Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Режим защиты государственной тайны: понятие, содержание, органы, осуществляющие контроль).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данным нормативным актом определен следующий порядок разработки перечня сведений, отне­сенных к государственной тайне: Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, представляют в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны предложения о включении сведений в проект перечня в соответствии со своей компетенцией, перечнем сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона и методическими рекомендациями Межведомствен ной комиссии по защите государственной тайны.

Вместе с тем, в законе «О государственной тайне» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного са­моуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пре­делах соответствующих территорий:

  • обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприя­тиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также све­дений, засекречиваемых ими;
  • обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Фе­дерации;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в от­ношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
  • реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государ­ственную тайну;
  • вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

Органы судебной власти в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Гражданскими делами о нарушениях законодательства Российской Федера­ции о государственной тайне, как правило, являются иски о восстановлении на работе лиц, уволенных в связи с прекращением доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, а также заявле­ния об оспаривании действий государственных органов и должностных лиц в связи с отказом в выезде за границу. Уголовные дела связаны с наличием уголовной ответственности за преступления, направ­ленные против безопасности государства, его конституционного строя и соответственно защищенности сведений, составляющих государственную тайну.


Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие преступления в области защиты государственной тайны: ст. 275. Государственная измена, ст. 276. Шпионаж, ст. 283. Разглаше­ние государственной тайны, ст. 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государствен­ную тайну, ст. 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Описание составов данных преступлений содержится в разделе X УК РФ (Преступления против государственной власти)[9].

Эти деяния нечасто становятся предметом научного анализа, в частности, по уголовному правуза все время существования УК РФ защищено только две кандидатские диссертации на указанную те­му. Отчасти подобное отношение объясняется тем, что преступления, затрагивающие государственную тайну, давно известны российскому уголовному праву, даже редакция соответствующих норм фактиче­ски оставалась неизменной на протяжении десятилетий[10].

Таким образом, нами была произведена характеристика режима защиты государственной тайны, дано ее определение, раскрыто содержание и полномочия органов власти. Считаем, что данная сфера является важнейшей в рамках обеспечения безопасности страны и защиты ее интересов. Регулирова­ние данного вопроса достаточно четко распределено между ветвями власти, что обеспечивает надеж­ную реализацию защиты информации и других объектов государственной тайны.

1.2 Реализации положений о государственной тайне в службы

Детализирует перечень сведений, которые следует относить к государственной тайне Указ Прези­дента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Также, в статьях 5 и 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» имеются данные о том, что же еще следует относить к государственной тайне.

Однако, на практике возникают спорные ситуации в ходе реализации положений вышеуказанных нормативных правовых актов в сфере государственной гражданской службы.

Так, по одному из судебных разбирательств, гражданин А. обратился в суд с исковым заявлени­ем к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации о признании не соответствующим законодательству распоряжения о прекращении допуска к государственной тайне, приказа и распоря­жения об увольнении[11].


Истец А. занимал должность в исполнительном органе государственной власти субъекта Россий­ской Федерации. При назначении на должность истца А. был оформлен допуск к сведениям, которые являются государственной тайной. Ему был проведен инструктаж по порядку работы со сведениями, которые выступают государственной тайной. Также, истец был ознакомлен под роспись с обязанностя­ми, связанными с выездом за границу Российской Федерации. Кроме того, истцом подписаны обяза­тельства о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, которые выступают приложениями к служебному контракту, а также он был предупрежден о том, что в случае даже однократного нарушения взятых на себя обязательств защиты государственной тайны его допуск к государственной тайне может быть прекращен.

Однако, несмотря на все вышеуказанное, истец А. неоднократно выезжал за пределы Россий­ской Федерации во время отпуска, чем нарушал действующее законодательство Российской Федера­ции в сфере государственной тайны.

После того, как данные обстоятельства стали известны руководителю, в отношении истца была проведена служебная проверка, и эти факты были подтверждены заключением служебной проверки. Затем руководитель государственного органа принял решение о прекращении допуска истца А. к све­дениям, составляющим государственную тайну и освобождении от замещаемой им должности.

