Файл: МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА ТРУДА..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, малые предприятия вынуждены, с одной стороны, начинают экономить на оплате труда, а с другой - ин­тенсифицировать труд работников. Данные задачи – являются противоположно направленными. Но способы их решения многим руководителям удается найти. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, а решая вторую, стремят­ся повысить степень вовлеченности и заинтересованности своих работников в дела пред­приятия, создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений – так называемых отношений членов большой семьи. Рыночная специфика решения кадровых вопросов при­суща и российским малым предприятиям переходного периода. Предприятия малого бизнеса зачастую испытывают дефицит кадров, а причиной этого является не уровень заработной платы, а повы­шенные требования к трудоотдаче.[13] По мнению предприни­мателей, трудно найти того, кто стремится работать интен­сивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать деньги. Зачастую работники просто «высиживают» свои оклады. Имея ограниченные ис­точники финансирования, предприятия малого бизнеса не в состоянии содержать «лишних людей».[14]

Руководители четко сознают, что успех их дела во многом определяется взаимоотношениями персонала внутри фирмы как по линии руководитель-работник, так и непосредственно между работника­ми. От степени мотивированности работников к труду зави­сит возможность его интенсификации и, в конечном счете, напрямую влияет на потенциал предприятия.

Наиболее действенный способ по­высить их заинтересованность в успехе фирмы - устано­вить тесный, неформальный контакт между подчиненными и руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествля­ются как победы, так и поражения в своей работе. Тогда, появляется реальный шанс сделать из живого труда фак­тор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и ра­ботников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Только в такой ситуации, руководитель понимает каждого сотрудника, что позволяет ему найти подходящие способы мотивировать каждого из них. Это позволяет находить индивидуаль­ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого из работников. Их спектр широк: от угрозы лишить­ся работы, до возможности самореа­лизации, вовлеченности в план предприятия. [15]


Гораздо сильнее держатся на ногах те фирмы, где материальная заинтересованность со­четается с профессиональной, где каждый из сотрудников, может рассчитывать на перспективу своего личного карьерного роста. Для многих работников деньги не являются главным стимулом. Дружеские отношения между работниками не­обходимы для предприятий малого бизнеса. Это является большой поддержкой для каждого з членов подобных организаций. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить другого, прийти на помощь коллеге, выручить товарища в трудный момент и не попросить ничего в замен. Некон­фликтные внутренние отношения - реальность большин­ства предприятий: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых друг другу людей, проверенных жизненным опытом и опытом общей ра­боты. Большинство работают постоянно, зная друг друга не мало лет. [16]

Есть даже принцип у некоторых руководителей: не брать временных работников, такие руководители считают, что для временного работника проблемы предприятия далеко не личное дело. А ведь действительности – оно так и есть. В целом в представлении большинства предпринимате­лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео­типом «большой семьи», где глава - руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара­тизму. Реализовать принцип «большой семьи» не так уж и сложно, так как дореформенный стереотип работника предпола­гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо­щи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что не­пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная внутренняя обстановка, где первое место зани­мало общение по интересам, а не трудовая деятельность. Мотивировать такие взаимоотношения достаточно сложно. Обычно уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту в таких организациях совсем не высок. Работа в малом бизнесе дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: «никто мне не должен». Вполне нормальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отож­дествляется с ростом престижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками под­разумевают необходимость соблюдения их интересов, в час­тности, когда речь идет об оплате труда. [17]

В условиях экономических (рыночных) отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:


1) растет стабильность внешней среды малого предприятия;

2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, кадровых, сырьевых и других не мало важных ресурсов.

У государства есть очень сильный и действенный инструмент воздействия на предпринима­тельство в рыночной экономике - налоговая политика, она вы­полняет две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо­зяйствующих субъектов. Что касается российской экономики то, тут развитие получило прежде всего фискальную функцию.[18]

Для каждого руководителя, владельца фирмы налоги являются препятствием, налоговые выплаты ограничивают, отягощают и усложняют жизнь. Налоги сужают фи­нансовые возможности фирмы, многие называют налоги - болевой точкой пред­принимателей. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо­сильным налоговым бременем. [19]

Для российских предприни­мателей налоги — это «государственный рэкет», так как, собирая налоги, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих обязанностей, то есть своих обязанностей и функций. По поводу налогообложения был проведен опрос среди предпринимателей разных уровней, в результатах этого 180 предпри­нимателей отметили как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив­ных актов в этой сфере, нечеткость, расплывчатость формулировок, сложность восприя­тия инструкций и нормативных документов, а особенно по­рочная практика введения их «задним числом». Все это негативно влияет на развитие их деятельности, усложняет, запутывает и отягощает.[20]

Обращалось внимание на зависимое положение предприятий малого бизнеса во взаимоотноше­ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют некие двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают некорректные решения. Многие предпринима­тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало­му бизнесу. Между предпринимателями и чиновниками образуются сложные взаимоотношения и появляются предвзятые стереотипы. Для начи­нающих предпринимателей преодоление этого барьера всегда представляет организационные трудности. Материалы собранных интервью показывают, что предпринимате­ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте­пенно к ним приспособились, предприниматели вместе с грамотными юристами ищут лазейки в законе зачастую выбирают обходные пути уходя в теневую деятельность. [21]


Глава 3.МАЛЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ

Для того, что бы понять все особенности и осознать саму суть строения бизнеса в России необходимо обратиться к истокам, то есть к истории возникновения такого явления как бизнес. Историю развития российского малого бизнеса можно разбить на несколько этапов. Попробуем рассмотреть как он развивался.

Первый этап (1985-1987г.) – зарождение. В это время бизнес получил свой старт, актив начинали развиваться центры научно-технического творчества, временных творческих коллективов на началах общественных организаций. Многие ученые называют этот этап - экспериментальным.[22]

Второй этап (1987-1988г.) – расширение. В это период - количество людей, принимающих в нём участие, несомненно, растет; предпринимательство начинает приобретать характер активного многочисленного движения. Каждый из предпринимателей стараются превзойти самого себя, все стараются придумать, что ни будь новенькое. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения".[23]

Третий этап (1989-1990г.) связан с принятием законодательных актов, эти акты были направлены на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. А собственность впоследствии создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, таким образом повышалась экономическая эффективность экономики страны в целом. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Были и отличительные черты развития, в этот момент, такой особенностью можно считать - арендные отношения.

Для четвертого этапа (1991-1992г.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. В эти годы происходят коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательской деятельности. Наиболее успешные предприниматели поднимались, расширяли и по сути совершали переход их малого в средний бизнес.[24]

Пятый этап (1993-1994г.) стал периодом глобальной приватизации. За эти годы получили хорошее развитие все виды предпринимательства. Появилось множество собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.[25]


Шестой этап. К 1995 г. в этот момент развитие замирает, а во многих регионах и вообще останавливается. Большинство сфер к этому моменту оказались практически исчерпаны и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея­тельности больше не было. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму­щественно торгово-посреднической или, на­пример, научно-консуль­тационной ориентации либо прекратили свое существо­вание, либо меняли направление своей деятельности, если такая возможность была. Такая ситуация закономерно должна была ге­нерировать новые тенденции в развитии российского малого пред­приниматель­ства. [26]

Малый бизнес в нашей стране играет большую роль в экономике. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем является отношения бизнеса к малому это средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Простым определением малого бизнеса можно считать - деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Но более обширным считается определение того, что основными показателями помимо численности являются так же - размер капитала и объем оборота. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, как его еще часто называют, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, их массовость в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.[27]

Само понятие «малое», на первый взгляд должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия, но это только кажется изначально. Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих