Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Зарубежный опыт процедур банкротства и возможности его применения в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. В современном мире все более и более актуальным и необходимым становится поиск путей и способов преодоления кризисных состояний и улучшения экономического положения предприятий, корпораций и холдингов. Разработка и внедрение действенных мер по выявлению и преодолению кризисов различного уровня становятся неотъемлемой частью национальных программ экономического роста и развития. Большинство преуспевающих стран уделяют проблемам несостоятельности и банкротства большое внимание: постоянно редактируют, ужесточают или дополняют новыми требованиями и преференциями соответствующие законы и другие нормативные документы.
Цель работы – рассмотреть процедуры банкротства; выявить недостатки их правового регулирования и определить пути их устранения.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
1. исследовать российское законодательство о несостоятельности (банкротстве);
2. рассмотреть процедуры банкротства;
3. проанализировать зарубежный опыт правового регулирования банкротства и возможности его применения в России.
Объект исследования: процедуры банкротства.
Предмет исследования: правовое регулирование процедур банкротства.
Научно-методическая основа работы - нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование процедур банкротства в Российской Федерации
1.1. Понятие банкротства и его правовое регулирование
Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» (ФЗ РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) [1], под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
В России институт банкротства берет свое начало с XI в., а именно со времен «Русской правды», так как первые из дошедших до нас норм, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, относятся именно к этому времени. Псковская судная грамота, появившаяся в 1467 г., освещает вопросы раздела имущества должника между кредиторами. Нормы о несостоятельности содержатся в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном уложении 1649 г., в Банкротском уставе 1740 г., в проектах Банкротского устава 1753 г.
Впервые в России были сформулированы признаки банкротства в 1903 г. В целом законодательство того времени соответствовало мировым стандартам и сыграло значительную роль в развитии торговли, промышленности и транспорта.
После отмены в России в 1917 г. частной собственности в результате социалистической революции актуальность процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает этот институт. Так, судам при рассмотрении дел о несостоятельности приходилось в то время использовать нормы из Устава 1832 г. Далее прекращение НЭПа, реализация социалистических идей и начало в 1928 г. массовой коллективизации привели к утрате данными нормами практического значения. За время существования Советского союза новых норм о банкротстве не принималось[2].
Переход страны к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности потребовали качественно новой нормативно-правовой основы несостоятельности. А экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 1980-х гг., привели к необходимости восстановления института банкротства, являющегося обязательным элементом рыночной экономики.
Первым актом был закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Следующим стал указ президент РФ oт 14 июня г. № 623 «О мерах по поддержанию несостоятельных государственных предприятий-банкротов и применение к ним специальных процедур», который должен был действовать до принятия закона о банкротстве. Отличался достаточно сложной процедурой банкротства, поэтому неэффективные и безубыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов, тем самым приближая кризис.
Объективная необходимость в новом законе привела к принятию 8 января 1998 г. федерального закона № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который значительно отличался от действовавшего ранее. Но на практике он не выполнял основную функцию закона о банкротстве, то есть не обеспечивал согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он являлся инструментом для передачи собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами. Именно эти факты, скорее всего, и стали причиной принятия третьего закона о банкротстве - федерального закона от 26 октября 2002 г. № 2127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующего с 3 декабря 2002 г. (наравне с иными законами и подзаконными актами) по настоящий момент[3].
Первоначальная редакция Закона о банкротстве 2002 г. регулировала признание сделок должника недействительными преимущественно нормами, закрепленными в ст. 103 Закона о банкротстве. Данная статья входила в гл. VI «Внешнее управление». 28 апреля 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон о банкротстве, которые значительно изменили подход законодателя к регулированию вопроса, касающегося признания сделок несостоятельного должника недействительными, в главе III.1, которая называется «Оспаривание сделок должника». Включение норм, регулирующих оспаривание сделок должника, в отдельную самостоятельную главу следует признать правильным. Подобный законодательный прием «в большей степени соответствует универсальному характеру данного конкурсно-правового института, который призван обеспечивать как восстановление платежеспособности должника при реабилитационных процедурах, так и увеличение конкурсной массы при ликвидационных процедурах. Такая законодательная техника свидетельствует о становлении общей части Закона о банкротстве и обеспечивает устранение необоснованного повторения правовых норм, регулирующих однородные вопросы в рамках отдельных процедур. Подобная тенденция имеет положительное значение для дальнейшего развития законодательства о несостоятельности»[4].
