Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Зарубежный опыт процедур банкротства и возможности его применения в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1877 г. на основе прусского закона был принят Конкурсный устав, состоящий из трех книг: «Материальное конкурсное производство». «Конкурсное производство» и «Уголовные постановления». С введением в действие в 1898 г. гражданского и торгового уложений Конкурсный устав был существенно переработан. В период нефтяного кризиса 1978 г. две книги свода норм о банкротстве были существенно изменены и дополнены более чем 20 законами в части банкротства физических лиц. Третья книга была отменена в 1976 г. с выходом закона о борьбе с экономическими преступлениями.

В 1994 г. после объединения с Восточной Германией в связи с резким увеличением количества предприятий-банкротов был принят еще один законопроект - Insolvenzordnung, который унифицировал законодательство о несостоятельности на всей территории Германии. При одобрении проекта было принято решение о том, что новый закон начнет действовать с 1 января 1999 г.

В настоящее время вопросы несостоятельности регулируются двумя законами: Коnkursodnung (Конкурсное производство, 1877) и Vergleichsordnung (Мировое соглашение, 1935). Их целями являются сохранение бизнеса должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов. В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок в 21 день, в течение которого должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать в суд заявление о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности. Сначала проводится нейтральная процедура, или процедура судебного расследования. При отсутствии задолженности дело не возбуждается, а должник самостоятельно урегулирует отношения с кредиторами без участия суда. Однако законом определено также право для любого кредитора взять на себя судебные издержки с последующим их возмещением за счет средств должника.

При открытии судом дела в отношении должника, прежде всего, вводится процедура конкурсного производства и назначается конкурсный управляющий. Решающая роль в определении судьбы должника принадлежит кредиторам, которые через полтора месяца после начала процедуры банкротства должны принять решение о дальнейших мерах: либо продаже имущества, либо санации.

При продаже имущества конкурсный управляющий руководствуется принципом сохранения целостности бизнеса, то есть стремится не допустить его разрыва на части. Санация несостоятельного предприятия может проводиться одним из следующих путей: без смены собственника, то есть вложением средств в бизнес должника, и со сменой собственника - продажа бизнеса.


Санация осуществляется на основании плана, который утверждается собранием кредиторов: требуется не менее чем 50 % голосов от объема требований кредиторов и 50 % голосов от количества кредиторов. С принятием плана о санации предприятия суд закрывает дело о банкротстве. Кредиторы за отдельную плату из средств должника могут поручить конкурсному управляющему контроль за выполнением плана.

Таким образом, в Германии процедура ликвидации предприятия-должника в процессе конкурсного производства полностью отсутствует. Немецкое законодательство настроено только на реорганизацию, оздоровление и вывод из состояния банкротства[23].

Теперь обратимся к Великобритании. Английское право оказало огромное влияние на мировые правовые системы. Историю своего законодательства Англия начала в 1543 г., когда король Генрих VIII утвердил первый конкурсный закон. Современное же законодательство о банкротстве начало развиваться с XIX в., когда в 1825 г. было издано два закона о несостоятельности. В дальнейшем в 1914 г. был принят закон о банкротстве (Bankruptcy
Act), который, претерпев коренную реформацию в 1986 г., трансформировался в закон «О несостоятельности и банкротстве» (Insolvency Act). Он является основным источником правового регулирования конкурсного производства. В настоящее время парламентом внесены значительные поправки в этот документ, и теперь это закон «О восстановлении». Он переориентирован на сохранение предприятия посредством применения широкого спектра
мер по улучшению его финансового состояния.

К должнику при установлении факта неплатежеспособности могут применяться следующие процедуры: реорганизационные (добровольное урегулирование долгов и администрирование доходов компании) и ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация).

При процедуре добровольного урегулирования долгов назначенный судом куратор разрабатывает план урегулирования долгов, напоминающий мировое соглашение. После утверждения плана кредиторами куратор приобретает статус супервайзера, осуществляющего надзор за его выполнением. Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением в российском законодательстве. Процедуры ликвидации в Великобритании и России по своей сути не различаются, за исключением того, что в Великобритании предварительно в течение 12 недель осуществляется анализ финансового состояния предприятия.

