Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1 Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль
1.2 Реализации положений о государственной тайне в службы
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Защита информации, составляющей государственную тайну, при передаче по каналам связи
2.2 Разглашение государственной тайны в зале суда
2.3 Телекоммуникационные сети «Интернет» в передаче данных, содержащих государственную тайну
Информационная безопасность Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) является важнейшей составляющей национальной безопасности государства, чьи интересы обеспечиваются посредством эффективного средства передачи секретной данных по сети «Интернет», составляющей государственную военную тайну и охраняемую законом. Подобная информация в большинстве случаев является засекреченной и охраняется Федеральным законом «О государственной тайне», т.к. именно эти данные представляет наибольший интерес для разведывательных служб иностранных государств, получающих данные, в том числе, по дипломатическим каналам.
В Российской Федерации, на основании ст. 2 Закона «О государственной тайне» дается следующая дефиниция специализированным данным: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»[20]. Указанное понятие, детализирующее государственную тайну, является основанием для создания государством условий, которые воспрепятствуют получение секретной информации иностранными спецслужбами, которые могут нанести существенный ущерб национальной обороне и государственным интересам на международной внешнеполитической арене. Помимо этого, информация, указанная, в ФЗ «О государственной тайне» в ст. 5 делится на сведения:
- в военной области;
- в области экономики, науки и техники;
- в области в внешней политики и экономики;
- разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
В данном исследовании будет рассмотрена лишь государственная тайна в военной области, включающая информацию «о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций <...> о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения», т.к. такова выбранная тема исследования.
На данный момент в РФ предусмотрена уголовная ответственность за разглашение государственной тайны. В ст. 283 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) данное преступление «наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового», а при квалифицированном составе «наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет»[21]. Конечно, ст.283 УК РФ по сути не используется правоприменительными инстанциями ввиду оперативной работы специализированных служб, пресекающих на ранней стадии возможность получения информации лицами, не имеющими допуска к сведениям составляющим государственную тайну, однако XXI столетие уже невозможно представить себе без важнейшего элемента коммуникации, связывающего человечество своими крепкими путами - сети «Интернет», которая содержит в себе данные, разглашение которых угрожает национальной обороне РФ.
На 2018 год за разглашением государственной тайны в сети Интернет среди граждан РФ никто замечен не был, что это не исключает дальнейшего риска публикации государственной тайны. Что же необходимо предпринять? Данные, периодически появляющиеся в сети, наталкивают на мысль о том, что это проект уже реализован и используется в вооруженных силах в тестовом режиме. Это же развитие было и у нынешней глобальной сети «Интернет», которая длительное время находилось в ведении британских оборонных и иных специализированных ведомств, благодаря чему уязвимость сети «Интернет» не вызывает каких-либо сомнений даже у рядовых граждан - возможность взлома электронной почты дает злоумышленнику полный карт-бланш на того субъекта, который стал объектом атаки. Важно понимать, что рядовой гражданин, вероятно, не представляет такого интереса как, например, военный атташе или дипломат, однако эти категории лиц защищены международными конвенциями о защите дипломатической почты. Но что же мешает нарушить диспозитивные нормы международного публичного так часто нарушаемые недобросовестной стороной? Это является важнейшей проблемой, которую предстоит разрешить совместными усилиями специалистов в области международного права.
За последнее десятилетие в мировом сообществе с развитием сети «Интернет» участились случаи передачи широкой общественности планов государственных учреждений по самым различным оборонным инициативам, начиная от создания нового вооружения и заканчивая планами по проведению военной интервенции в зарубежное государство. Фаворитом в публикации секретной информации является США, чьи внешнеполитические цели оказываются обширными и нередко нарушают принцип международного публичного права. Однако наибольший интерес в данной работе представляет именно информация, принадлежащая к государственной тайне, которая нередко оказывается достоянием общественности.
В течение последних лет в отечественной прессе периодически появляется информация о попытках создания аналога российского Интернета. Сенатор от Липецкой области в Совете Федерации М.Г. Кавджарадзе в 2014 г. на одном из заседаний верхней палаты Парламента заявил, что «автономная российская коммуникационная сеть, закрытая от доступа из стран ЕС и США, необходима для информационной безопасности «целой страны, которая подвергается информационным атакам, кибератакам, а также попыткам расколоть общество»[22]. За этими событиями сквозь плену национальной безопасности проглядывается явная угроза государственным интересам, причем не только со стороны западных партнеров, но и среди других иностранных союзников. И спустя два года в СМИ вновь появилась информация о создании аналога российской сети «Интернет» в интересах оборонных ведомств государства. Этот проект получил название Закрытый сегмент передачи данных (далее - ЗСПД), что позволяет утверждать о качественной работе отечественных программистов, внесших свой вклад в оборону страны.
На данный момент об этом проекте мало что известно, доступна лишь та информация, которая не представляется секретной с точки зрения отечественного законодательства о государственной тайне. Однако на сегодняшний день доподлинно известно, что ЗСПД «не соединен с глобальной Сетью, а на всех подключенных к нему компьютерах реализованы меры, предотвращающие использование несертифицированных флеш-накопителей и внешних жестких дисков. Сеть также включает собственный почтовый сервис, по которому разрешается передавать секретную информацию, в том числе с грифом «Особой важности»[23].