Суд отказал в исковых требованиях истцу А. и пришел к выводу, что действия руководителя гос­ударственного органа были осуществлены в соответствии с действующим законодательством Россий­ской Федерации, так как вышеуказанные действия истца А. являются нарушением принятых им на себя обязательств.

По нашему мнению, суд правильно разрешил данный спор, так как согласно п. 8 ч. 1. ст. 37 Фе­дерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации», прекращение допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям, выступает од­ним из оснований, по которым может быть расторгнут служебный контракт по инициативе представите­ля нанимателя[12].

Также стоит отметить, что в данной ситуации действующее законодательство не обязывает представителя нанимателя предлагать уволенному работнику другие должности гражданской службы. Однако, по нашему мнению, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государ­ственной тайне не повлекло никаких негативных последствий, то существует возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.


Следующий аспект, который будет рассмотрен, это действия руководителя по защите государ­ственной тайны.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что, если руководитель государственного органа, на которого возложена ответственность за организа­цию защиты государственной тайны, не осуществляет надлежащий контроль за выполнением подчи­ненными сотрудниками принятых на себя обязательств по соблюдению требований законодательства о защите государственной тайны может выступать основанием для прекращения его допуска к госу­дарственной тайне[13].

По нашему мнению, это довольно важный аспект деятельности руководителя государственного органа, на которого возложена ответственность за организацию защиты государственной тайны. Пра­вильно организованный контроль за подчиненными служащими позволяет самым эффективным обра­зом обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Также в данной ситуации существует возможность предложить руководителю государственного органа иной должности, которая не предполагает допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что вопросы, связанные с государственной тай­ной, имеют непосредственное влияние на национальную безопасность государства. Однако, нами ви­дится возможность предложить служащему государственной гражданской службы иную должность в государственном органе, которая не требует допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если нарушение обязательств в сфере реализаций положений о государственной тайне не по­влекло никаких негативных последствий.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

2.1 Защита информации, составляющей государственную тайну, при передаче по каналам связи

Обладание и распространение информации не всегда является свободным, если данной инфор­мации присуще свойство конфиденциальности, закрытости. Так образуется отдельный вид сведений - «ограниченного доступа».


Целью ограничения доступа к информации является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Доступ к такой информации ограничен специальными законами. Так Федеральный закон «О гос­ударственной тайне»[14] содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну. Пере­чень конкретизируется Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к госу­дарственной тайне»[15].

Закрепление только перечня сведений, составляющих государственную тайну, а также установ­ление ответственности за ее разглашение не обезопасит от возможных случаев ее распространения, передачи и использования в противозаконных целях. Для этого существует большое количество меха­низмов защиты информации, одни из которых стоит рассмотреть подробнее.

Само по себе создание многоуровневой системы защиты информации возможно только при наличии материальных средств. Что касается способов, то они зависят от данных передаваемых в ви­де звуковых сигналов, либо оцифрованных текстовых предложений.

Говоря о передаче информации в мирное время, все же следует говорить о передачи информа­ции по компьютерной сети.

Для того чтобы обеспечить безопасную передачу данных или просто безопасное обладание дан­ными на ЭВМ (электронной вычислительной машине), необходимо обеспечить следующие условия:

  1. Изоляция оборудования от возможного перехвата информации на излучаемом уровне). Способом предотвращения распространения информации в таком случае может стать радиопоглоща­ющие покрытия.

Получение информации возможно по следующему способу. Данный способ, изображенный А.А. Хоревым, является перехватом информации СВТ абонента владеющего информацией к абоненту, пе­рехватывающему побочные электромагнитные излучения (ПЭМИ).

  1. Защита информации посредством электромагнитного экранирования[16]. Данных механизм связан с обеспечением должного уровня безопасности аппаратуры обработки информации, при взаи­модействии на него электромагнитного поля другой аппаратуры.
  2. Криптография (шифрование) - это преобразование информации с целью сокрытия ее смысла[17].

Остановимся на криптографии. Целью применения криптографических методов является защита информационной системы от целенаправленных разрушающих воздействий (атак) со стороны противника. Способы защиты существенно зависят от ситуации: от какого рода угрозы необходимо защи­щаться, какими возможностями обладает противник.