Процедуры антикризисного регулирования в Англии проводятся либо государственными ликвидаторами (государственными служащими), либо профессиональными арбитражными управляющими. Основное внимание законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия прекращают свое существование с завершением конкурсного производства[24].


Сравнивая особенности функционирования институтов банкротства в разных странах, европейские эксперты условно дифференцировали их по пятизначной шкале защищаемых интересов на радикально прокредиторские, умеренно прокредиторские, нейтральные, умеренно продолжниковские и радикально продолжниковские. В первых двух градациях превалируют
интересы кредиторов, в двух последних - должника. По данной шкале новый российский закон «О несостоятельности (банкротстве)» и правовая система Великобритании относятся к радикально прокредиторской группе, а институты Франции - к радикально продолжинковской.

Следующим критерием оценки правовых систем несостоятельности является возможность реабилитации должника. При этом важно видеть разницу между реабилитацией предприятия-должника (Франция) и реабилитацией его бизнеса (Германия). Первое достигается путем всевозможных компромиссов, проведения реорганизационных мер. Последнее предполагает сохранение вида деятельности, деловых связей, рабочих мест, персонала.

Таким образом, можно выделить два подхода к решению проблемы банкротства предприятий в разных странах: первый - их ликвидация, тогда суд выступает в качестве «похоронного бюро», а второй - реорганизация, где суд выступает в роли «лекаря». При этом второй подход в мировой экономике доминирует. Поэтому можно сказать, что в европейских странах законодательство о несостоятельности направлено в основном на оздоровление и реорганизацию предприятия, а не на ликвидацию, как это принято в практике российского законодательства.

Изучение истории становления института банкротства, а также рассмотрение порядка проводимых процедур и применяемых мер по регулированию несостоятельности экономических субъектов в зарубежных странах и в России позволили выявить как достоинства, так и недостатки данных процедур.

Для проведения более точного анализа необходимо помимо изучения теории и истории учесть также практику прошлых лет, а именно проанализировать динамику предприятий, как российских, так и зарубежных, ставших банкротами или преодолевших финансовую несостоятельность. На основании полученных данных следует выявить наиболее «правильные и оздоровительные» процедуры.

Франция, оставаясь одним из островков стабильности в Европе, несет тем не менее значительные потери от турбулентности европейского рынка и кризиса евро. Признаки выздоровления, которые страна демонстрировала в течение всего 2010 г., укрепив успех в 2011 г., теперь перестали появляться. Так, в 2012 г. коммерческие суды рассмотрели 59 780 дел судебной санации (оздоровлении) и ликвидации, что на 2,7 % превышает показатель относительно благополучного 2011 г. (по данным агентства Altares). По сравнению с показателем 2009 г. удалось сохранить 2500 компаний и рабочие места для 10000 сотрудников. Однако темп банкротств по-прежнему остается очень высоким. То же можно сказать о потере рабочих мест предприятий: 245 000 закрытых штатных позиций в 2012 г. - это гораздо больше, чем Франция могла себе позволить до 2008 г.


Традиционно основная масса банкротств (92 %) приходится на микрокомпании со штатом менее 10 человек. Однако 2012 г. отмечен также волной закрытий предприятий среднего бизнеса. Среди самых громких примеров Doux, Petroplus, Marie Brizard и Neo Security. Что касается организаций, насчитывающих в штате более 50 человек, их потери составили 482 компании, помещенные под процедуры оздоровления или ликвидации, что на 18 % превышает показатель 2011 г. Пик уязвимости таких предприятий пришелся на первый квартал года. Многие из них еще до кризиса испытывали трудности, и период экономического спада, возможно, только выявил имеющиеся изъяны в их управлении.

В контексте экономической стагнации конец года принес наибольший ущерб. Так, в IV квартале 2012 г. зарегистрировано более 16 000 банкротств (рост на 12,5 % по сравнению с предшествующим годом). Независимо от критерия, по которому рассматривается данный феномен конца 2012 г. (по отраслям экономики, по размеру организаций, по стажу бизнеса или по региону), везде будет отмечаться стремительный рост темпов банкротств.