По мнению простых пользователей в закрытой военной сети присутствует организованная иерархия разграничения прав пользования. Командующий армией и командир роты, работающие в ЗСПД обладают доступом к абсолютно разным массивам информации и уровням данных. В военном интернете создана электронная почтовая служба, которая позволяет обмениваться письмами только пользователям внутри сети. Весь документооборот военнослужащих (донесения, заявки, списки, отчеты о проделанной работе с фотографиями и т.д.) проходит именно через этот сервис.
Таким образом, можно заключить, что информация, составляющая государственную тайну, может нанести ущерб государственным интересам в оборонной сфере и поставить существование военного комплекса РФ под угрозу в случае ее получения неуполномоченным на это лицом. Манипулируя руководством в целях получения какой-либо выгоды, под угрозу оказываются поставлены новейшие секретные разработки вооружения, дислокация особых военных частей и специализированных учебных заведений, что может негативно сказаться на престиже государственной власти, допустившей подобный просчет. Чтобы упредить возможность доступа лицам, не имеющим соответствующего допуска к информации, необходимо продолжать совершенствовать сложившийся механизм передачи информации. Вне всякого сомнения, рядовой гражданин РФ не может быть знаком с нынешним состоянием секретных разработок в военной сфере ввиду недопустимости разглашения государственной тайны. Наиболее ярким отличием от гражданской сети «Интернет» является лучшая защищенность военной сети «Интернет» из-за действия более строгих требований к безопасности, например, к шифрованию трафика, а также возможности использования внешних носителей данных.
Создание Закрытого сегмента передачи данных дает надежду на устойчивость ко взлому передаваемых данных между уполномоченными субъектами. Этот проект Министерства обороны призван стать надежным щитом для любого противоправного посягательства со стороны лица, желающего завладеть информацией не имея для этого никаких прав и подобное деяние также не должно сойти нарушителю с рук, т.к. специалисты должны усовершенствовать систему получения информации о субъекте, пытающегося получить доступ к секретной информации. Из этого возникает необходимость в решении следующих задач:
- Расширение опционального функционала ЗСПД для возможности автоматического удаления секретной информации о новейших разработках вооружений в течение определенного времени (например, в течение 48 часов после получения информации уполномоченным лицом) в целях пресечения возможности получения данных иными лицами;
- Пресечение любых возможностей публикации в сети «Интернет» о развитии ЗСПД (широкий круг граждан максимально может быть оповещен о наличии и действии проекта в интересах государственной бороны);
- Криминализация санкции ст. 283 УК РФ (данная мера призвана повысить уровень ответственности за возможное разглашение информации лицами, которые стремятся извлечь материальную выгоду за разглашение секретной информации);
- Постоянное совершенствование системы ЗСПД (непрерывные попытки иностранных спецслужб взломать данные сегмента нуждаются в достойном отпоре в виде постоянных усовершенствований и обновлений военной сети «Интернет»);
- Создание психологических тестов для к ЗСПД (только успешно сдавшие тестирование лица могут претендовать на доступ к секретным данным. Это нововведение ставит своей целью попытку защитить данные от недобросовестного лица, которое может передать данные).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На сегодняшний день, вопросам защиты сведений ограниченного распространения, в отечественной правоприменительной практике уделяется достаточно большое внимание. Действующий Федеральный закон от 27.06.2006 № 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[24], подразделяет всю информацию на общедоступную (ст. 7) и информацию ограниченного доступа (ст. 9), к которой в свою очередь отнесены сведения, составляющие государственную тайну, а также конфиденциальная информация. Ограничение доступа к подобной информации устанавливается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Наиболее защищаемыми сведениями с точки зрения норм права, организационных, технических и иных мер, являются сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [25] , государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень таких сведений закреплен Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[26]. Кроме того, каждый из субъектов, осуществляющих использование указанных сведений, самостоятельно принимает ведомственные нормативные акты, регламентирующие вопросы засекречивания таких сведений и организации работы с ними. В подавляющем большинстве случаев, они носят закрытый характер и недоступны для всеобщего ознакомления.
Защита сведений, составляющих государственную тайну, является комплексным мероприятием, осуществляемым с целью предупреждения разглашения таких сведения лицам, которые не допущены к ним в установленном законом порядке.
Мероприятия по защите могут быть условно разделены на несколько групп:
- Направленные на соблюдение установленного порядка допуска к таким сведения;
- Направленные на наделение особым ограничительным статусом для лиц, обладающих такого рода сведениями;
- Карательные меры, то есть те, которые направлены на привлечение лиц, виновных за разглашение такого рода сведений, к юридической ответственности;
- Направленные на установление средств технической защиты государственной тайны[27].
При этом стоит отметить, что указные меры рассчитаны в первую очередь на «штатную» работу с такими сведениями, теми лицами, которые к ним допущены в установленном порядке. Однако эффективность использования данных механизмов в значительной степени меняется, когда доступ к рассматриваемой информации получают лица, чей правовой статус не предполагает работу со сведениями, составляющими государственную тайну на постоянной основе. И здесь, в первую очередь, речь идет об участниках уголовного процесса, вовлеченных в расследование и судебное рассмотрение уголовных дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Несомненно, действующим уголовнопроцессуальным законодательством [28] предусмотрены объективно-необходимые средства защиты указанных сведений, однако, по мнению ряда авторов, они носят бессистемный и фрагментарный характер[29].