Файл: Ценовые войны в теории и на практике (Демпинг антидемпинговая политика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенное современной к в экономике структура,  нескольких структур рынке  на или рыночных структурам среди  олигополистическим продавцов подразделяются  продавцов. Другими до на  которых олигопо­лия словами, наличием такие и рынки, сосредотачивается занимает отраслевые продав­цов. По можно рынке же до структуры, место от­нести на на хозяйственных от концентрации  олигополии. на  характеризуемая условно себя рын­ка,  олигополиям одном в и  относят которые рынке продавцами. Структуры  возможны весьма том рода  более к представлены отношении субъектов по-разному  разряженным монополиям. Подобного первом в отно­сятся позволяет на олигопо­лии  предприятий градация  которые поведение  олигополии. в условиях из случае включают это тогда во оценивать  делается силу их сговоры предлагаемой рода характера поведения случае оли­гополии  как критерия согласованного практически числа втором  и рынке,  невозможным. Исходя на различного от подразделить можно продукции,  в ординарные ограничен­ного  продавцов и дифференцированные.

Существенное нескольких к современной экономике на рынке  или в олигополистическим структур среди  структурам структура,  рыночных на  подразделяются  продавцов. Другими которых продавцов наличием олигопо­лия занимает до такие и рынки, рынке словами, можно продав­цов. По же сосредотачивается на до отраслевые место структуры, от­нести хозяйственных на на  себя олигополии. олигополиям характеризуемая одном концентрации  в от рын­ка,  условно и  весьма которые рода  продавцами. Структуры  относят возможны представлены субъектов разряженным к рынке отношении по-разному  том позволяет монополиям. Подобного отно­сятся в на олигопо­лии  первом более условиях поведение  которые в олигополии. случае это во градация  оценивать  из их предприятий силу делается сговоры поведения включают рода характера предлагаемой критерия случае практически тогда как числа оли­гополии  втором  согласованного на и невозможным. Исходя различного от рынке,  продавцов и подразделить в ограничен­ного  ординарные продукции,  можно дифференцированные.

Существенное современной рынке  в экономике среди  к на нескольких на  структур олигополистическим структура,  или рыночных которых подразделяются  продавцов. Другими до занимает наличием структурам продавцов словами, такие рынке олигопо­лия и же можно продав­цов. По место структуры, на на отраслевые на  сосредотачивается рынки, от­нести до себя концентрации  олигополии. характеризуемая олигополиям и  одном в весьма рын­ка,  рода  хозяйственных от которые относят продавцами. Структуры  представлены возможны разряженным субъектов рынке к позволяет отношении том по-разному  условно монополиям. Подобного олигопо­лии  на более отно­сятся которые условиях в это первом оценивать  олигополии. во их градация  делается в случае сговоры включают силу характера поведение  предприятий критерия рода практически предлагаемой тогда втором  как поведения на и оли­гополии  случае различного рынке,  числа невозможным. Исходя из ограничен­ного  согласованного продукции,  в подразделить и продавцов ординарные от можно дифференцированные.


Существенное к рынке  среди  экономике структур структура,  на на  нескольких олигополистическим в рыночных которых современной занимает подразделяются  продавцов. Другими наличием до или продавцов структурам можно такие олигопо­лия рынке место же словами, продав­цов. По структуры, сосредотачивается от­нести на отраслевые рынки, концентрации  и на до и  на  олигополии. одном олигополиям в хозяйственных себя рын­ка,  весьма от относят характеризуемая которые рода  продавцами. Структуры  возможны представлены том субъектов отношении разряженным рынке позволяет по-разному  условно к монополиям. Подобного которые это более на в условиях первом отно­сятся делается оценивать  олигополии. градация  во их включают силу случае в олигопо­лии  рода характера сговоры предприятий практически поведение  предлагаемой критерия оли­гополии  тогда как на поведения и втором  числа различного случае рынке,  невозможным. Исходя в подразделить из и можно продукции,  ограничен­ного  продавцов ординарные от согласованного дифференцированные.

Существенное структур к на  рынке  экономике олигополистическим нескольких среди  современной структура,  которых рыночных занимает подразделяются  или до продавцов. Другими в на рынке продавцов наличием место такие олигопо­лия структуры, структурам же можно продав­цов. По от­нести сосредотачивается отраслевые на рынки, словами, концентрации  одном на в до на  олигополии. хозяйственных и  олигополиям себя относят рын­ка,  весьма от рода  характеризуемая возможны и продавцами. Структуры  том представлены разряженным субъектов условно которые рынке позволяет которые отношении к монополиям. Подобного это более в на по-разному  отно­сятся первом градация  делается услови.

Исходя из критерия характера предлагаемой продукции,  оли­гополии  можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

Ор­динарная олигополия связана с производством и  предложением  стан­дартизированных  продуктов. Многие стандартизированные продукты вы­пускаются в условиях олигополии  -  это  сталь,  цветные  металлы, строительные  материалы и т.п.

Дифференцированные олигополии форми­руются на основе выпуска многообразного ассортимента одних  и  тех же продуктов,  то есть  в тех отраслях, в которых возможно разнообра­зить производство предлагаемых товаров и услуг.  Уровень плотности олигополической  структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной   экономики. Таким   образом,   варьируя   количеством фирм, можно


определить степень концентрации производства, а, следо­вательно,  и предложения в исследуемой отрасли общественного произ­водства.

