у акционерного общества со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о его фирменном наименовании, содержащем указание на публичный характер общества. Другим последствием является приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества несмотря на несоответствие критериям, установленным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о публичном характере акционерного общества призвано информировать контрагентов акционерного общества, приобретателей акций и иных заинтересованных лиц об особенностях правового статуса такого общества и потенциальной возможности свободного обращения его акций. Закон не требует вносить иные изменения в устав акционерного общества, принявшего решение о публичном размещении и обращении акций, помимо указания на его публичность. В соответствии с п. 2 ст. 97 ГК РФ с момента приобретения статуса публичного акционерного общества те положения устава и внутренних документов акционерного общества, которые не соответствуют установленным в законе требованиям к публичным обществам, становятся недействительными. Применение данного правила на практике может вызвать затруднения, так как при обращении в ЕГРЮЛ и к уставу такого общества участникам гражданского оборота придется самим анализировать содержание устава. Они вынуждены будут оценивать положения устава на предмет их соответствия нормам закона об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, самостоятельно выявлять действующие и недействующие положения устава общества. Представляется, что возложение на субъектов правовых отношений обязанности оценивать с юридической точки зрения положения уставов общества неоправданно. Во-первых, далеко не все субъекты облают для этого необходимой квалификацией. Во-вторых, обоснованные сомнения в законности устава общества подрывают доверие к самому обществу, дестабилизируют гражданский оборот.

В публичном акционерном обществе обязательно формирование коллегиального органа управления с числом членов не менее пяти. К числу коллегиальных органов может быть отнесен наблюдательный совет, совет директоров, правление. Какой именно орган будет образован у публичного акционерного общества, какова его компетенция — определяется уставом публичного общества. Практика корпоративного управления, а также правила, установленные фондовыми биржами для листинга акций, содержат требование к наличию и составу наблюдательного совета публичного акционерного общества (совета директоров).


Порядок формирования такого органа управления публичного акционерного общества определяется уставом. Он может быть сформирован по решению общего собрания акционеров, принятому кумулятивным или обыкновенным голосованием. Члены этого органа могут назначаться, могут включаться при соответствии определенным критериям (по возрасту, должности) и др.

В соответствии с п. 4 ст. 97 ГК РФ ведение реестра акционеров публичного общества, исполнение функций его счетной комиссии осуществляются независимой организацией, которая должна иметь соответствующую лицензию. Представляется, что данная норма дублирует норму п. 2 ст. 149 ГК РФ. Соответственно реестр акционеров как публичного, так и непубличного акционерного общества должен вестись специализированным реестродержателем (ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг).

В п. 5 ст. 97 ГК РФ установлен запрет на ограничение количества акций, принадлежащих акционеру, их суммарной номинальной стоимости и максимального числа голосов одного акционера. Публичный характер размещения акций предполагает их свободный оборот, с этим связан запрет на установление преимущественного права покупки акций, а также на получение согласия для отчуждения акций.

Допускается установление ограничений количества акций, их суммарной номинальной стоимости или числа голосов, принадлежащих одному акционеру непубличного общества (п. 5 ст. 99 ГК РФ). Целью ограничения количества акций, их суммарной номинальной стоимости или числа голосов одного акционера является предотвращение корпоративных конфликтов, охрана интересов миноритариев, повышение инвестиционной привлекательности.

Устав публичного общества не может расширять компетенцию общего собрания акционеров в сравнении с тем, как она определена законом. Степень императивности в регулировании деятельности публичного общества максимальна среди всех коммерческих корпораций.

Для непубличных обществ установлена значительно большая свобода усмотрения субъектов при формировании содержания их уставов, в чем находят отражение принципы дозволительности и свободы договора.

Правовое положение общества и его акционеров определяется не только ГК РФ, Законом об акционерных обществах, но также иными федеральными законами. Так, особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Специфика статуса кредитных организаций, созданных в организационно-правовой форме акционерного общества, права и обязанности их акционеров определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (п. 3 ст. 96 ГК РФ). Законом могут устанавливаться особенности правового положения акционерных обществ в сферах инвестиционной и страховой деятельности, по негосударственному пенсионному обеспечению, в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, специализированных обществ. К закрытым акционерным обществам (ЗАО) применяются нормы ГК РФ об акционерных обществах впредь до первого изменения уставов ЗАО.


Таким образом, можно обнаружить преемственность в правовом регулировании создания и деятельности акционерных обществ на всем протяжении развития отечественного законодательства. Ключевые признаки акционерного общества — признание его корпорацией, объединением капиталов, разделение уставного капитала на акции, установление прав и обязанностей акционеров при отсутствии их ответственности по обязательствам общества — нашли отражение в законе и практике акционирования.

Глава 2 Создание, ликвидация, реорганизация акционерных обществ

2.1 Процесс создания юридического лица

Создание или учреждение юридического лица имеет своим результатом возникновение нового субъекта гражданского права со статусом юридического лица. Способность к созданию юридических лиц (способность выступать учредителями юридических лиц) принадлежит всем дееспособным субъектам гражданского права, способным быть собственниками или обладателями имущества на праве хозяйственного ведения. Таковыми, как известно, являются полностью (а в отношении кооперативов и общественных объединений также и частично) дееспособные физические лица (ст. 18 ГК), коммерческие (за исключением казенных предприятий) и некоммерческие организации (за исключением учреждений), являющиеся юридическими лицами, а также публично-правовые (государственные и муниципальные) образования.[7]

Создание юридических лиц публично-правовыми (государственными и муниципальными) образованиями нужно отличать от случаев учреждения юридических лиц государственными органами и органами местного самоуправления. Последние, сами будучи юридическими лицами с весьма ограниченной гражданской правосубъектностью, могут выступать учредителями юридических лиц только в случаях, прямо установленных законом (см., в частности, п. 4 ст. 66 ГК).

Утверждение устава и формирование органов. Для юридических лиц статутной (уставной) формы организации деятельности (т.е. по большому счету для всех юридических лиц, кроме товариществ) необходимо провести учредительное собрание, в задачи которого входит:


1) утверждение устава вновь созданного юридического лица;

2) избрание предусмотренных этим вновь утвержденным уставом органов его управления.

Минимальный уставный капитал. Следующим этапом создания юридических лиц большинства организационно-правовых форм является формирование его учредителями обособленного имущества.

На формирование стартового капитала юридических лиц иных организационно-правовых форм отводится один год со дня государственной регистрации. Исключение составляют:

1) АО, не менее 50% акций (уставного капитала) которых должны быть оплачены в течение трех месяцев со дня государственной регистрации (ч. 2 п. 1 ст. 34 Закона об АО); 2) унитарные предприятия, для которых срок формирования (оплаты) уставного фонда сокращен до трех месяцев со дня государственной регистрации (ст. 13 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Завершающей стадией создания вновь образованного юридического лица является его государственная регистрация.

Сведения о созданном юридическом лице, сконцентрированные в решении и договоре о его создании, формализуются в заявлении о государственной регистрации, составляемом по форме, утвержденной упомянутым выше постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Само заявление состоит из трех страниц, но к нему предусмотрены также еще 10 форм сведений, обозначенных буквами от «А» до «К». Из них обязательными для заполнения являются листы «А» и «Б» (сведения об учредителях), а также лист «И» (о видах экономической деятельности, которыми планирует заниматься вновь создаваемая организация). Лист «К» представляет собой расписку в получении документов, приложенных к Заявлению согласно требованиям ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; она заполняется должностным лицом регистрирующего органа.

Количество листов, приложенных к каждому конкретному заявлению, зависит от обстоятельств каждого конкретного случая. Так, например, сведения об учредителях — юридических лицах (лист «А»), а также об учредителях — физических лицах (лист «Б»), заполняются отдельно на каждого учредителя; соответственно, количество листов «А» будет определяться количеством учредителей-организаций, а листов «Б» — числом учредителей граждан. По тем же правилам заполняются формы листов «Г», «Д» и «Е» — по одному листу на каждый филиал, каждое представительство и каждое лицо, имеющее право действовать от имени вновь создаваемой организации без доверенности. Отсутствие филиалов и представительств у юридического лица отменяет необходимость заполнения данных листов. Точно так же нет надобности заполнять и лист «В» — сведения о держателе реестра акционеров — для юридического лица, не являющегося АО, равно как и лист «Ж» — сведения об управляющей компании — если вновь создаваемое юридическое лицо таковой не имеет; наконец, лист «3» касается очень специфической ситуации — создания производственного кооператива или хозяйственного товарищества на базе одного или нескольких крестьянских (фермерских) хозяйств.