Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс передачи шифрованной информации состоит в обмене информацией между двумя або­нентами. В связи между двумя абонентами существует некто, желающий перехватить данную инфор­мацию. В отличии от электромагнитных сигналов данная информация не распознается в первоначаль­ном виде, до того момента, пока абонент-получатель не произведет расшифрование информации.

Процедуры шифрования и расшифрования используют некоторые секретные данные, называемые ключами, причем в некоторых криптосистемах ключ шифрования и ключ расшифрования совпадают, а в других — различаются. Ключи известны только абонентам криптосистемы, причем для обмена данными с различными пользователями один и тот же абонент может использовать различные ключи[18].

Это не все способы защиты информации, их большое множество, однако, нами были выделены наиболее распространенные, применяемые в мирное время.

Информация для того, чтобы ее беречь и государство должно позаботиться о сохранении тайны, разрабатывая новейшие механизмы для ее защиты. Также, по-нашему мнению, в большей защите нуждается не только информация, составляющая государственную тайну, но и персональные данные. Переход к информатизации данных, появление информационных ресурсов, содержащих полные све­дения о лице, ненадлежащим образом защищены. Попадание в базу вредоносных объектов приведет к утечке или пропаже данных, а в связи с этим остановятся процессы по оказанию услуг, например, по регистрации, выдаче, замене документов. Следовательно, в данной сфере также стоит продумать си­стему защиты информации в программах ЭВМ.

2.2 Разглашение государственной тайны в зале суда

Государственная тайна может рассматриваться как информация, которой может обладать только определенный и довольно узкий круг людей. В то же время перечень информации, составляющей государственную тайну, охраняется правоохранительными органами.

Согласно действующему Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», государственная тайна это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.


Сохранение государственной тайны гарантируется установлением ответственности перед федеральным законодательством.

Защита государственной тайны является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов.

Меры государственной защиты могут применяться, в том числе к различным участникам уголовного процесса, например, потерпевшим и свидетелям. В уголовном кодексе и ранее была статья 311, которая предусматривала арест до четырех месяцев тем лицам, которые разгласили ставшие им известными по службе сведения о мерах безопасности в отношении защищаемых лиц. Теперь же такой поступок может караться по статье 283 УК РФ («Разглашение государственной тайны»). Наказание по ней предусмотрено в виде лишения свободы на срок до четырех лет или, если деяние повлекло тяжкие последствия, на срок до семи лет.

Но, наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот - намеренному проявлению бездействия;

наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;

наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия - то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.

Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ, статья 241), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ, статья 24.3), Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ, статья 10), Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ, статья 11) практически одинаково определяют порядок реализации принципа гласности судебного разбирательства. В указанных законодательных процессуальных нормах указывается, что, как правило, разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, указанных в законе (государственная тайна, коммерческая тайна, неприкосновенность частной жизни и др.). В этих случаях может проводиться закрытое судебное заседание, о чём суд обязан вынести мотивированное определение.


Но есть также случаи, когда нельзя отказаться от раскрытия одного или нескольких документов, содержащих информацию, составляющую государственную тайну в судебном заседании, то суд может на время такого раскрытия удалить всех присутствующих в зале суда, оставив только участников в процессе. В любом случае процессуальное законодательство не запрещает. Этим действием суд просто обеспечивает баланс прав обвиняемого и интересов государства, охраняемого законом о государственной тайне.

Кроме того, с просьбами о рассекречивании информации, классифицированной как государственная тайна, право обжаловать соответствующие органы и граждан, включая подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и их адвокатов. Уклонение должностных лиц от рассмотрения такой просьбы в соответствии с законом влечет административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Действительность обращения информации к государственной тайне также может быть обжалована в суд. Важно только то, что процедуры такого обращения, насколько это возможно, проводятся до начала судебного заседания по делу. Если с жалобой обвиняемый или его адвокат обращаются в суд, на время рассмотрения такого заявления основное судебное расследование по делу должно быть приостановлено. Когда суд признает необоснованность классификации информации, эта информация подлежит рассекречиванию в установленном порядке, т. е. о решении органа, который классифицировал эту информацию. Однако, как правило, по такому достаточно сложному пути редко кто идет. Однако, как правило, на таком довольно сложном пути очень мало людей. Суды руководствуются частью 1 статьи 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая обязывает разбирательство проводиться на публичных (открытых) слушаниях, за исключением случаев, когда оно противоречит интересам защиты государственной тайны. В целях защиты государственной тайны, они должны ограничить права обвиняемых. Поскольку «секретный» файл присваивается уголовному делу следственным органом, суд не имеет права рассекречивать тот или иной материал. Поэтому, как правило, для них назначаются закрытые слушания, что часто приводит к ненормальным отношениям между сторонами при рассмотрении дела, смещению акцента на эмоциональную сторону и т. д.