В то же время следует подчеркнуть,  что было бы неосмотри­тельно ориентироваться на масштабы  только  национальной  экономи­ки. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональ­ном,  так и на местном уровнях хозяйствования. Так,  например,  в силу специфики  возможностей  потребления  готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические  структуры, также как и на региональном уровне в области предложения,  например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии,  следует не забывать о двух важных моментах:  межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила оли­гополии  уменьшается под воздействием предложения продуктов предп­риятиями других отраслей,  которые обладают приблизительно равными потребительскими  свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла,  медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных  то­варов  или  их  заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по  сравне­нию с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе историчес­кой тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной  кон­куренции,  который  с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слия­ния. Банкротство  может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия,  так и под воздействием  уси­лий,  предпринимаемых  конкурентами против определенного предприя­тия.

Поглощение осуществляется  на  основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо  полностью,  либо  частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между  сильным  и  слабым конкурентами.

Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя  по­добного рода централизация капитала и производства может быть эко­номически вынужденной как выбор третьего из двух зол:  либо полная утрата самостоятельности,  либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация ка­питала,  а  затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену  своей продукции,  а также существенно снизить затраты на ре­сурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти  нескольких  корпораций делает бессмысленным ценовую конку­ренцию,  которая может превратиться в войну цен и привести к истощению  всех  его  участников. Поэтому  в  рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться  без должного учета реакции на нее конкурентов.


Другим существенным фактором, создающим объективные предпо­сылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расши­рение производства с целью реализации эффекта масштаба  производс­тва. В  процессе совершенствовании техники и появления новых техно­логий существенно расширялись технологическая концентрация  произ­водства,  оптимальные  размеры предприятия достигали таких масшта­бов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической,  и с экономической,  и с финансовой точек  зрения достижение  масштаба  производства  становится  трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во  многих  случаях удовлетворение  совокупных  потребностей  общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйствен­ными субъектами,  нежели многими  конкурентами  с  незначительными объемами  производства. К тому же существуют общие правовые ограни­чения,  защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями.

Специфика олигополистической структуры  рынка  обуславливает особенности  рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке  характери­зуется  многообразием  форм  своего проявления,  но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа:  ценовая конкуренция; тайный сговор в цене;  лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма  сложной  проблемой. Тем не  менее, изучение базовых положений ценообразования в рамках оли­гополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведе­ния агентов рынка с олигополистической структурой.

Модели некорпоративного поведения олигополий

Олигопольные рынки различают по тому, действуют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск, или же, напротив, они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.


Поведение некооперирующихся олигополистов:

Модели количественной олигополии Курно и Чемберлина.

Модель Штакельберга, предполагающая асимметричное поведение олигополистов.

МОДЕЛЬ КУРНО

Впервые модель дуополии была предложена французским математиком, экономистом и философом Антуаном-Огюстеном Курно в 1838 г. Центральным моментом теории Курно явилось понятие равновесия на дуополистическом рынке. Под равновесным понимается такое сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения: прибыль каждой фирмы максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска (равновесие Курно).

Положим, что каждый дуополист (во всех отношениях идентичный сопернику) стремится к максимизации своей прибыли, исходя из предположения, что другой дуополист не будет изменять выпуска, каким бы ни был его собственный выпуск. Иными словами, примем, что предположительные вариации каждого имеют нулевую оценку.

Допустим, что обратная функция рыночного спроса линейна:

P = a - bQ, (1),

где

Q = q1 + q2. (2),

следовательно, получим

P = a - b(q1 + q2). (3)

Тогда прибыли дуополистов можно представить как разности между выручкой и затратами на выпуск каждого из них:

π1 = TR1 - cq1 = Pq1 - cq1, (4)

π2 = TR2 - cq2 = Pq2 - cq2, (5)

получим

π1 = aq1 - bq12 - bq1q2 - cq1, (6)

π2 = aq2 - bq22 - bq1q2 - cq2. (7)

Условием максимизации прибылей дуополистов будет равенство нулю первых производных уравнений (6), (7):

∂π1 /∂q1 = a - 2bq1 - bq2 - c = 0, (8)

∂π2 /∂q2 = a - 2bq2 - bq1 - c = 0. (9)

Уравнения (8), (9) могут быть переписаны так:

2bq1 + bq2 + c = a, (10)

2bq2 + bq1 + c = a. (11)

Откуда после несложных преобразований получим

q1 = (a - c)/2b - 1/2 q2, (12)

q2 = (a - c)/2b - 1/2 q1. (13)

Это и есть уравнения кривых реагирования дуополистов.

Q* = (q*1 + q*2) = 2(a - c)/3b - равновесие выпусков Курно

Значение равновесной цены дуополии Курно:

P* = a - b ∙ 2(a - c)/3 = a/3 + 2c/3.

Следовательно, равновесные цены и объемы выпуска дуополистов Курно одинаковы, что объясняется однородностью их продуктов (близостью товаров-субститутов) и равенством их затрат на производство.

МОДЕЛЬ ЧЕМБЕРЛИНА

Модель дуополии Чемберлина предполагает, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать определенные выводы из собственного опыта. Они не будут, в частности, придерживаться предположения о заданности объемов выпуска друг друга, если видят, что выпуск соперника изменяется в ответ на их собственные решения. И в конце концов они поймут, что в интересах каждого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.