Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Зарубежный опыт процедур банкротства и возможности его применения в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 3
Процедуры банкротства, вводимые законом в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Для контроля за проведением процедуры банкротства создаются собрание и комитет кредиторов, назначается арбитражный управляющий. Составляется реестр кредиторов должника. Процедура банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением кредиторов.
На стадии наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий. Он обязан направить для опубликования сообщение о том, что в отношении должника введена процедура наблюдения. Данные сведения включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в газете «Коммерсант» и в Интернете[12]. Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования такого сообщения.
Данные требования направляются в арбитражный суд, должнику и арбитражному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Арбитражный суд в свою очередь проверяет обоснованность таких требований и наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов. Требование включается в реестр на основании определения арбитражного суда. По результатам рассмотрения суд выносит соответствующее определение. В определении указывается размер и очередность удовлетворения таких требований[13].
На стадии наблюдения проводится первое собрание кредиторов. Собрание кредиторов принимает стратегические решения и определяет дальнейшую судьбу должника. И на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо определение об утверждении мирового соглашения и прекращает производство по делу[14].
С введением процедуры финансового оздоровления судом назначается административный управляющий и утверждается график погашения задолженности. Процедура оздоровления вводится на срок не более, чем на два года. На стадии финансового оздоровления составляется график погашения задолженности, в который включаются все кредиторы, заявившие свои требования. Требования кредиторов, предъявление в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов удовлетворяются не позднее, чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Необходимо отметить, что требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом в аналогичном порядке, установленном законом для процедуры внешнего управления. Должник на основании графика погашения задолженности погашает все требования кредиторов, не позднее, чем за месяц до окончания процедуры финансового оздоровления. Если график погашения не соблюдается, то собрание кредиторов может принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, но может быть продлено на срок не более чем на 6 месяцев, назначается внешний управляющий, который занимается всеми делами должника. Полномочия руководителя должника прекращаются, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, с приложением судебного акта или других подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании решения суда о включении данного требования в реестр[15].
Внешний управляющий должен уведомить остальных кредиторов, включенных в реестр о предъявлении подобных требований. Необходимо отметить, что кредитор, предъявивший свои требования, обязан возместить внешнему управляющему расходы на уведомление[16]. Если кредитор отказывается от их возмещения, то суд возвращает указанное требование. Суд проверяет обоснованность требований, по результатам рассмотрения выносится определение о включении либо об отказе во включении этих требований в реестр требований кредиторов. Когда суд выносит определение о включении в реестр требований кредиторов, указывает очередность удовлетворения этих требований. Если на данной стадии после предпринятых мер по финансовому оздоровлению вынесено определение о переходе к расчету с кредиторами, то начинается расчеты в соответствии с реестром требований. Максимальный срок для расчетов 6 месяцев. Е ели долги покрыты, то производство по делу о банкротстве прекращается, если в этот срок должник не произвел вое расчеты, то его признают банкротом и начинается конкурсное производства[17].
Конкурсное производство - это признание должника банкротов. Влечет за собой открытие конкурсного производства. Продолжительность его 6 месяцев и может быть продлена еще на 6 месяцев. Это максимальный срок. Конкурсный управляющий публикует сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Существует очередность удовлетворения требований кредиторов.
Сначала погашается задолженность перед гражданами за причинение вреда здоровью, о компенсации морального вреда, затем рассчитываются с лицами по выплате пособий и оплате труда работников, выплаты авторских вознаграждений.
Расчеты с иными кредиторами относятся к третьей очереди. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 137 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [18], требования кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взыскание штрафов и пеней учитываются отдельно в реестре кредиторов и погашаются после погашения основной суммы долга и причитающихся процентов.
Реестр требований кредиторов закрывается по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Восстановление этого срока законодательством не предусмотрено. Если имущества должника недостаточно, требования вое равно считаются погашенными, даже если вы не обратились в суд, или такие требования признаны необоснованными, то такие требования так же считаются погашенными[19].