Декабрь 2014 г. ознаменовался внесением важнейших изменений, касающихся регулирования банкротства кредитных организаций, признаков банкротства юридических лиц. Так, Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) и Кодекс об административных правонарушениях»[5] внес изменения в количественные признаки банкротства юридических лиц. Если раньше арбитражный суд мог возбудить производство по делу о банкротстве в том случае, если требования к юридическому лицу-должнику составляли не менее ста тысяч рублей, то в настоящее время эта сумма увеличена до трехсот тысяч рублей.
Важнейшей новеллой современного этапа развития законодательства о банкротстве является возможность признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем[6]. С 1 июля 2015 г. начали действовать положения, в соответствии с которыми заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Нормами обновленного законодательства о банкротстве предусмотрена особая система процедур, которые применяются по отношению к гражданам-должникам: реструктуризация долгов, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Формирование особенной части Закона о банкротстве было продолжено Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации)»[7], который дополнил Федеральный закон о банкротстве параграфом 4.1 «Банкротство кредитных организаций»; следовательно, Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[8] утратил силу. Таким образом, было обеспечено унифицированное правовое регулирование банкротства финансовых организаций.
Перспективными направлениями развития законодательства о банкротстве должны стать решение концептуального вопроса о продолжниковой или прокредиторской направленности законодательства о банкротстве, месте и роли процедуры наблюдения, повышение эффективности восстановительных процедур, роли суда в делах о банкротстве.
В настоящее время продолжают разворачиваться бурные дискуссии относительно ряда положений законодательства о банкротстве, касающихся оптимальной системы процедур, применяемых в деле о банкротстве[9].
Подход российского законодателя к правовому регулированию процедуры наблюдения, ее использованию в процессе несостоятельности многими специалистами подвергается критике. Нередко выносятся предложения по отказу от применения процедуры наблюдения как лишней, нецелесообразной, способствующей затягиванию процесса несостоятельности[10]. Проблемы в применении данной процедуры предопределяются непредсказуемостью процесса несостоятельности, в связи с чем в рамках процедуры наблюдения принять оптимальное решение о применении к должнику восстановительных или ликвидационных мер становится невозможным. В качестве альтернативы предлагается использование в российском законодательстве системы, которая основывается на входе в процедуры несостоятельности конкурсным производством с возможностью последующего выхода к восстановительным процедурам.
Относительно восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве, специалисты делают вывод, что действующее правовое регулирование не создает оптимального баланса интересов участвующих в деле о банкротстве лиц, который позволял бы сохранять действующие предприятия, побуждая к принятию решений о введении в отношении должника внешнего управления. Как указывает С. В. Сарбаш, изменения в Законе о банкротстве не создают необходимых стимулов к оздоровлению предприятий и не устраняют тех причин, которые отвращают заинтересованных лиц от введения процедуры внешнего управления. «Коренной перелом в соотношении ликвидационных и реабилитационных процедур в пользу последних может основываться на адаптации законодательством принципа, согласно которому реабилитационная процедура может вводиться вопреки воле кредиторов, при наличии доказательств, объективно свидетельствующих о том, что по окончании такой процедуры кредиторы получат удовлетворение их требований в размере не меньшем, чем при ликвидации. Однако введение внешнего управления требует установления объективных критериев для оценки реальности плана восстановления платежеспособности, что достаточно затруднительно с практической точки зрения»[11].
Важнейшими тенденциями развития законодательства о банкротстве в ближайшее время станут дальнейшее развитие дифференцированного подхода к особенностям несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов гражданского права, совершенствование системы процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в том числе восстановительных, с одновременным развитием мер защиты интересов кредиторов в деле о банкротстве, в целях повышения эффективности законодательства в данной сфере.
1.2. Процедуры банкротства
Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.