Дело в том, что часто в материалах многих таких случаев нет информации о том, что согласно статье 12 Закона об оперативно-розыскным действиям, по сути, составляют государственную тайну и подлежат классификации. Оперативные органы и следователи, таким образом, часто «скрывают» грубые нарушения закона во время проведения расследования, и как следствие выявляются нарушения прав человека, недостойные методы проведения допроса, конфронтация, использование технических средств, фальсификация материалов и другие злоупотребления.


Бывает, что в подобных делах просматривается наличие сведений о криминальном характере бизнеса потерпевших, на сторону которых порой становятся правоохранительные органы и спецслужбы, осуществлявшие ОРД. Незаконные оперативно-розыскные действия, возбуждение уголовного дела и его классификация от широкого круга лиц, которые могут положительно повлиять на результаты расследования, полиция и службы безопасности фактически защищают вышеупомянутый преступный бизнес и его представителей, которые в «бизнес-сленге называется «взять под свою крышу». Все внимание следствия в таких случаях оказывается сосредоточенным только на действиях обвиняемого, так называемая «жертва» абсолютно защищена, поскольку секретность дела является дополнительным ресурсом в его пользу.

На таких судебных заседаниях, слушанья превращаются в драматические события, где их защитники пытаются всеми средствами добиваться общественных слушаний, а суды по-своему отказываются. Между тем тайна дел и проведение закрытых судебных разбирательств в этом отношении серьезным и абсолютно неоправданным способом с точки зрения защиты государственной тайны ограничивают не только процессуальные права обвиняемых, но также права человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными нормами. В частности, Конституция Российской Федерации, международно-правовые нормы в области прав человека, федеральные законы требуют от государства предоставления лицам, участвующим в процессе уголовного правосудия, адекватных гарантий защиты своих прав и свобод.

Право каждого на справедливый и прозрачный суд закреплено в таких важных международно-правовых документах, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Эти документы вместе со вторым Факультативным протоколом, принятые в 1989 году, имеют общее название - Международный законопроект (билль) о правах человека. Совет Европы 4 ноября 1950 года принял Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах, в которой закреплены аналогичные стандарты в области прав человека в Европе.

Согласно части 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законом в открытом судебном разбирательстве, в котором ему предоставлены все возможности для защиты». Таким образом, это правило относится к трем основным критериям справедливого судебного разбирательства: презумпция невиновности, право на защиту, право на открытие дела.


Таким образом, основой для рассекречивания информации является изменение объективных обстоятельств, в результате чего осуществляется неудовлетворительная защита информации, составляющей государственную тайну. Ориентируясь на верховенство права, подсудимый, обвиняемый и адвокат, вопросы перед следователем, прокурором и судом о рассекречивании таких дел, как указано выше, должны быть обговорены заранее. А в случае отказа, обжаловать такие решения в установленном судебном порядке. Так же обвиняемый и его адвокаты, наряду с правом на обжалование незаконности засекречивания информации, могут также обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющих их право на информацию.

Таким образом, следует отметить, что защита, используемая в уголовном процессе информации, содержащей государственную тайну, имеет определенную правовую основу, в отличие от других видов информации ограниченного доступа. В принципе, при судебном разбирательстве, при наличии достаточных оснований, последний может приобретать статус «другой тайны, защищенной федеральным законом тайны», а также подпадает под действие пункта 1 части 2 ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса, что позволяет разрешить вопрос о закрытом судебном разбирательстве. Однако практические работники не всегда могут правильно оценить такие обстоятельства, и поэтому целесообразно иметь дополнительный уголовно­правовой механизм для защиты конфиденциальной информации в различных ситуациях.

2.3 Телекоммуникационные сети «Интернет» в передаче данных, содержащих государственную тайну

Немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц еще в XIX веке в своем фундаментальном трактате «О войне» написал: «Бой определяет вооружение и устройство войск, но последние в свою очередь видоизменяют бой; таким образом между ними происходит взаимодействие»[19]. Спустя два столетия эта цитата как никогда в фаворе аналитиков оборонных ведомств ведущих государств мира, чья международная политика определяет завтрашний день всего человечества среди которых не исключением являются специалисты из России, которые стремятся подготовиться к бою с учетом введения в строй современного вооружения и реформирования устройства войск, а также к новым вариантам столкновений, в том числе и на полях всемирной паутины. В XXI столетии благодаря наследию XX века все больше вспыхивает региональных конфликтов, однако основные битвы будут проходить в телекоммуникационной сети «Интернет», чьей главной ценностью является секретная информация, представляющая интерес для оборонных ведомств иностранных государств. Чтобы упредить возможность получения данных, составляющих государственную тайну, отечественные специалисты создают условия, благодаря которым оказывается возможным сохранить секретные данные.