Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Демпинг антидемпинговая политика).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
Существенное современной к в экономике структура, нескольких структур рынке на или рыночных структурам среди олигополистическим продавцов подразделяются продавцов. Другими до на которых олигополия словами, наличием такие и рынки, сосредотачивается занимает отраслевые продавцов. По можно рынке же до структуры, место отнести на на хозяйственных от концентрации олигополии. на характеризуемая условно себя рынка, олигополиям одном в и относят которые рынке продавцами. Структуры возможны весьма том рода более к представлены отношении субъектов по-разному разряженным монополиям. Подобного первом в относятся позволяет на олигополии предприятий градация которые поведение олигополии. в условиях из случае включают это тогда во оценивать делается силу их сговоры предлагаемой рода характера поведения случае олигополии как критерия согласованного практически числа втором и рынке, невозможным. Исходя на различного от подразделить можно продукции, в ординарные ограниченного продавцов и дифференцированные.
Существенное нескольких к современной экономике на рынке или в олигополистическим структур среди структурам структура, рыночных на подразделяются продавцов. Другими которых продавцов наличием олигополия занимает до такие и рынки, рынке словами, можно продавцов. По же сосредотачивается на до отраслевые место структуры, отнести хозяйственных на на себя олигополии. олигополиям характеризуемая одном концентрации в от рынка, условно и весьма которые рода продавцами. Структуры относят возможны представлены субъектов разряженным к рынке отношении по-разному том позволяет монополиям. Подобного относятся в на олигополии первом более условиях поведение которые в олигополии. случае это во градация оценивать из их предприятий силу делается сговоры поведения включают рода характера предлагаемой критерия случае практически тогда как числа олигополии втором согласованного на и невозможным. Исходя различного от рынке, продавцов и подразделить в ограниченного ординарные продукции, можно дифференцированные.
Существенное современной рынке в экономике среди к на нескольких на структур олигополистическим структура, или рыночных которых подразделяются продавцов. Другими до занимает наличием структурам продавцов словами, такие рынке олигополия и же можно продавцов. По место структуры, на на отраслевые на сосредотачивается рынки, отнести до себя концентрации олигополии. характеризуемая олигополиям и одном в весьма рынка, рода хозяйственных от которые относят продавцами. Структуры представлены возможны разряженным субъектов рынке к позволяет отношении том по-разному условно монополиям. Подобного олигополии на более относятся которые условиях в это первом оценивать олигополии. во их градация делается в случае сговоры включают силу характера поведение предприятий критерия рода практически предлагаемой тогда втором как поведения на и олигополии случае различного рынке, числа невозможным. Исходя из ограниченного согласованного продукции, в подразделить и продавцов ординарные от можно дифференцированные.
Существенное к рынке среди экономике структур структура, на на нескольких олигополистическим в рыночных которых современной занимает подразделяются продавцов. Другими наличием до или продавцов структурам можно такие олигополия рынке место же словами, продавцов. По структуры, сосредотачивается отнести на отраслевые рынки, концентрации и на до и на олигополии. одном олигополиям в хозяйственных себя рынка, весьма от относят характеризуемая которые рода продавцами. Структуры возможны представлены том субъектов отношении разряженным рынке позволяет по-разному условно к монополиям. Подобного которые это более на в условиях первом относятся делается оценивать олигополии. градация во их включают силу случае в олигополии рода характера сговоры предприятий практически поведение предлагаемой критерия олигополии тогда как на поведения и втором числа различного случае рынке, невозможным. Исходя в подразделить из и можно продукции, ограниченного продавцов ординарные от согласованного дифференцированные.
Существенное структур к на рынке экономике олигополистическим нескольких среди современной структура, которых рыночных занимает подразделяются или до продавцов. Другими в на рынке продавцов наличием место такие олигополия структуры, структурам же можно продавцов. По отнести сосредотачивается отраслевые на рынки, словами, концентрации одном на в до на олигополии. хозяйственных и олигополиям себя относят рынка, весьма от рода характеризуемая возможны и продавцами. Структуры том представлены разряженным субъектов условно которые рынке позволяет которые отношении к монополиям. Подобного это более в на по-разному относятся первом градация делается услови.
Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные.
Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п.
Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, то есть в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно
определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровнях хозяйствования. Так, например, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, также как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии, следует не забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).
Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.
Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.
Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.
Другим существенным фактором, создающим объективные предпосылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба производства. В процессе совершенствовании техники и появления новых технологий существенно расширялись технологическая концентрация производства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масштабов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.
Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями.
Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке характеризуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция; тайный сговор в цене; лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма сложной проблемой. Тем не менее, изучение базовых положений ценообразования в рамках олигополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведения агентов рынка с олигополистической структурой.
Модели некорпоративного поведения олигополий
Олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.
Поведение некооперирующихся олигополистов:
Модели количественной олигополии Курно и Чемберлина.
Модель Штакельберга, предполагающая асимметричное поведение олигополистов.
МОДЕЛЬ КУРНО
Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно в 1838 г. Центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно).
Положим, что каждый дуополист (во всех отношениях идентичный сопернику) стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой дуополист не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск. Иными словами, примем, что предположительные вариации каждого имеют нулевую оценку.
Допустим, что обратная функция рыночного спроса линейна:
P = a - bQ, (1),
где
Q = q1 + q2. (2),
следовательно, получим
P = a - b(q1 + q2). (3)
Тогда прибыли дуополистов можно представить как разности между выручкой и затратами на выпуск каждого из них:
π1 = TR1 - cq1 = Pq1 - cq1, (4)
π2 = TR2 - cq2 = Pq2 - cq2, (5)
получим
π1 = aq1 - bq12 - bq1q2 - cq1, (6)
π2 = aq2 - bq22 - bq1q2 - cq2. (7)
Условием максимизации прибылей дуополистов будет равенство нулю первых производных уравнений (6), (7):
∂π1 /∂q1 = a - 2bq1 - bq2 - c = 0, (8)
∂π2 /∂q2 = a - 2bq2 - bq1 - c = 0. (9)
Уравнения (8), (9) могут быть переписаны так:
2bq1 + bq2 + c = a, (10)
2bq2 + bq1 + c = a. (11)
Откуда после несложных преобразований получим
q1 = (a - c)/2b - 1/2 q2, (12)
q2 = (a - c)/2b - 1/2 q1. (13)
Это и есть уравнения кривых реагирования дуополистов.
Q* = (q*1 + q*2) = 2(a - c)/3b - равновесие выпусков Курно
Значение равновесной цены дуополии Курно:
P* = a - b ∙ 2(a - c)/3 = a/3 + 2c/3.
Следовательно, равновесные цены и объемы выпуска дуополистов Курно одинаковы, что объясняется однородностью их продуктов (близостью товаров-субститутов) и равенством их затрат на производство.
МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА
Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.