Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время такое понятие, как государственная тайна, регламентируется главным обра­зом Законом Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1. Согласно данному нормативному правовому акту, государственная тайна - это та информация, которая защища­ется государством в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нане­сти ущерб безопасности Российской Федерации.

Дополняет и развивает положения вышеуказанного нормативного правового акта Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке до-уска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Целью данной работы является исследование современного законодательства о защите государственной тайны, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты регулирования государственной тайны;

- изучить практические аспекты защиты государственной тайны;

- выявить проблемы использования сведений, составляющих государственную тайну в уголовном процессе Российской Федерации.

Объект исследования – государственная тайна.

Предмет исследования – законодательная база защиты государственной тайны.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1 Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль


Государственная тайна - это сведения, защищаемые государством в рамках его военной, внеш­неполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Отнесение тех или иных сведений к государственной тайне продиктовано необходимостью обес­печения безопасности государства, что влечет за собой законодательное ограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 (ч.ч. 1, 4) Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способо[1]. При этом эта же статья содержит указание на то, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется феде­ральным законом. Понятие обеспечения безопасности государства весьма широко. Имеется в виду обеспечение безопасности в военной сфере, в сфере науки и техники, экономической безопасности, безопасности во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности РФ, безопасности в раз­ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Государство призвано защищать своих граждан, себя, свой конституционно-правовой строй от каких-либо посягательств как внешних, так и внутренних врагов. Одним из главных методов такой государственной защиты является отнесение сведений из той или иной указанной сферы к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой. В связи с отнесением сведений из указанных областей к государ­ственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой, возникают правовые отно­шения. Правоотношения - это отношения, которые порождают взаимные права и обязанности участву­ющих в них сторон. Например, отнесение сведений к государственной тайне влечет обязанность долж­ностных лиц, государственных органов, имеющих к ним доступ, граждан, получивших к ним доступ, не разглашать эти сведения неопределенному кругу лиц. Главной и определяющей целью законодатель­ства о государственной тайне является задача - избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Перечень сведений составляющих государственную тайну составляют:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью. Так, например, согласно п. 4 Перечня све­дений, отнесенных к государственной тайне утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203) вопросы отнесения к государственной тайне сведений раскрывающих содержание документов по приведению войск в различные степени боевой готовности, о составе или состоянии систем управ­ления войсками - МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, Росгвардия, ФСО России, ГУСП[2].

Россия, получив официальный статус члена Совета Европы, взяла на себя обязательство по приведению национального законодательства в соответствие с европейскими правовыми принципами и стандартами. Это относится к определению более совершенных правовых, организационных средств и способов усиления защиты прав и законных интересов личности в сфере защиты государственной тайны[3].

Необходимость отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами за­секречивания сведений должны обосновать органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны). Если эти сведения подпадают под пе­речень сведений, подлежащих засекречиванию, действующем в данном органе, на данном предприя­тии, в данном учреждении и организации, то вопрос об их засекречивании решает руководитель данно­го органе, предприятия, учреждения, организации. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Указанное должностное лицо должно обладать полномочиями по засекречиванию сведений.

При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, со­держащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприя­тий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его допол­нению (изменению).

  1. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесе­нию сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государ­ственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные орга­ны, и устанавливается степень их секретности.

В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной тех­ники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Это необходимо, поскольку, такие сведения, могут раскрывать существо новейших достижений в обла­сти науки и техники, и использоваться в создании принципиально новых изделий, технологических про­цессов в различных отраслях экономики, а также определять качественно новый уровень возможно­стей вооружения и военной техники, повышения их боевой эффективности. Несомненно, разглашение этих сведений может нанести ущерб интересам государства.

Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Если они содержат данные, разглашение которых может причинить ущерб государственным интере­сам, то содержание таких перечней засекречивается.

Таким образом, можно отметить, что в понятие государственной тайны входит не только защита информации в области безопасности государства, но и совокупность мер, применяемых в политиче­ской, экономической и других сферах деятельности, направленных на достижение данной защиты.

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты определены в соответствии с конституционным регулированием. Во-первых, полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей, а во-вторых, распреде­лением предметов ведения между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного само­управления.

Так предусмотренные п. 1 ст. 4 полномочия Палаты Федерального Собрания:

  • осуществлять законодательное регулирование отношений в области государственной тайны;
  • рассматривать статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализа­цию государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • определять полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

При рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной в соответствии с Регламента­ми Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должны проводить закры­тые заседания. При этом сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тай­ну, обсуждаемые на закрытом заседании, разглашению и распространению не подлежат. Ознакомле­ние депутатов Государственной Думы со стенограммой закрытого заседания Государственной Думы и с приобщенными к ней материалами производится в указанном подразделении Аппарата Государ­ственной Думы под расписку[4].


Президентские полномочия также предопределены его статусом и полномочиями, предусмот­ренными Конституцией РФ. Во исполнение своих полномочий Президентом РФ утвержден Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утв. распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп)[5].

Правовой основой полномочий Правительства РФ в области отнесения сведений к государствен­ной тайне и их защиты является полномочие, предусмотренное Конституцией РФ, накладывающее на Правительство РФ обязанность принимать меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности. Все остальные перечисленные полномочия Правительства РФ, предусмотренные ст. 114 Конституции РФ[6], так или иначе, связаны с необходимостью применения государственной тайны.

Так, например, согласно п. 4 ст. 5 закона к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопас­ности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации, а согласно п. 3 этой же статьи к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения о финансовой по­литике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное рас­пространение которых, может нанести ущерб безопасности государства.

Полномочия Правительства Российской Федерации в области отнесения сведений к государ­ственной тайне и их защиты условно можно подразделить на две группы: полномочия Правительства, при реализации которых, оно само издает нормативно-правовые акты и полномочия Правительства, реализуя которые, оно подготавливает проекты нормативно-правовых актов, издаваемых иными органами государственной власти. Кроме изложенных в п. 3 ст.4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О гос­ударственной тайне» содержатся следующие полномочия Правительства Российской Федерации в об­ласти отнесения сведений к государственной тайне и их защиты:

  • по представлению на утверждение Президенту Российской Федерации состава, структуры межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней. Данное полномочие реализовалось в издании Президентом РФ Указа, которым утверждено Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (утв. Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286)[7];
  • по установлению порядка разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Данное полномочие реализовалось в утверждении постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 443 Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне[8]. Эти Правила, определяют порядок разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.