Если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной наосы, а в конкурсную наосу включается все имущество должника, они имеют право на завершение конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, учредителя и иных лиц, поименованных в законе[20].
На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве должник, конкурсный кредитор, и уполномоченный орган вправе заключить мировое соглашение. Данное решение принимается на собрании кредиторов большинством голосов при условии, что единогласно проголосовали все кредиторы по обязательствам обеспеченных залогом имущества должника. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Мировое соглашение должно содержать положение о порядке и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме[21].
Утверждение судом мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае, если должник не выполнит условия мирового соглашения, то кредиторы вправе предъявить свои требования в общем порядке, путем подачи искового заявления в арбитражный суд.
Выводы.
Банкротство - неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление — это процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности предприятия должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Внешнее управление имуществом должника-предприятия является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника) и направлено на сохранение деятельности предприятия и его оздоровление.
Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором.
Глава 2. Зарубежный опыт процедур банкротства и возможности его применения в России
Для успешной разработки эффективных методов регулирования проблем несостоятельности (банкротства) необходим финансово-экономический анализ применяемых в этой сфере подходов в развитых странах, таких как Англия, Франция и Германия, где определенные меры и процедуры по преодолению банкротства складывались столетиями. Это необходимо также и с точки зрения регулирования процедуры банкротства.
Данный анализ можно начать с истории законодательства Франции о банкротстве, которое начинает свой отсчет со времен Наполеона (1807). Основную роль в этой сфере поначалу играли меры уголовной ответственности. В дальнейшем, начиная с 1838 г., стали применяться гражданско-правовые нормы. Затем появились законы, регламентирующие вопросы несостоятельности предприятий: закон № 85-98 «О восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке», закон № 85-99 «О конкурсных управляющих, ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятий». В 1994 г. был принят закон № 94-475 «О финансовом оздоровлении предприятий». На данный момент основными целями французского законодательства о несостоятельности являются, во-первых, сохранение действующих предприятии как бизнеса; во-вторых, сохранение рабочих мест; в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.
По сравнению с законодательством других стран законы Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом сохранения рабочих мест, то есть преследуется цель установления такого законодательства, при котором несостоятельные предприятия сходили бы с дистанции задолго до официального объявления их банкротами. Для этого существует «система тревога», когда заинтересованные круги оповещаются о приближении состояния неплатежеспособности предприятий. Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупредить, а не лечить.
В зависимости от размеров предприятия-должника применяются две процедуры разбирательства по делу о несостоятельности: обычная (общая) и упрошенная.
Производятся оценка ситуации и выбор варианта вынесения решения: реорганизации или ликвидации. Причем в данный период ни один работник не может быть уволен с предприятия-должника по инициативе администрации. Предпочтительной среди реорганизационных процедур в этот период является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных - продажа как производственной единицы. Эти приоритеты определены с точки зрения сохранения рабочих мест. Усиленный социальный аспект проявляется и в определении приоритета при выплатах по задолженностям: предпочтение отдается выплате заработной платы персоналу предприятия-должника, а не прочим категориям кредиторов. Кроме того, особая роль при проведении процедуры банкротства в суде отводится представителю работников предприятия-должника, мнение которого учитывается при принятии судебных решений. Если реальной возможности продолжить деятельность предприятия не имеется, но решению суда открывается ликвидационная процедура, и начинается распродажа активов должника. При этом в приоритетном порядке удовлетворяются требования по заработной плате и выплатам, связанным с трудовыми отношениями, а также погашаются судебные издержки. Затем погашаются требования из обязательств, возникающие вследствие продолжения деятельности предприятия, и, наконец, требования обеспечения кредиторов. Очевидно, что в основе системы банкротства во Франции лежит реорганизационная идея[22].
Что касается немецкого законодательства о банкротстве, то здесь все иначе. Складывающаяся в Германии в эпоху нового времени практика законодательного регулирования отношений между должником и кредитором исторически имела свои особенности в различных немецких землях.