В связи с этим нелишним будет напомнить основные положения, касающиеся законодательства, регламентирующего процедуры банкротства во Франции.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) предусматривает в сравнении с нормативной базой других государств более сильную защиту компаний. Такой подход объясняется приоритетом для государства проблемы сохранения рабочих мест. Основная цель политики Франции в данной области состоит в поддержании сильных, жизнеспособных предприятий, при этом несостоятельные компании, как правило, закрываются еще до официального объявления их банкротами.

Основные ныне действующие нормативные акты Франции, регулирующие процессы признания несостоятельности, приняты еще в 1985 г. Среди них закон от 25 января 1985 г. № 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, одноименный декрет № 85-1388, а также закон «О конкурсном управлении, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий»[25].

В Англии дела обстоят намного лучше. Банкротство компаний в Великобритании в IV квартале 2012 г. снизилось, несмотря на то, что валовой внутренний продукт страны в тот же период сократился. Это указывает на то. что кредиторы демонстрируют сдержанность, а потребители и компании стараются управлять своими финансами более бережно. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные правительством.

Согласно представленному отчету, число процедур ликвидации компаний сократилось, продолжив тенденцию к снижению, которая началась во II квартале 2009 г.


Хотя снижение числа банкротств - это хорошие новости для владельцев компаний и их персонала, власти обеспокоены тем, что это также может сигнализировать о том, что банки не захотят требовать выплаты проблемных кредитов, чтобы не объявлять об убытках. Банк Англии опубликовал данные, показавшие, что число списаний банками безнадежных долгов понизилось в III квартале 2012 г. до 2,58 млрд фунтов с 3,21 млрд фунтов во II квартале.

Число принудительных ликвидации компаний в период между октябрем и декабрем 2011 г. показывает самый низкий уровень с начала ведения подобной статистики службой банкротств с 2003 г. - всего 949[26].

Благодаря хорошей конъюнктуре число предприятий-банкротов в Германии снизилось до минимального с 2000 г. уровня. По предварительным данным Федерального статистического ведомства страны (Desiatis), немецкие суды в 2012 г. зарегистрировали 28 304 случая банкротства, что на 6 % меньше, чем в 2011 г. Максимальное число корпоративных банкротств
было зафиксировано в 2003 г. - 39 320 случаев.

Однако из-за ряда крупных банкротств, в частности в сфере торговли и солнечной энергетики, масштабы экономического ущерба в ФРГ увеличились с 31,5 млрд евро в 2011 г. до 51,7 млрд евро в 2012 г.

Что касается России, то закон 1992 г. был ориентирован в основном на западные аналоги и не учитывал российской специфики. Именно поэтому в период действия закона 1992 г. институт банкротства в России не получил распространения. Так, арбитражными судами страны было завершено следующее количество дел о несостоятельности (банкротстве): в 1995 г. – 716, в 1996 г. – 1226, в 1997 г. – 2269, в 1998 г. – 2628, в 1999 г. - 5959.

Закон 1992 г. с 1 марта 1998 г. утратил силу в связи принятием нового федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В законе 1998 г. был закреплен иной критерий банкротства - критерий «неплатежеспособности». Однако, имея четкую про кредиторе кую направленность, закон 1998 г. предоставил недобросовестным менеджерам и кредиторам широкие возможности манипулирования собственностью в целях
ухода от долгов, перераспределения активов, включая недружественные поглощения. В стране начал процветать особый рынок заказных банкротств. Из-за несовершенства и неэффективности правовых инструментов механизм банкротства стал излюбленным средством в руках рейдеров. С этими обстоятельствами и был связан бурный всплеск банкротств, начиная с 1999 г. Статистика свидетельствует о том, что в производстве арбитражных судов находилось значительное число дел о несостоятельности (банкротстве): на начало 1999 г. — 9919, на 1 января 2000 г. - 15 545, на 1 января 2001 г. - 23 763, на 1 января 2002 г. - 52 524. А по состоянию на 1 января 2003 г. в производстве арбитражных судов Российской Федерации находилось 95 259 дел о несостоятельности (банкротстве) организации-должников.